События Дом

Принцип "трех не" для экономии жизненных сил

Основная идея практик, кратко изложенных ниже — в экономии жизненной силы, драгоценной энергии и своего времени.

Все три метода широко известны и лежат на поверхности, но нелегко найти того, кто их выполняет. Не-делание, не-причастность и не-расточительность меняют общепринятый подход к собственной жизни, занятиям и образу мыслей. 

Не-делание

Что из того, что мы делаем, нам действительно нужно? Выяснить это помогает анализ того, как мы тратим свободное время. Когда неотложные дела закончены, что происходит? Ищем ли мы новости в Интернете или в социальных сетях? В течение всего дня продолжаем мусолить в голове прошлые и будущие дела, встречи, заботы — до тех пор, пока не появляется новое дело, требующее нашего внимания?

Практика не-делания заключается в отсутствии действий тогда, когда они не требуются. Отвыкая от мысли, что время непременно должно быть чем-то заполнено, мы освобождаем себя для настоящего полноценного отдыха и избавляемся от суеты.

Конечно, отдых может и должен быть чтением книги, занятием спортом или иными практиками, общением с близкими, игрой на музыкальном инструменте или чем-то еще. Но он также может быть и не-деланием. Можно лежать, ни о чем не думая, с музыкой или в тишине. Гулять по парку или городу без цели и направления. Смотреть на небо, огонь или воду без бытового смысла. Практика расслабляет, перезагружает мозг, предотвращает нервные срывы из-за «перегретого» ума. Практика вдвоем сближает лучше любых слов. Отдых не менее осмысленен, чем любая деятельность.

Основная задача практики не-делания — прийти к состоянию ума, когда нам не требуется какая-то «мусорная», лишенная насущной необходимости деятельность для того, чтобы обрести ощущение осмысленности проживаемого времени. Не-делание ненужных действий (включая мысли) позволяет совершать настоящие, осознанные действия вдвойне эффективно, отточенно, со свежим умом и сознанием.

Не-причастность

Для многих людей новостные сайты, форумы и политические дискуссии заменили жену, любовницу и даже коллекционирование марок. И дело тут не в росте социальной сознательности, а в потребности чувствовать свою причастность. Нужно определить для себя, где «свои», а где «чужие». Против «чужих» бороться, «своих» поддерживать. В Интернете, где в основном и проходят информационные войны, это становится идеей-фикс для тысяч человек.

Мало просто выбрать для себя путь, нужно непременно объявить об этом всему миру, особенно противникам. Осыпать их, противников, неотразимыми аргументами в пользу своей правоты и добиться полной победы. Публиковать у себя в профайле компрометирующие оппонентов ролики и ссылки. Революционеры, путинисты, монархисты, маководы, либералы и консерваторы, вегетарианцы, западники и славянофилы — мало просто исповедовать свои взгляды, но обязательно нужно относить себя к субкультурным группам, противопоставляя себя остальным, чтобы чувствовать собственную значимость.

Зачем это? Кому и что мы этим доказываем? Во время сильных негативных эмоций мы безвозвратно теряем энергию, расходуем жизненную силу, отдавая ее тем самым незнакомым людям, которых отчаянно хотим в чем-то переубедить.

Практика не-причастности заключается в том, чтобы не вступать в конфликты и заведомо бесполезные дискуссии, в которых каждый оппонент бьется головой о непробиваемую картину мира другого. Более продвинутый уровень — это когда мы не причисляем себя ни к какой социальной или субкультурной группе, оставаясь независимой личностью с собственными, а не групповыми, ценностями и приоритетами.

Не-расточительность

В детстве мне не нравились рассказы о японских самураях. Они, чуть что, кончали с жизнью, причем по совершенно дурацким причинам — один задел мечом косяк двери своего сегуна, другой запачкал парадный доспех в птичьем помете. Для нас, европейцев — нелепо и бестолково. Но не понимал я и другого — зачем самураям предписывалось думать о смерти каждый день и ежеминутно. Наверное, после этого они, в приступе депрессии, и совершали ритуальные самоубийства.

Как раз этот, последний, момент с течением времени повернулся ко мне другой стороной. Независимо от религиозных убеждений (и особенно в их отсутствие) одной из наиболее существенных практик является постоянное ощущение собственной смерти, стоящей за плечом. В самом деле, другой жизни не будет, и другая такая же минута тоже не повторится. Стоит осознать это, и не больше не захочется жить будущим или прошлым, тратить энергию на пустые споры или бесцельные сомнения, расстраиваться по пустякам и играть в трансакционные игры с близкими. Ложное ощущение собственного бессмертия обесценивает время жизни.

Верно и обратное: осознание и принятие своей смертности дает радость жизни здесь и сейчас. Этот слоган избит, но не так-то прост в реализации. Практика не-расточительности заключается в скупом, даже жадном отношении ко времени. Пробовать постоянно жить текущей минутой и находить радость именно в ней.

Сбиваетесь — пробуйте снова. Мир вокруг, и особенно время, обретает новую ценность, новые цвета. И именно потому, что смерть неизбежна, жизнь становится намного сильнее и приятнее.

Автор Андрей Коробкин
Источник mindness.ru

Источник: http://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

Добавить комментарий

Что-то интересное

    Больше материалов
    Больше материалов
  • facebook
    Нажмите Нравится,
    чтобы читать Econet.ru в Facebook
    Спасибо, я уже с Econet.ru!