События Дом

Breeam Good для подмосковной

 

Breeam Good для подмосковной

НЕ КАЖДЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ ОБЪЕКТ – обязательно коммерческий. Не всегда задача сертификации – повысить стоимость или капитализацию проекта. Экологические качества в проекте, подтвержденные международным сертификатом, могут и быть выражением глобальной экологической политики компании. Слаженная работа команды заказчика и проектировщиков привели к закономерному результату – высокой оценке объекта по BREEAM. Речь идет об одном из новейших производственных комплексов РЖД – мотор-вагонном депо на станции Подмосковная.

Одной из основных целей Экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2017 года и перспективу до 2030 года, опубликованной 21 мая 2014 года, является внедрение принципов «зелёных стандартов» на объектах ОАО РЖД. Эти забранные в кавычки слова так и могли бы остаться лишь манифестом, если бы в апреле 2015 года на станции Подмосковная Московской железной дороги не появилось самое современное в России мотор-вагонное депо, построенное именно в соответствие с этими стандартами и получившее оценку BREEAM Good. Мы расскажем о подробностях сертификации и об особенностях объекта, которые позволили депо пройти сертификацию.

 

Breeam Good для подмосковной

Станция Подмосковная на рижском направлении Московской железной дороги появилась еще в 1901 году, когда здесь было построено паровозное депо. Станция расположена в черте Москвы в районе Сокол. В основном исторические здания сохранились до сих пор – это и здание деревянного вокзала по улице Космонавта Волкова, и здание паровозного депо веерного типа с поворотным кругом, и водонапорная башня. Во время войны станция почти не пострадала, и сегодня ее постройки образуют уникальный единый архитектурный ансамбль. И паровозное депо, и другие здания станции действуют до сих пор и даже обслуживают те самые ретро-паровозы.

 

Breeam Good для подмосковной

Цель и этапы сертификации

В 2009 году ОАО РЖД подписало контракт с германской компанией Siemens на поставку в Россию скоростных электропоездов Desiro. Локализованная версия этого немецкого поезда, которую в рамках контракта с производителем сейчас собирают на заводе в Верхней Пышме, известна под коммерческим названием «Ласточка».

Это современный поезд, которым в перспективе будут оснащаться скоростные дороги в ряде регионов России. Соответственно, для обслуживания этих технически сложных поездов требуются новые условия, которые и потребовали создание нового комплекса. Проектирование нового депо началось в том же 2009 году компаниями — ОАО «НИИАС», ОАО «Гипротяжмаш» и «Проектным бюро 1520».

 

Breeam Good для подмосковной

Однако причиной, побудившей заказчика и проектировщиков заняться сертификацией на этом объекте, стала не только техническая сложность обслуживаемых там иностранных поездов. На этом проекте специалистами РЖД и подрядных проектных организаций зеленая сертификация была опробована для выработки новой управленческой модели. В дальнейшем этот проектный подход позволит уверенно проектировать и строить на железных дорогах объекты в соответствии с высокими международными стандартами качества и выполняющие требования зелёных стандартов.

Строительство депо рассчитано на несколько этапов, и к 2015 году сертификацию по BREEAM прошел первый этап – цех технического обслуживания площадью 16639 кв.м. Сертификация проводилась по схеме для коммерческих зданий – BREEAM Europe Commercial Industrial (2009). Эта схема позволяет оценивать складские здания и помещения для легкого производства, а также ремонтные мастерские. Депо прошло сертификацию на этапе «Проект» и получило рейтинг Good c процентом набранных баллов 47,87%. В июне 2015 здание пройдет сертификацию на этапе завершенного строительства, планируемый уровень финального сертификата так же Good.

 

 

Breeam Good для подмосковной

Особенности сертификации

Специалист по сертификации – консультант по экологическим инновациям ведущей консалтинговой компании John Lang LaSalle Ксения Агапова отметила, что в здании депо изначально были заложены достаточно энергоэффективные решения, поэтому в проект не пришлось вносить много изменений. Предварительная оценка проекта началась на этапе стадии П, поэтому архитектурные решения и конструктив также не менялись.

Все изменения коснулись, в основном, инженерных систем и их доукомлектации (например, соленоидными клапанами и датчиками движения), а также генерального плана (выделение мест для велопарковок, благоустройство и мест для раздельного накопления отходов). Кроме того, потребовались дополнительные изыскания – например, исследование на предмет возможного риска наводнений от техногенных и природных источников. Много усилий ушло и на оптимизацию проекта освещения – это и эффективное распределение осветительных приборов, и использование комбинированного освещения, и светодиодные технологии и автоматизация управления.

Но поскольку BREEAM оценивает и сертифицирует только само здание, а депо — это все же еще и производственно-технологический комплекс, пришлось разграничить технологические процессы и процессы обеспечения жизнедеятельности самого здания.

 

Breeam Good для подмосковной

Главные сложности

Проектировщикам работать над зданием под сертификацию BREEAM пришлось впервые — в John Lang LaSalle отметили, что ключевой сложностью было обучение проектировщиков новым стандартам проектирования, а так же новому стилю мышления. Тем не менее, достигнутые показатели оказались довольно высокими.

Так, в области управления строительства, энергоэффективности, качества внутренней среды реализовано более 50% критериев, более 80% всех критериев было реализовано в категориях «управление отходами» и «транспортная доступность». Например, отходы от сноса были переработаны и использованы подрядчиком прямо на строительной площадке, был организован раздельного сбор отходов.

Хорошая доступность для альтернативных видов транспорта была обеспечена не только благодаря доступности общественного транспорта, но и установке велопарковок и снижению числа парковочных мест для машин на проекте. Были предприняты меры для снижения водопотребления – высадка местных видов растений для снижения потребности в поливе, установка соленоидных клапанов для снижения вероятности протечек и установка водосберегающей арматуры.

 

Breeam Good для подмосковной

В ходе сертификации проводилось энергетическое моделирование, которое позволило спрогнозировать ожидаемое энергопотребление для данного объекта. Энергопотребление корпуса ТО составило 142 кВт-ч  на кв. м., что на 25% меньше, чем энергопотребление аналогичного здания, запроектированного в соответствии со стандартными значениями ASHRAE 90.1-2007.

Сокращение водопотребления по методологии BREEAM – порядка 30%, более 40% материалов для подсыпки – вторичное сырье. Сертификация депо по BREEAM началась в сентябре 2012 года, сертификат на этапе проекта был получен в августе 2013 года.

Конструктивные элементы

Расскажем подробнее о тех мерах, которые были предприняты в этом проекте для достижения показателей BREEAM Good. Благодаря блокированию основных объектов депо была сокращена общая площадь наружных стен на 4300 кв.м., что обеспечило экономию строительных конструкций и энергопотребления.

Ограждающие конструкции здания имеют улучшенное сопротивление теплопередаче по сравнению с нормируемым. Утепление кровли выполнено минераловатными плитами «Техноруф», стен – экструзионным пенополистиролом и минераловатными плитами. Окна представляют из себя двухкамерный стеклопакет с заполнением камер аргоном, выполнены из алюминиевого термоизолированного профиля ALUTECH с термовставками. Приведенное сопротивление теплопередачи R=1,0 м2°С/Вт, что в 3,3 раза эффективнее стандартного.

 

Breeam Good для подмосковной

Акцент – на естественное освещение

Особо стоит отметить организацию освещения здания, так как этому вопросу при проектировании было уделено много внимания. Во-первых, здание спроектировано так, чтобы максимально использовать дневное естественное освещение. Сама ориентация комплекса позволяет избежать слепящего солнца и бликов, а планировка помещений и расположений рабочих мест офисной части выбрано таким образом, чтобы способствовать комфортному использованию дневного света и чтобы каждый сотрудник, работающий в здании, имел вид из окна.

Давно установлено, что возможность посмотреть в окно и таким образом перефокусировать взгляд создает благоприятную среду, позволяющую ощутить сопричастность с остальным миром, а так же помогает избежать глазных болезней.

Внутри пространство организовано с помощью прозрачных перегородок. На окнах устроены автоматически регулируемые жалюзи, управление которыми осуществляется активаторами, связанными между собой по протоколу KNX. В автоматическом режиме в зависимости от положения солнца, активатор управляет приводом, устанавливая требуемое положение жалюзи для нужной степени затенения.

Светодиоды и автоматизация

Что же качается собственно осветительных приборов, то, во-первых, в цеху технического обслуживания применены люминесцентные лампы с повышенными коэффициентами светоотдачи; во-вторых, все люминесцентные лампы оснащены электронными пуско-регулирующими аппаратами (ЭПРА увеличивает энергоэффективность ламп).

 

В офисной части освещение коридоров реализовано на светодиодных светильниках, а в помещениях – на люминесцентных светильниках с балластом для гибкого управления освещением, включения и диммирования. Сигналы на управление балластом поступают от специальных шлюзов DALI, связанных между собой по протоколу KNX.

 

Интересно организована и автоматизация управления освещением. В каждом помещении офисного блока над каждой группой рабочих мест установлены датчик присутствия и датчик освещенности. В случае, если сотрудник покинет рабочее место, не выключив свет вручную, выключение света произойдет по сигналу от датчика присутствия. Так же освещение будет диммировано, если освещенность рабочего места извне превысит определенные пределы.
В помещениях коридоров освещение включается по сигналу датчика движения. Датчик фиксирует перемещение людей и дает сигнал на включение шлюзу. Для того чтобы при отсутствии движения человек не остался в тёмном коридоре, осуществляется медленное угасание освещения. В местах, где наиболее вероятно нахождение человека в статическом положении, установлены датчики присутствия. В санузлах установлены соленоидные клапаны, которые перекрывают воду при выключенном освещении. Перекрывание воды происходит после выключения света, спустя время, достаточное для заполнения водой сливного бачка.

Общая экономия электроэнергии, по сравнению с аналогом, на внутреннем электроосвещении составила 76 тыс. кВт/ч.

Отопление и кондиционирование

Отопление в цеху организовано с помощью высокоэффективных водяных инфракрасных излучателей, а также воздушного отопления с рециркуляцией. Кондиционирование используется только в административно-бытовых помещениях. Предусмотрены системы управления автоматизации центрального теплового пункта, пользовательское управление отоплением и кондиционированием.

Для обеспечения локального контроля за температурным режимом в помещениях здания предусмотрены термостатические клапаны на всех радиаторах. Кроме того, снижение энергопотребления достигается за счет измерения и управления энергопотребления по различным видам использования, таким как отопление, горячее водоснабжение, вентиляция, кондиционирование.

 

Водосбережение

Интересные решения применены по водосбережению. Помимо системы учета расходы воды, на смесителях для умывальников установлены аэраторы с пропускной способностью 2-3 л/мин, применены шланги для душа с ограничителем потока воды с пропускной способностью 7-8 л/мин; для унитазов предусмотрены кнопки с двойным сливом 3-6 л/мин.

Дождевая вода с кровли, дорог и производственных площадок отводится на локальные очистные сооружения, где очищаются и используются впоследствии на моечном комплексе для мытья составов, а так же для полива газонов и дорог. Максимальная экономия хозяйственно-питьевого водопотребления в депо составит 40 м3/сут или 14,6 тыс. м3/год.

 

Таким образом, соединяя новейшие инженерные и строительные достижения, новое депо на станции Подмосковная станет, по ожиданиям железнодорожников, самым лучшим в России. К слову, аналогичных по оснащению и назначению моторвагонных депо в России всего два – Металлострой в Ленинградской области и в Сочи, но они не имеют международных экологических сертификатов. Создаваемый в Москве единственный в своем роде комплекс претендует на то, чтобы стать лидером в своей отрасли и образцом экоустойчивого строительства для всей России. опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: http://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

Добавить комментарий

Что-то интересное

    Больше материалов
    Больше материалов
  • facebook
    Нажмите Нравится,
    чтобы читать Econet.ru в Facebook
    Спасибо, я уже с Econet.ru!