События Дом

Сказкотерапия как инструмент достижения цели или почему колобка съели

Первым, да и по большому счету, единственным кто занимался анализом сказок, был русский ученый Владимир Яковлевич Пропп. Он выделил постоянные повторяющиеся элементы в сказке и разбил их на функции, которые осуществляются главным героем. Всего их 31.

Таким образом, строится вся структура сказочного повествования и под эту модель подходят все сказки, когда-либо написанные, или те, которые еще будут написаны. 

Нам же видится, что все эти функции сводятся к еще более простой модели сказочного мира. Мало того, эта модель полностью иллюстрирует модель поведения человека. Рассмотрим данную модель в действии.

В любой сказке есть «главный герой» или протагонист. Он, в свою очередь, идет по некоему пути. Этот путь можно позиционировать, как жизненный путь человека и разбить его на несколько этапов.

 

1) Отправная точка. 

Все сказки начинаются с фраз «жили-были», «в некотором царстве…», «давным-давно», и т.д. Подобные формулировки дают нам некоторую стартовую точку, откуда начинают развиваться события.

2) Становление на путь.

Переход от отправной точки на путь осуществляется с помощью нескольких вариантов. В первую очередь, примечательно, что мотивом для перехода могут служить два взаимоисключающих фактора:

внутренняя инициатива (инициатива протагониста );

• внешняя инициатива (инициатива посредника) .

К внутренней инициативе перехода относится первый вариант выхода из отправной точки, это добровольный уход.

Остальные три относятся к внешней инициативе – это изгнание, повеление или просьба. Но в дальнейшем при прохождении героем испытаний, внешняя инициатива может преобразоваться во внутреннюю инициативу, посредствам появления у персонажа внутренней цели при прохождении пути. Остановимся подробнее на каждом из факторов перехода.

A. Добровольный уход (внутренняя инициатива).

Мотив: 

a. уход от чего-либо

b. уход для чего-либо 

Самым ярким примером первого мотива служит русская-народная сказка «Колобок». Его мотивом был уход из дома, таким образом, он попал на путь.

Примером для второго мотива является сказка «О трех богатырях», где богатыри добровольно отправляются в путь, чтобы кого-нибудь спасти.

B. Изгнание (внешняя инициатива).

Этот путь иллюстрирует отсутствие у протагониста выбора и несформированность собственных мотивов, так как он оказался на пути не по собственной воле.

Иллюстрацию данному фактору перехода можно найти в сказке «Волшебник изумрудного города», когда злая ведьма с помощью урагана перенесла домик Элли в сказочную страну.

C. Повеление или просьба (внешняя инициатива).

В данном случае для примера подойдут сказки «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Морозко».

Теперь рассмотрим цели главного героя. Цель пути всегда поисковая. Она обусловлена двумя факторами:

1) поиск утерянного;

2) поиск желаемого.

Только наличие цели предполагает успешное прохождение пути и достижения результатов.

Обратимся к примеру. У колобка после исполнения мотива ухода не формируется мотив «для чего», или иными словами цель и испытания, встречающиеся на пути, он не проходит. 

Кстати, о колобке.

Сказка это, конечно, русско-народная, но почти во всех странах есть свой колобок. Это может быть и пирог, который убежал от двух немецких теток и пицца, умахнувшая со сковородки итальянского шеф-повара. И всегда мучное изделие подстерегают острые зубы лисы, свиньи, опоссума, птеродактиля и.т.д.

Тут конечно можно долго спорить о том, что у мучного изделия мол, предназначении такое – чтобы его съели, и против судьбы не попрешь!

Но кто сказал, что предназначением нельзя руководить? Ведь стоит пирожку обрести цель, так он тут же станет героем-любовником и будут они жить вместе со своей подругой-булочкой в какой-нибудь европечи.

Вспомним сказку знаменитого итальянского писателя Джанни Родари «Приключения Чипполлино».

Герой революции и вымышленная надежда всех итальянцев на светлое будущее имела вполне себе конкретную цель и не стала частью овощного салата. Хотя предназначение луковицы нам вполне понятно.

Так же как и предназначение Ивана-дурака, Царевны-Несмеяны и прочих стереотипных героев, которые в течение пути все-таки нашли цель и достигли результатов. При этом заметьте, перестав быть дураками и несмеянами.

Возвращаемся к нашей схеме.

3) Испытания на пути.

На протяжении всего пути главный герой проходит испытания. 

4) Плата за испытания.

Проходя испытание, герой вознаграждается, не проходя, наказывается.

Назовем это явление – плата.

К теме иллюстрации платы подходит сказка «Морозко». Старуха отправляет свою падчерицу за хворостом в глубокий, холодный лес. Там девушка встречает Морозко и, не смотря на угрозу смерти, относится к нему с добротой и лаской. Затем, по одной из версий сказки, девушка оказывается в жилище своего спасителя и наводит там порядок, после чего возвращается с золотом на коне и в шубе! Здесь у главной героини есть конкретная цель – выжить, и именно поэтому преодолевает все испытания на пути.

После случившегося, старуха отправляет свою родную дочь в этот же самый холодный лес, но уже не за хворостом, а за приданным. Как мы знаем, девушка испытания не проходит, и по одной из версий, Морозко ее убивает, по другой - она возвращается с неприятными «подарками». Что же произошло здесь? Вроде бы и в одном и в другом случае цели вполне определены?

Здесь мы сталкиваемся с проблемой внешних и внутренних инициатив. Дело в том, что в первом случае падчерица знала, зачем ей нужно выжить, во втором же приданное было желанием матери, но не дочери.

У дочери не было понимания, зачем ей приданное. И дело именно в этом, а не в том, что она скверна характером. Ведь в сказке очень много примеров, когда не очень положительные герои становятся на путь истинный. В данном случае этого не произошло, потому что у дочери не было ответа на вопрос зачем, который в свою очередь отвечает за целепологание.

Идем дальше. 

5) Бонусы и компаньоны.

Мы уже говорили, о том, что при прохождении испытания герой вознаграждается.

Чем же?

В первую очередь он продвигается к достижению своей цели, во вторых всегда получает бонус.

Чем может быть бонус в сказках?

Давайте разбирать на примере.

Вспомним сказку «Гуси – лебеди».

После пропажи брата Машенька отправилась, как это водится, искать его в самый темный лес. Там она встретила трех персонажей: Печь, Яблоню и Речку. Все просили ее о помощи и Машенька соглашалась. Конечно, она могла этого и не делать, но тогда, на обратном пути, они бы не спрятали ее братца от преследователей. И в этом случае все повторилось бы сначала, пока Машенька не поняла, что жителям страшного и темного леса надо помогать.

Приведем пример платы из реальной жизни. Вы сидите дома, и вам захотелось перекусить.

Вы выходите из отправной точки (с кровати, например) и идете к холодильнику с конкретной целью. Встали на путь, приложили усилия. Чем не испытание? Пойдем дальше. Для начала вы достаете все необходимые для перекуса продукты. Пусть это будет бутерброд. Достаете хлеб, колбасу, помидорку. А теперь самое интересное! Предположим, что хлеб и колбаса уже порезаны за вас в магазине.

Вроде бы экономите время и силы? Да, но платите за это деньгами, то есть переплачиваете за нарезку. В общем, доделываете бутерброд и кушаете.

Испытание пройдено! Казалось бы мелочь! Но на этот процесс вы затратили силы, время, деньги!

А если вы решили не делать себе бутерброд и ленится, то рано или поздно вам все равно придется поесть, но за потраченное впустую время вы тоже заплатите, физической болью, к примеру.

Спросите, а как же диета? Здесь вы тоже платите, только как раз физическим дискомфортом за красивую фигуру.

Здесь, как раз, все и упирается в целеполагание.

Но вот, что может произойти. Вы соблюдали программу полугодичной диеты три дня и потом не выдержали и стали есть как обычно. Соответственно, вот и наказание вам в лице трех дней бессмысленных страданий. На наш взгляд, мы уже достаточно плотно подошли к тезису, что за все надо платить.

Возвращаемся к бонусам. При прохождении испытаний, как видно из приведенных выше примеров, мы получаем либо компаньона, либо подарок. Подарок равнозначен сложности пройденного испытания. По сути мы получаем свойства того объекта, на который было направленно испытание. В случае с бутербродом, это не только удовлетворение витальных потребностей, но и прекрасный вкус сочной копченой свининки. И это аксиома! При прохождении любого испытания есть бонусы, просто мы не всегда обращаем на это внимание, в то время как сказка утрирует этот аспект.

Про неодушевленные бонусы все стало ясно, теперь будем разбираться с компаньонами. Возвращаемся к сказке «Волшебник изумрудного города».

Элли по дороге в изумрудный город встретила Чучело, Железного человека и Трусливого льва. Всем им она помогала и после этого они уже вместе шли к общей цели и последующие испытания проходили вместе, по сути, деля ответственность на троих.

Вернемся к реальной жизни и представим следующую ситуацию.

Вы окончили школу и, предположим, что по собственной воле решили поступить в институт. Ну, или по настоянию родителей с повелением: «Иди туда, не зная куда и принеси то, не зная что». Сейчас это не так важно. Перед вами стоит задача. И вы, как в волшебной сказке, проходите три испытания в виде экзаменов и в итоге встречаете мудрого старца, который протягивает вам билет в сказочный мир науки. Проходя вступительные экзамены, вы, так или иначе, встречаете на своем пути соратников объеденных общей целью. Советуетесь с ними, делитесь опытом, положительными или отрицательными эмоциями, таким образом, получаете свои бонусы.

В завершении разговора об испытаниях необходимо упомянуть еще об одной важной вещи. Если говорить о том, что бонусы и награда равнозначны сложности испытания, это значит что и приложенные усилия должны быть равны сложности испытания. Испытание считается проваленным не только при не прикладывании или прикладывании недостаточных усилий, но и тогда, когда усилий затрачено слишком много.

На примере с бутербродом это может отражаться следующим образом: вы делаете не один бутерброд, а 10, при этом, предположим, что эта цифра – больше, чем вам нужно для того, чтобы насытиться. Что делать с оставшимися бутербродами? Вы можете отложить их до лучших времен, пока и без того пострадавшая свинина не пройдет вторую реинкарнацию или в ближайшие два дня питаться уже не первой свежести обветренными бутербродами. И все это происходит из-за отсутствия целеполагания. То есть ответа на вопрос: «Зачем вам столько бутербродов?», - нет.

Для того, чтобы подтвердить данное утверждение на сказочном примере обратимся к сказке «Золотая антилопа».

Когда раджа приказывает антилопе дать ему золота, антилопа спрашивает: «Сколько тебе нужно?». Раджа отвечает: «Много!» Итог мы все знаем. Золото превратилось в черепки, и раджа задохнулся в собственном ненужном богатстве. Почему финал сказки именно таков? Опять же, не потому что раджа очень плохой и жестокий человек, а потому что он не знал, ЗАЧЕМ ему столько золота. 

Есть любопытная статистика: из 20 человек выигравших в лотерею большой денежный приз, лишь 2-е смогли сохранить и преумножить капитал.

Итак, все испытания пройдены и вы на финишной прямой, поступили в институт, сделали бутерброд, спасли принцессу и получили за все это бонусы! Сказка закончилась, осталось только вынести из нее урок. 

Исходя из выше изложенного материала, можно сделать вывод о том, что человек живет, повторяя сказочную модель поведения. Таким образом, сказка, ни больше, ни меньше – метафора наших стратегий поведения.

Любой наш поступок в прошлом или будущем прописан тысячи лет назад.

В нашей жизни нам, конечно же, встречались и добрые феи, и Змеи-Горынычи, сказочные принцы и принцессы, дураки и Несмеяны. Мы уже бродили по темному лесу и находили волшебный клубок, который вывел нас оттуда. Из некоторых сказок мы выходили королями, а из некоторых так и не вышли, оставшись Иванами-дураками.опубликовано econet.ru

Автор: Евгений Ланге

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтактеОдноклассниках

Источник: http://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

Добавить комментарий

Что-то интересное

    Больше материалов
    Больше материалов
  • facebook
    Нажмите Нравится,
    чтобы читать Econet.ru в Facebook
    Спасибо, я уже с Econet.ru!