События Дом

Джеймс Глик о том, как интернет сводит нас с ума и что с этим делать

Писатель и популяризатор науки Джеймс Глик, один из главных исследователей теории информации и хаоса. Давайте узнаем , сколько информации во Вселенной, почему твиттер — это аномалия и как не сойти с ума в сети.

 

Джеймс Глик о том, как интернет сводит нас с ума и что с этим делатьДжеймс Глик, американский писатель, журналист и популяризатор науки

Что такое информация

Когда я писал о хаосе, все спрашивали меня, что такое хаос, когда я писал об информации, все спрашивали меня, что такое информация. Сейчас я пишу о путешествиях во времени, и, вероятно, все будут спрашивать меня, что такое время. Но если бы у этих вопросов был простой ответ, то о них не пришлось бы писать книги.

За последние 20 лет появились и мобильная связь, и интернет, люди стали буквально жить в информационных потоках, использовать слова «бит» и «байт», интересоваться теорией информации. Но четко определить, что такое информация, по-прежнему никто не может. Ни одно определение не будет исчерпывающим.

«Информация» — старое слово, которое долгое время означало что-то неопределенное. Мы окружены непрерывным потоком информации: книги, фильмы, чаты, репортажи в газетах, статьи в журналах, звуки и картинки. Индивидуальный для каждого из нас код ДНК тоже информация. Что у этих категорий общего?

Всей этой информацией можно делиться друг с другом, передавать ее по интернету и записывать на флешки. И вся эта информация может быть измерена битами — вы можете сказать, сколько информации содержится в конкретном сообщении, фильме или книге. В ДНК человека содержится гораздо больше битов информации, чем в обычной фотографии, но куда меньше, чем в Библиотеке Конгресса США.

 

Наш мозг и Вселенная просто гигантские CD-диски с ограниченным количеством информации на них

 

Никто не знает, сколько именно информации содержится во Вселенной, но важно понимать, что эта цифра существует. Количество информации во Вселенной не бесконечно. Как и в человеческом мозге, и в информационном носителе. Наш мозг и Вселенная просто гигантские CD-диски с ограниченным количеством информации на них.  

Что такое хаос и как его изменить

Мои основные темы изучения тесно связаны. Информация и хаос — два понятия, которые на самом деле описывают одно и то же — разницу между порядком и беспорядком. Хаос — это феномен неустойчивости, то, что мы не можем описать со 100%-ной вероятностью: погода и состояние экономики так же непредсказуемы, как частота биения сердца.

Но до появления теории хаоса эти феномены рассматривались отдельно: например, кардиолог никак не был связан с метеорологом. Со временем выяснилось, что связи между изучением проблем сердца и состоянием погоды существуют.

 

Информация, как и хаос, описывает явления категорий «порядка» и «беспорядка» и стойко ассоциируется с изменчивостью, неуверенностью и нестабильностью. Казалось бы, все должно быть наоборот: информация дает нам знания, а знания — это то, что совершенно противоположно неопределенности. Но, условно говоря, 1 бит информации — это один градус хаоса.

 

Земля не центр Вселенной. А мы не центр информации.

 

Люди создают информацию и поэтому считают себя креативными (от слова create — «создавать»). Каждый раз, когда кто-то что-то говорит, в мире появляется новая информация. Мы создаем информацию в телефонах, в интернете и даже в космосе. Но мне кажется, что людям стоит быть скромнее и не мнить себя единственными «креаторами» информации. Как и Коперник, заявивший, что Земля не центр Вселенной, можно успокоить людей и сказать, что мы не центр информации.

На своем опыте я понял, что у информации и у информационных потоков своя жизнь. Простой и очень красивый пример — это наши гены. Каждый человек является продуктом своих генов, а значит, и продуктом информации. Мы содержим информацию, которая с течением эволюции передается от человека к человеку и формирует нас с момента зачатия.

Новая информационная эра

Парадоксально, но факт, что информация, которую мы так ценим, медленно, но верно сводит нас с ума, превращаясь в неконтролируемый информационный поток. У каждой новой технологии всегда две стороны медали, каждый новый коммуникационный канал — это и дар и проклятие. Уже с появлением печатных книг и их распространением по миру, люди возмущались, что их слишком много: прочесть все и быть в курсе всего происходящего стало невозможно. Книги терялись в библиотеках, а библиотеки становились кладбищем книг. С появлением интернета все стало в разы хуже. Мы ежедневно оказываемся на кладбище информации, где крайне сложно ориентироваться.

Например, в твиттере ежедневно появляются миллиарды сообщений — просто удивительно! Коммуникационный канал, через который чуть ли не половина планеты ежедневно отправляет короткие сообщения, большая часть которых не имеет смысла и ценности, — это просто аномалия. Найти среди такого количества информации все сообщения, которые были бы интересны лично вам, не получится.

 

Опыт присутствия в твиттере и опыт присутствия в фейсбуке сравним с опытом посещения лавки сладостей

 

Опыт присутствия в твиттере и опыт присутствия в фейсбуке сравним с опытом посещения лавки сладостей, где на каждой полке рассыпаны тысячи вкуснейших и красивейших леденцов. Ты хочешь схватить все, до чего можно дотянуться. Но в этой лавке ты будешь не столько заворожен количеством доступных сладостей, сколько озадачен, фрустрирован и сбит с толку. Ты будешь знать, что где-то тут найдутся сладости еще вкуснее и еще красивее. Возможно, тебе нужны именно они, но их трудно найти и за них придется платить.

Джеймс Глик о том, как интернет сводит нас с ума и что с этим делать

Кому доверять: блогерам или «Википедии»

Я большой фанат «кладбищ» информации вроде «Википедии», но я знаю, что многие до сих пор относятся к ней с огромным недоверием, хотя ресурсом пользуются все. «Википедия» — очень качественный ресурс, но полностью полагаться на нее нельзя, потому что та статья, которую ты читаешь, могла быть изменена двадцать секунд назад пьяным школьником.

Но энциклопедии, как и другие печатные книги, тоже никогда не были идеальными. Книги противоречат друг другу. Энциклопедии противоречат друг другу. Даже очевидцы событий противоречат друг другу. Все противоречат друг другу! «Википедия» — один из ресурсов, который постоянно напоминает нам об этом, но это не значит, что не надо ее использовать.

Главное, чему нужно научиться при использовании интернета, — поиск и фильтрация. Google помогает нам фильтровать информацию, но не все результаты, которые он выдает, идеальны. Нужно понимать, что нельзя полагаться на топ-10 результатов поисковой системы. Как говорил Т.С.Элиот, информация — это еще не знание, а знание — это еще не мудрость. И людям как мыслящим созданиям необходимо самим решать, что такое хорошо, что такое важно, что такое красиво. Подобные суждения всегда превосходили чистую науку и чистую математику и демонстрировали, что люди и машины не одно и то же.

 

Интернет — это вечная борьба, и в этой борьбе, в общем-то, полно веселья

 

Фильтрами могут считаться спам-фильтры, встроенные в почту, блогеры, газеты, журналы, телеканалы и любые другие коммуникационные каналы, за которыми вы следите, потому что вы доверяете тем людям, которые публикуют информацию, и рассчитываете, что они не обманут.

Но важно помнить, что твиттер или фейсбук предоставляют очень обманчивый опыт, потому что там мы все время пересматриваем свои взгляды и у нас появляются новые авторитеты. Никогда нельзя думать «все, я нашел единственно верную информацию — и теперь я всем доволен!». Тот блогер, которого ты обожал еще вчера, уже сегодня может наскучить. Это нормально. Ты меняешься, и они меняются тоже. Интернет — это вечная борьба, и в этой борьбе, в общем-то, полно веселья.

Будущее информации

О будущем информации я знаю не больше, чем другие. Мы все видим одно и то же. Передача информации через тысячи километров с помощью мобильного телефона, которая еще 100 лет назад казалась нам чем-то невероятным, уже устаревает. Каждый день информационное пространство вокруг нас становится быстрее, технологичнее и удивительнее.

Раньше контактные линзы и импланты конечностей встречались лишь на страницах научной фантастики, а сейчас у меня на руке часы, которые присылают мне сообщения от моего автомобиля! Это фантастика — и это страшно!  Мы просто обязаны быть очарованы и напуганы этими возможностями. Я не знаю, что произойдет, когда мы все превратимся в один гигантский мозг, но это будет просто невероятно. опубликовано econet.ru 

 

 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: http://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

Добавить комментарий

Что-то интересное

    Больше материалов
    Больше материалов
  • facebook
    Нажмите Нравится,
    чтобы читать Econet.ru в Facebook
    Спасибо, я уже с Econet.ru!