События Дом

Что такое хорошая жизнь?

Книга Владимира Антонца «Простые вопросы» — это сборник детских «почему», о, казалось бы, элементарных вещах, которые бывает сложно объяснить даже взрослому. Публикуем ответы ученого на три насущных вопроса: почему запутываются нитки, почему толкаются в автобусе и что такое хорошая жизнь.

Владимир Антонц, доктор физико-математических наук, кандидат биологических наук, профессор кафедры трансфера технологий ННГУ им. Н.И. Лобачевского, профессор кафедры управления инновационными проектами Академии народного хозяйства при правительстве РФ (г. Москва).

Почему нитки запутываются?

Каждый знает, что нитки часто запутываются, причем совершенно безнадежно! Запутываются лески, цепи, шнурки, шланги, все что угодно. Почему это происходит? Точный ответ на этот вопрос нашли буквально 40 лет назад. Началось все с попыток рассчитать движение полимерных молекул.

И здесь оказались очень успешными идеи академика Ильи Лившица. Оказывается, благодаря гибкости отдельные части полимерных нитей совершают практически независимые движения. Эти движения имеют много общего с хаотичным перемещением свободных частиц в газе, хотя есть и разница. И вот при определенных обстоятельствах, а именно в хорошем растворителе, полимерная нитка превращается в клубок.

 

Этими идеями воспользуемся и мы, чтобы посмотреть, как поведет себя наша нитка. Возьмем ее так, словно собираемся вдеть в иголку. Мы увидим, что благодаря упругости, потому что торчит только короткий кончик, угол на одном конце и угол на другом конце кусочка нитки жестко связаны друг с другом. Собственно, поэтому ее и удается вдеть в ушко иголки. Возьмем и немножко удлиним кусок нитки, удерживаемой между пальцами. Видите, что получилось?

Провисание. Углы стали освобождаться от взаимной зависимости. Наконец, существует такая длина, при которой эти углы никак не связаны. Она очень важная физическая характеристика нити. Эта длина называется персистентной, то есть такой, при которой один угол перестает зависеть от другого.

А это значит, что фрагменты единой нитки могут принимать случайное положение, в том числе возможно самопересечение нити. На плоскости это не приводит ни к чему: я ее потяну — она распутается. Но если движение происходит в трехмерном пространстве, то при блуждании в конце концов образуется узелок.

Закономерно! Просто достаточно подождать некоторое время, и это обязательно произойдет. Таким образом, если нитка лежит в трехмерном пространстве, если у нее конечная гибкость и она начинает случайно изгибаться от разных воздействий, обязательно произойдет самопересечение, кончик войдет в петлю, а когда вы за этот кончик потянете, все запутается.

Поражает то, что такого типа ниток много (шнурки от ботинок и лески не в счет) — множество важных высокомолекулярных полимерных веществ, которые тоже представляют собой нитки. И с ними все эти процессы также происходят. К счастью, такие полимеры, как ДНК, в которой зашифрована наследственная информация о строительстве живого организма, свободны от запутывания. Двойная спираль ДНК, к счастью, жесткая, и поэтому с ней такого произойти не может. Таким образом, нитки запутываются согласно закону природы. Если нитка гибкая, достаточно длинная, если она в трехмерном пространстве, то случайные движения ее фрагментов со 100%-ной гарантией приведут к тому, что возникнут самопересечения и все запутается.

Почему толкаются в автобусе?

Ответ, который напрашивается сам собой: потому что тесно. Это правда, но не вся. Почему эти толчки, хотя и неприятны, но не задевают нас? Да и сами мы не особенно переживаем, если в тесноте заденем кого-то.

Вопросы такого типа сравнительно недавно из житейских перешли в разряд научных. Наука, называемая синергетикой, начала изучать коллективное поведение больших ансамблей таких частиц, состояние которых меняется не только от внешних воздействий, но и в силу их собственной внутренней активности. Эти частицы так и называются — активными. К ним, в частности, относятся нервные клетки. В некоторых случаях так можно рассматривать и человека, и коллектив.

Вот, например, в журнале «Автоматика и телемеханика» опубликована научная работа «Заполнение пассажирами пространства в общественном транспорте». В ней моделируется «двигательное поведение пассажиров в городском общественном транспорте — в салоне автобуса или троллейбуса, в вагоне трамвая, метро или электрички… во время посадки, поездки и высадки».

Результатом такого моделирования «могли бы стать предсказания степени заполнения салона или вагона, оценка уровня комфортности, рекомендации относительно конфигурации салона». Работа сложная. Попробуем разобраться в нашем примере сами. Мы увидим, что все дело в представлении человека о величине его индивидуального пространства, в которое не должны проникать посторонние.

Вот в пустой автобус входит первый пассажир. Если у него нет клаустрофобии (боязни тесноты) или иных причин, он сядет у окошка. Если второй пассажир незнаком с первым, то он также сядет у окошка, но у другого. Если же он сядет рядом с первым пассажиром, то есть нарушит его индивидуальное пространство, это, скорее всего, будет расценено как вызов. Если же рядом с первым пассажиром сядет его знакомый, то это будет выглядеть вполне естественно. И наоборот, если его знакомый не сядет рядом, это уже будет рассматриваться как вызов.

Когда свободные места станут заканчиваться, уже никто не будет обращать внимания на то, кто куда сел. Потом начнется заполнение площадок и прохода. Сначала люди будут держаться поодаль, а по мере заполнения сближаться, касаться и даже толкаться, если надо продвинуться по салону, уже не говоря, если в него надо вбиться через дверь. И никто особо не будет обижаться, потому что по мере роста концентрации людей в салоне изменяется оценка ими величины их индивидуального пространства, в которое не должны вторгаться посторонние. Именно факт такого вторжения или его отсутствия вызывает ответную реакцию.

Что такое хорошая жизнь?

Безусловно, у каждого человека свое представление о хорошей, счастливой жизни. Но можно ли найти какие-то объективные критерии и подходы к решению вопроса о том, что такое хорошая жизнь? Оказывается, можно. Существует довольно много подходов к оценке качества жизни. Например, Организация Объединенных Наций для оценки качества жизни использует интегральный показатель, называющийся индексом человеческого развития (до 2013 года — индекс развития человеческого потенциала). Он разработан в 1990 году группой экономистов, которой руководил пакистанец Махбуб уль Хак, и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала. Этот индекс состоит из трех компонентов.

Первый из них — продолжительность жизни. Это интегральный показатель, который, безусловно, характеризует и здоровье человека, без чего нельзя быть счастливым и трудно считать жизнь хорошей. И конечно, сама по себе долгая жизнь — это благо, потому что мы за это время можем успеть что-то сделать и чего-то добиться. Например, в Китае долголетие уже считается благом. Говорят, оно кому попало не достается.

Второй компонент показателя характеризует уровень образования, а также его доступность в стране или регионе. На самом деле большинство людей связывают хорошую жизнь с образованием. И третий компонент — уровень жизни, оцениваемый через соотношение внутреннего валового продукта на душу населения и покупательской способности.

В 2010 году способ оценки человеческого развития был откорректирован. Для сравнения стран по уровню человеческого развития были добавлены три дополнительных индекса, которые учитывают социально-экономическое неравенство, гендерное неравенство и многомерную бедность, понимаемую как уровень доступности различных жизненных ресурсов и благ.

По индексу человеческого развития Россия в последние годы находится в конце шестого десятка списка. Согласно выпущенному в 2014 году отчету ООН за 2013 год, Россия занимает 57-е из 187 мест. Внутри же России, по данным 2011 года, на первом месте Тюменская область, потом Москва, Петербург и Татарстан. Если бы индексы были так велики по всей России, то она могла бы претендовать на место в первой десятке стран.

Пока же по величине индекса человеческого развития первое место в мире устойчиво занимает Норвегия. Смущает только то, что в этой стране высокий уровень суицида. К тому же некоторое время назад норвежские мужчины заявили о значительных трудностях, испытываемых в жизни, и началась общенациональная дискуссия о том, как облегчить их положение.

Специальные исследования показывают, что люди чувствуют себя счастливыми, когда в стране высокий средний уровень доходов, низкий уровень безработицы, значительная экономическая свобода и относительно открытый рынок рабочей силы. В то же время щедрые выплаты по социальным пособиям, низкий уровень неравенства ощущению счастья не способствуют.

В определении, данном Всемирной организацией здравоохранения, оценка человеком качества его жизни определяется разницей между его ожиданиями и притязаниями и тем, как он живет реально. Обратим внимание, что эта разница зависит не только от того, как на самом деле живет человек, но и от того, каковы его ожидания. Контролируя их, можно регулировать и качество жизни. Например, Робинзону Крузо его отец внушал, что самая счастливая жизнь — умеренная. Не бедная и не богатая, а именно умеренная, позволяющая человеку управлять самим собой.

 

Это Вам будет интересно: 

Зачем нужна энергия и где ее достать

Как молитва меняет кровь

 

Возвращаясь к тому, с чего начали, можно сказать, что у каждого свои представления о хорошей жизни. Но мы должны принимать во внимание мнение людей, которые говорят, что у хорошей жизни все-таки есть объективные характеристики, дающие ориентиры движения к ней. Вместе с тем, если мы хотим быть счастливыми, надо уметь ценить то, что у нас есть. опубликовано econet.ru

 
 
Автор: Владимир Антонец

Источник: http://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

Добавить комментарий

Что-то интересное

    Больше материалов
    Больше материалов
  • facebook
    Нажмите Нравится,
    чтобы читать Econet.ru в Facebook
    Спасибо, я уже с Econet.ru!