События Дом

Учить ли ребенка «давать сдачи»

Есть у родителей спорное убеждение, что ребенка надо учить давать сдачи. Надо – я согласна с этим.  Но, пожалуйста, не в младшем дошкольном возрасте!

Представляете, какая путаница возникает в голове у малыша, если его учат «Тоже дай ему как следует!» и при этом учат, что драться плохо. Малыш не может четко разграничить, когда он нападает, а когда защищается. Он может пнуть ребенка, случайно задевшего его лопаткой.

В его понимании это он так дал сдачи. Может сильно толкнуть  того, кто взял желанную  игрушку раньше. В его системе понятий это  тоже будет — дал сдачи. Может стукнуть того, кто занял его  стульчик  — воспринял как  личную обиду  и дал сдачи. Я могу привести много примеров из личной практики и практики  коллег, когда «сдача» была неадекватна, с печальными последствиями.

На курсах по самообороне обучают, в том числе, оценивать силу противника и свои возможности. Знакомят, хотя бы в общих чертах, с анатомией человека. Учат рассчитывать силу удара и  предвидеть последствия.  Давая сдачи обидчику, ваш малыш анализирует в голове все эти нюансы?

Когда вы учите своего малыша давать сдачи – вы подвергаете риску его же безопасность.  Потому что в этот момент кто-то тоже учит  своего ребенка «давать сдачи», и этот ребенок может оказаться  гораздо крупнее вашего. Не важно, кто из малышей первым затеял конфликт, одной «сдачей» дело не ограничится.

Они будут «давать сдачи» друг другу до вмешательства воспитателя.  Значит, чем раньше вмешается воспитатель, тем выше вероятность, что все обойдется без синяков, шишек и более серьезных травм. Так не лучше ли сразу научить ребенка звать на помощь воспитателя?

Это вовсе не значит, что ребенок ябедничает. Это значит, что он прибегает к услугам медиатора. Это не ябедничанье, а цивилизованный способ решения конфликтов.  Вы бы хотели, чтобы ребенок научился договариваться и решать конфликты мирным путем? Давая сдачи, он этому не научится! Научиться  он может только на примере действий адекватного взрослого.

Чего хотят добиться родители, обучая ребенка «давать сдачи»?

1. Хотят, чтобы ребенок отстаивал свои интересы

2. Хотят, чтобы мог постоять за себя, не дать себя в обиду

3. Хотят, чтобы мог наказать обидчика

 

Все эти задачи ребенок может решить и другим способом. Например, прибегая к помощи воспитателя. Воспитатель рассудит, объяснит, кто не прав, виновного – накажет. И при этом (заметьте!) никакого физического насилия.

Если малыш способен на физический отпор, он даст сдачи инстинктивно и без ваших наставлений. Но учить махать кулаками  девочку-былиночку — противоестественно. Ну, замахнется она тоненькой ручкой. А ей ответят со всей силы… Пока, по причине нежного возраста, ее не берут в секцию карате, научите ее лучше громко визжать: и противника введет в ступор, и внимание взрослых привлечет.

 

Это Вам будет интересно:

Михаил Казиник: Забирать у детей детство, чтобы сообщать им кучу информации, — это преступно

Обязательно к прочтению для Родителей!

 

 

Я понимаю, что в школьном возрасте другие ценности и понятия. Вовлекать учителей в конфликт с одноклассниками  уже «не по-пацански».  Но к этому возрасту ребенок  уже может быть научен  мирным способам решения конфликтов и элементарным принципам  ведения переговоров,  может адекватно оценить, где он обороняется, а где выступает  в роли агрессора,  может соизмерить силу противодействия. Может быть научен, но только если он не бездумно «давал сдачи»  с годовалого возраста, а учился у взрослых решать конфликты.опубликовано econet.ru

 

Автор: Анна Быкова

Источник: http://econet.ru/

Комментарии (Всего: 1)
    • Noavatar
      0 / 1

      Будет ребенок драться с другими детьми или не будет -это обусловлено зачастую генетически, о чем конечно и было сказано. Это видно с полугодовалого возраста. Да да, именно месяцев с шести тире восьми месячного возраста. Если запрещать драться драчуну, это все равно, что запрещать танцевать ребенку с хореографическими наклонностями или забирать карандаши у того, кто имеет склонности к рисованию. Но написать комментарий подтолкнул совсем не вопрос давания сдачи, а совет - звать на помощь воспитателя. Согласно этой схеме в школьном туалете он будет звать на помощь трудовика, а в более зрелом возрасте - полицейского. Дело в том. что у мужчины, которому в детстве вбивают в голову подобные идеи, А ОНИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ЗАПИСЫВАЮТСЯ ПРЯМИКОМ НА ПОДКОРКУ, сформируется огромное количество комплексов, и годам к двадцати пяти - тридцати, начнут вылизать всевозможные болячки психосоматического характера. Я не пытаюсь никого обидеть, лишь излагаю информацию основанную на более чем десятилетнем опыте. И связан этот опыт с решением всего двух вопросов, а именно : 1 Почему дети дерутся? 2 Почему дети Не дерутся? И к великому сожалению, почти в тридцати процентах случаев проблемного поведения, приходится иметь дело с последствиями работы воспитателей в детских садах, чьей прямой обязанностью и является следить за детьми, и решать возникающие между ними конфликты, а не перекладывать этот вопрос на плечи младших дошкольников, которые в принципе еще не воспринимают сверстников как живых людей, а относятся к ним как к простому объекту в зоне их видимости. Прошу заметить, что это и есть особенности младшего дошкольного возраста. Я не упустил из внимания тот момент, что в вышеуказанной статье есть поправка на возраст. Цитирую: "Надо – я согласна с этим. Но, пожалуйста, не в младшем дошкольном возрасте!" В данном случае речь идет о некоего рода утопии, желаемой идеальной среде, где все родители честно учат всех детей решать конфликты словами. Но в реальной жизни на одного действительно интеллигентного родителя, найдется пять тех, кто дома настраивает ребенка на совсем иное отношение, и Вы не хуже меня это знаете. Что же касается мирного решения конфликта. если один человек говорит на языке слов, а другой на языке жестов, то могут возникнуть трудности перевода и одному из них придется принять язык другого. Как правило язык слов знают не все, а дети младшего дошкольного возраста тем более. Если у ребенка есть проблема или у родителей есть дикое желание научить своего трехлетнего малыша постоять за себя и твердо стоять на ногах к трем с половиной годам, что даже звучит абсурдно, то имеет смысл отдать ребенка специалисту, который занимается подобными вопросами. И этот специалист сможет через занятия с ребенком дотянуться до голов родителей и мягко поставить эти головы на место. Я не могу осуждать родителей у которых есть подобные желания, поскольку подобное есть у всех здоровых родителей. Это инстинктивное желание видеть своего ребенка здоровым смелым умным с первых дней жизни. Но не будем углубляться в этом направлении потому, что это отдельная лекция и не одного часа. В общем хотелось бы подвести некоторый итог. С ребенком в данном вопросе должен работать специалист по дошкольному возрасту, который сможет оценить и состояние малыша и состояние семейной среды в которой тот воспитывается. А для этого он должен сочетать в себе профессионального психолога, профессионального педагога, профессионального тренера и желательно родителя. Я не хотел бы, чтобы этот комментарий выглядел как самореклама. В целом Ваша статья содержит действительно ценную информацию. Примите мою искреннюю благодарность за затронутую тему

Добавить комментарий

Что-то интересное

    Больше материалов
    Больше материалов
  • facebook
    Нажмите Нравится,
    чтобы читать Econet.ru в Facebook
    Спасибо, я уже с Econet.ru!