События Дом

5 причин сказать «нет» в бизнесе

Большинству успешных лидеров нетрудно отказаться от невыгодной сделки, от проекта, который грозит пустой тратой денег, от дела, не соответствующего их приоритетам. Но этим же руководителям некомфортно возражать, когда их сомнения менее очевидны или когда их организация железно настроена выполнить тот или иной план.

В некоторых ситуациях сомневаться или задавать слишком много вопросов кажется политически рискованным. Многие руководители склонны откладывать неприятные разговоры со своими подчиненными, когда предмет разговора — нечеткие стандарты, неадекватное поведение или возникновение вредных привычек.

5 причин сказать «нет»: как отказы помогают в бизнесе

Но как бы трудно это ни было, зачастую отказ — ключевая составляющая эффективного лидерства. Неспособность отказать приводит к тому, что размываются ценности компании и обязательства перед клиентами или сотрудниками, подрывается система безопасности, финансовая дисциплина, социальная или экологическая ответственность, причем происходит это постепенно и незаметно. Сказать «нет» в таких случаях — лучшая стратегия успеха.

А для начала стоит научиться распознавать типичные ситуации, когда возникает такая проблема. Вот пять моментов, когда крайне важно сделать паузу и принять решение очень обдуманно, исходя из глубокого понимания вариантов и последствий.

 

1. Вас подталкивают сделать обещание, которое вы не сможете выполнить.

Хотя в краткосрочной перспективе люди могут быть разочарованы, гораздо лучше реалистично обозначить, что вы можете сделать, а что нет — и тем самым сохранить доверие окружающих и свой авторитет. Можно отказывать не грубо, а используя метод «позитивного нет» Уильяма Юри: обозначьте свою готовность учитывать интересы людей с помощью более общего «да» и предложите альтернативный вариант достижения той же цели. К примеру: «Я бы очень хотел сказать «да». Но вот какой риск я вижу… Что, если вместо этого мы попробуем Х?»

2. Вы чувствуете неясную тревогу.

Люди часто испытывают сомнения или некое неприятное предчувствие, когда впереди маячит нездоровый компромисс. Если у вас возникли такие ощущения, сделайте паузу и поразмыслите. Что именно беспокоит вас в этой ситуации? Каковы более отдаленные последствия ваших сегодняшних действий? Если вам кажется, что все в порядке, но другой человек, которому вы доверяете, сомневается, тоже сделайте паузу и выясните, что этого человека беспокоит. И после этого можно свериться с данными и понять, обоснована ли тревога.

3. Вам кажется, что у вас нет выбора.

«Тут нельзя отказаться», — часто говорят мне руководители, которые находятся под сильным давлением — им нужно соответствовать высоким ожиданиям. Но на самом деле выбор есть всегда — просто иногда ставки очень высоки. И мы как профессионалы обязаны распознавать, когда есть что-то более важное, чем реализовать тот или иной проект или соблюсти дедлайн. Вспомните аварию на Deepwater: многие люди молчаливо согласились с решением «срезать углы», думая, что так делается всегда, и что наверняка все будет в порядке.

4. Ваш план зажил собственной жизнью.

Когда люди взялись идти определенным курсом, они обычно склонны продолжать, даже если факты показывают, что их ждет поражение. Чтобы противостоять такому давлению, в здравоохранении, авиации и других отраслях разрабатываются специальные протоколы, которые требуют в определенные моменты остановиться и еще раз изучить информацию. Попросите сотрудников перечислить те предпосылки, из которых они исходят, и затем заново их протестировать. В одной компании, с которой я работала, руководитель потребовала провести перед запуском продукта еще одно маркетинговое исследование, которое помогло команде заметить большую ошибку и предотвратить ее.

5. Вы видите, как нарастает опасный тренд.

Скандалы и катастрофы часто начинаются с маленьких компромиссов, которые со временем накапливаются. Если вы замечаете некий паттерн в решениях, который может поставить под угрозу безопасность, качество, защиту данных, внимание к клиентам, профессиональную этику, сделайте шаг назад и изучите, к какому результату все это может привести в совокупности. Глава департамента обслуживания клиентов в одной компании, выпускающей продукты питания, заметил, что руководители тратят больше времени на маркетинг, чем на производственные процессы и обеспечение качества. Компания стала получать больше жалоб от потребителей, но менеджеры отмахивались от них. В итоге дошло до того, что пришлось массово отзывать из магазинов продукты. Это разрушило бренд компании, и на его восстановление ушло несколько лет.

Когда вы готовы замечать такие ситуации и действовать правильно, это снижает вероятность, что вы пропустите критический, поворотный момент. Если вы выжидаете, высказаться и возразить становится все сложнее и сложнее. Если же вы тренируетесь говорить «нет» или конструктивно ставить вопросы, вы увеличиваете свое положительное влияние на организацию.

 

Это Вам будет интересно: О чем не говорят

Борьба с возражениями: 8 лучших техник

 

Одна весьма уважаемая женщина-руководитель заметила, что ее подчиненные постоянно говорят о том, что надо сотрудничать, но за пределами совещаний ведут себя негативно и агрессивно. В середине одного из совещаний она взяла свой бейдж и положила его на стол. Она сказала, что не будет продолжать, если команда не готова работать по-новому. Люди сначала замолчали, но потом стали более честно высказывать свои сомнения. А через несколько месяцев я услышала историю из другого департамента той же компании: эта ситуация вдохновила коллег моей знакомой выступить и добиться правильных перемен.опубликовано econet.ru

 

 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: http://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

Добавить комментарий

Что-то интересное

    Больше материалов
    Больше материалов
  • facebook
    Нажмите Нравится,
    чтобы читать Econet.ru в Facebook
    Спасибо, я уже с Econet.ru!