События Дом

Профессор Скиннер: объяснить и контролировать любое поведение человека


Профессор Скиннер: объяснить и контролировать любое поведение человека
Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) 

• Скиннер бесконечно верил в возможности условного рефлекса и метод «кнута и пряника». Правильно используя положительное подкрепление стимула, мы, согласно радикальной точке зрения профессора, сможем объяснить и контролировать любое поведение человека.

• Несмотря на интерес к наукам, Скиннер никак не мог вписаться в студенческую жизнь. Как он признавался позднее, больше всего его раздражали спорт и обязательное посещение церкви. Не отличавшегося крупным телосложением студента прессинговали в хоккее и баскетболе и сгоняли вместе со стадом одногруппников в церковь по выходным. Видимо, именно тогда, прочитав ещё и Дарвина с Павловым, Скиннер уверовал, что люди ничем не отличаются от животных. 

• Возможно, теоретические работы Скиннера не приобрели такую известность, если бы не были подкреплены экспериментально. Однажды коллега по университету, уезжая в командировку, оставил своих крыс Скиннеру. Тот решил не просто присматривать за ними, но и активно использовать в опытах. Очередную порцию еды несчастные крысы могли получить, только нажав определённый рычажок в ящике, превращая случайность в намеренное действие. Так были открыты универсальные законы поведения, актуальные до сих пор. 

• Вы будете удивлены, но «Скиннеровский ящик» испытали на себе не только крысы, но и его создатель! Скиннер спал в подвале собственного дома в жёлтом пластиковом контейнере (почти бочка Диогена), соблюдая строгий режим дня и установив сам для себя «контролируемую среду». Положительным подкреплением для него была музыка и написание статей. 

• Помимо основного научного труда «Поведение организмов» Скиннер успел написать и издать по итогам своего «кризиса среднего возраста» художественный роман-утопию «Уолден-два» о жизни сельской общины по законам бихевиоризма. «Многое в жизни Уолден Два взято из моей собственной жизни, — признавался Скиннер. — Я позволил Т. Е. Фрейзеру (главному герою произведения) произнести то, на что сам не решался».

• Скиннер старался быть не только писателем-«инженером душ», но и активным социальным инженером, например, обучая людей с помощью специально созданных машин. Его идеи вполне бы пришлись по душе двоечникам и троечникам, ведь по мысли Скиннера доля неправильных ответов при работе с аппаратами не должна превышать 5%, чтобы не пропадало положительное подкрепление. Тесты всегда на 95% и 100%, только представьте! 

• Концепция «программированного обучения» Скиннера оказала влияние… на создание многочисленных компьютерных игр и симуляторов. Ведь получение нового уровня или награды - ничто иное, как виртуальный «корм», ещё затягивающий в игру.

• В 1972 году был признан выдающимся психологом XX века по версии Американской психологической ассоциацией, обойдя в списке претендентов …. Фрейда! Великому психоаналитику, тоже популярному в Америке, досталось всего лишь второе место. 

• Одна из последних статей Скиннера, написанная им в 78 лет, называлась «Как сохранить интеллект в старости». В своём последнем интервью больной лейкемией профессор мужественно ответил на провокационный вопрос журналиста о смерти: «Нет, я не верю в Бога, поэтому не боюсь её». 

опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: http://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

Добавить комментарий

Что-то интересное

    Больше материалов
    Больше материалов
  • facebook
    Нажмите Нравится,
    чтобы читать Econet.ru в Facebook
    Спасибо, я уже с Econet.ru!