События Дом

Что делать если бьет учитель

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ

У учителей – своеобразный юмор. Иногда грубоватый, нужно признать. Порой скажут, как отрежут, «правду-матку» ученику. Примеров таких высказываний можно привести множество. Случается, что учитель оскорбляет ученика, называя его «тряпкой», «идиотом», «дерьмом», делая мрачные предсказания «в тюрьме сгниешь», «на помойке сдохнешь». В ходу – унижение одного или всех учеников.

Один из родителей рассказывал, что учитель написала на лбу ученика-второклассника «дурак» и заставила так стоять перед классом. Кто-то за малейшую провинность одного заставляет весь класс заниматься стоя 45 минут. Физическое воздействие тоже в силе – битье линейкой по рукам и голове, тычки указкой. Вот далеко не полный перечень того, на что способны педагоги.

Я не работала в школе, зато последние годы трудилась психологом в детских садах. Многое видела собственными глазами. Кричали на детей так, что те писались. Выставляли в «круг позора» и били по рукам, когда ребенок помыл их, забыв закатать рукава. Наделяли детей обидными эпитетами, утверждая, что «они совсем ничего не понимают». Педагоги дошкольного образования настолько привыкли себя так вести, что не стеснялись даже меня, психолога. Из первого сада я ушла, потому что такое поведение педагогов считалось нормальным и я оказалась «одна в поле воин». В другом саду, в том числе и моими усилиями, были уволены два таких педагога, а с остальными постоянно велась работа по «очеловечиванию» отношений с детьми.

Зачем я все это рассказываю? Для того чтобы вы, родители, были начеку. Хорошо, если вы убедитесь в том, что ваш педагог – хороший профессионал, который может найти меры воздействия на шалунов, не пересекая при этом грань закона и этики. Но может оказаться и по-другому. Важно держать «руку на пульсе».

СКАЖЕТ ЛИ РЕБЕНОК?

Пока ребенок находится в детском саду, все несколько сложнее. Малыши еще не слишком хорошо умеют выражать свои мысли, а в младших группах и вовсе много «неговорящих» детей. Поэтому ребенок, может быть, и рад сказать, но пока не может. В пять – шесть лет многое меняется, и слова ребенка не должны быть «пустым звуком». Начиная с семи лет дети уже более реалистично оценивают ситуацию. Но почему же они могут месяцами молчать, не говоря родителям о том, что учитель к ним жесток?

Первая причина – нужно время, чтобы разобраться. В «группе риска» на неблагосклонность учителя – гиперактивные дети, самоконтроль которых снижен, постоянно подвижные нарушители дисциплины; «непокорные» дети, испытывающие трудности с усвоением социальных норм и правил. Таких детей часто ругают и дома. Поэтому, когда они сталкиваются с грубостью учителя, она для них не становится диковинкой. А отличить педагогическое наставление от откровенной жестокости они могут не сразу.

Причина вторая – боятся «получить вдвойне». Логика ребенка такова: меня часто ругают и наказывают дома. Учитель тоже меня ругает и наказывает. Значит, они заодно. Родителям нельзя говорить ни в коем случае, иначе получу за провинности еще раз. И молчат бедолаги, даже не подозревая, что их родители были бы готовы дать учителю отпор.

Причина третья – боятся мести учителя. Ребенок в последнюю очередь задумывается о том, что можно перейти в другой класс или школу и избавиться от общения с ненавистным педагогом. Нет, он думает о том, как выживать в данной ситуации. А ее логика диктует «молчать и терпеть», чтобы не вызвать еще больший гнев. Тем более что учителя подстраховываются, внедряя в детские головы сентенции о том, как нехорошо быть ябедами.

Причина четвертая – потерян контакт с родителями. Если ребенок не считает, что вы можете ему в чем-то помочь, он не обратится к вам. Причины того, что уже семилетний ребенок может не доверять родителям, мы сейчас обсуждать не будем. Но каждый родитель интуитивно может сказать, есть ли контакт, или уже нет. Какой ребенок может сразу рассказать родителям о том, что в отношении него или других проявляется жестокость? Это дети, которых не учили, что «взрослый всегда прав», а, напротив, вкладывали в голову, что может быть и по-другому. Это дети, которые способны сказать «нет», в том числе и взрослому. Это дети, которым родители говорили: «Если тебя обижают дети, я могу помочь только советом; если взрослые – иду разговаривать я». К началу школьного обучения у такого ребенка, как правило, уже накоплен опыт обсуждения подобных вопросов (особенно если он посещал сад). И очень высока вероятность, что он придет к вам в сложной ситуации.

КУДА СМОТРЕТЬ?

Для начала, помня о том, что ребенок может молчать, нужно знать, на какие сигналы стоит обратить внимание. Вы должны насторожиться, если ребенок… …не желает ходить в школу, выискивает любые способы избежать этого; …испытывает «странные» боли в животе или голове, появляющиеся только по утрам; …на теле ребенка появляются синяки и ссадины, происхождение которых вам не известно; …стал «другим»: замкнутым и/или тревожным, угрюмым, плаксивым; …неохотно рассказывает о том, как прошел школьный день. Конечно, все эти симптомы могут говорить не только о том, что ребенка обижает учитель. Но все это однозначно свидетельствует о неблагополучии, связанном со школой, и в любом случае вам нужно понять, что происходит.

Нужно учитывать, что если учитель допускает моральное или физическое насилие над ребенком, то это делает его изгоем в классе, и одноклассники начинают издеваться над ним вслед за педагогом, который ничего не сделает для его защиты. Старайтесь много разговаривать с ребенком. Подробно расспрашивайте, как прошел день в школе или в саду. Во что играли и что было на уроках. Что понравилось, а что – нет. С ребенком дошкольного и младшего школьного возраста можно поиграть в «сад» и «школу». Для тех детей, которые считают себя взрослыми для таких игр, можно предложить словесную игру. Вы задаете ситуацию, например «Петя на уроке разговаривал со своим другом. Учитель увидела это и говорит…». Пусть ребенок продолжит за учителя. Вероятность того, что он выдаст именно то, что видит на уроках, очень высока. 10–15 ситуаций – и вы будете в курсе того, как проходит школьный день. Только старайтесь соблюсти нейтральную реакцию, чтобы ребенок не «закрылся». И, конечно, если ребенок напрямую рассказывает о том, что его обидели слова или действия учителя, вы должны отреагировать. Возможно, из его рассказа будет понятно, что учитель был строг, но этичен. Тогда достаточно будет обсудить ситуацию с ребенком (именно обсудить, а не ругать и наказывать!), чтобы в следующий раз он не побоялся к вам обратиться. Если же действия учителя возмутили вас, пора встретиться с обидчиком.

КАК ГОВОРИТЬ?

Важно соблюсти субординацию и сначала пойти к учителю. Если ситуация не улучшается – к директору, а уже потом в «вышестоящие инстанции» и полицию. В этом случае вы исключаете вероятность того, чтобы раздуть конфликт на пустом месте, если выяснится, что ребенок приукрасил ситуацию или просто ее выдумал (что тоже случается). Перед тем как говорить с учителем, постарайтесь настроиться на спокойный деловой тон. Лишние эмоции помешают и вашему рассказу, и восприятию ситуации. Не думайте, что, если вы будете пылать праведным гневом, это будет звучать более убедительно и вы сможете напугать педагога. Ведь не это вы ставите своей целью, правда? Самое важное – разобраться в ситуации и обеспечить благополучие ребенка. Хорошо, если во время разговора ребенка не будет рядом. Если разговор будет резким, он может потерять всякое уважение к учителю, а это лишь ухудшит ситуацию. Если вы не собираетесь однозначно переводить его к другому педагогу, то вы должны заботиться о том, чтобы уважение сохранялось.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА ЧТО ПРОИСХОДИТ МЕЖДУ НАМИ?

Растущее число острых конфликтов в нашей жизни свидетельствует о том, что люди разные! Различия огромны – разные ценности, разные смыслы, воспитание, образование, культурный уровень, разные взгляды на жизнь в целом. Поэтому очень важно уметь общаться, находить общий язык. Общение – это основа взаимодействия человека с человеком. Печальный факт – очень многие взрослые не умеют общаться. Будь то мать, учитель, родитель или президент.

А ведь научиться общению несложно. В общении необходимы три навыка:

чувствовать и осознавать себя (кто я, какой я?),

видеть другого (кто он, какой он?),

понимание процесса (что происходит между нами?).

Если все три пункта работают, то человек способен почувствовать свое достоинство, увидеть достоинство другого и научить этому другого. Данная схема работает при условии, что Человек – это Ценность и неважно, кто собеседник – младенец или учитель.

©Софья Цеге, детский психолог, семейный терапевт, гештальттерапевт. 

Говорите, а не «намекайте». Если уж вы озабочены конкретным фактом, то о нем и стоит разговаривать. Опишите ситуацию так, как вам рассказал ребенок. Выслушайте версию учителя. Возможно, вы услышите много оправданий ее поступка, а также нелицеприятного о своем ребенке. По реакции можно многое понять: склонен ли человек к моральной и физической агрессии, или нет. Наметьте планы. Спросите учителя, как вам всем вместе поработать над проблемой. Не только ребенку и вам, но и учителю тоже! Что она собирается делать дальше в аналогичной ситуации, чтобы больше не затронуть достоинство ребенка? Вы должны получить конкретный ответ. Напоминать ли учителю о том, что, если ситуация повторится, вы будете обращаться к директору, – решать вам, исходя из конкретной ситуации общения. Чаще всего этого уже не требуется. Если учитель видит, что его отношение к ребенку на контроле у родителей и родители занимают активную позицию, он и сам понимает, что будет дальше. Если учитель адекватен в своем профессионализме, он будет искать иные подходы к ребенку, и случившееся можно будет считать временным явлением. Если учитель жесток и не умеет по-другому, он просто переключится на другого ученика. Часто можно услышать рекомендацию в конфликтной ситуации поднести учителю «барашка в бумажке» – задобрить подарочком. Вроде как это можно сделать вместо серьезного разговора. Но такой жест педагог может воспринять как индульгенцию, данную родителем, на жесткие методы обращения с ребенком. Простая условная связь: я что-то сделала – и получила за это приятный стимул. Значит, верной дорогой иду! Родители, рассчитывающие на то, что после подарков учитель станет лояльнее к их ребенку, часто бывают удивлены, узнав, что обращение с ним становится еще хуже.

ИТАК… Если ваш ребенок подвергается жестокости, моральной или физической, со стороны учителя, позиция «голова в песок» – не для вас. Не тяните, идите на прямой и честный разговор с учителем и администрацией школы. Было замечено, что педагоги, склонные к насилию, «не трогают» тех детей, чьи родители активно следят как за благополучием ребенка, так и за действиями в отношении педагога. Иначе говоря, если родители заботятся о ребенке и очевидно, что в случае необходимости могут «принять меры», их чадо вряд ли станет «козлом отпущения» у педагога. Консолидируйтесь с другими родителями. Если от своего ребенка вы узнали, что обижают кого-то из его одноклассников, поговорите с родителями несчастного. Не только ради «чужого» ребенка. Ради своего – тоже. Дети черствеют душой, теряют верные ориентиры, если видят жестокость взрослых, даже обращенную не на них. Даже самого отъявленного хулигана можно приструнить, не доходя до рукоприкладства. Важно, чтобы ваш ребенок чувствовал родительскую поддержку и был уверен, что вы сможете его защитить от тех, с кем ему пока рано бороться самому.

Юлия Василькина

источник:psyh.ru

Источник: http://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

Добавить комментарий

Что-то интересное

    Больше материалов
    Больше материалов
  • facebook
    Нажмите Нравится,
    чтобы читать Econet.ru в Facebook
    Спасибо, я уже с Econet.ru!