Экология потребления. Феномен современного мира — клиповое сознание. Что такое клиповое сознание, и почему оно представляет опасность?..
С приходом новейших достижений техники у нас, согласно светлой утопической идее, должно было появиться больше свободного времени. Казалось бы, теперь нет никаких границ, можно совершать покупки не выходя из дома, переписываться и общаться по видеосвязи с людьми, находящимися на другом конце земного шара, в режиме реального времени — все это давно стало привычным. Но чем больше всего крутится и работает нам на благо, тем почему-то меньше времени у нас остается на самих себя. Фантастическое будущее внезапно стало привычным настоящим, в котором современный человек растворяется, не осознавая этого.
Бесконечный поток информации водопадом накрывает нас каждый день. Информация подается маленькими дозами, короткими новостями, кусочками, фразами, яркими картинками, фрагментами, то есть клипами, на которые человек подсаживается, как на наркотическую иглу. Переварить, систематизировать или даже осознать этот поток становится все сложнее, остается лишь обезличено существовать в нем. Так формируется поколение людей с клиповым сознанием.
Для современного человека сложно или невозможно освоить объемную книгу с витиеватым языком и пространными описаниями. Куда проще прочесть сокращенный вариант, а лучше просто ничего не читать, ведь можно посмотреть и послушать, сэкономив умственные усилия. Чтение заменяют теперь интернет-мемы с цитатами великих.
Кино длинное, многопластовое трудно воспринимать. Совсем другое дело — фильмы-клоны (блокбастеры), которые под завязку напичканы динамикой, взрывами, сексом, кровавой натуральностью и многозначной немногословностью. Эти фильмы рождаются на свет так же быстро, как умирают воспоминания о них. Клиповое сознание нуждается в том, что не подразумевает глубокого проникновения в суть, не требует много времени и сил.
Человек с клиповым мышлением не способен анализировать, выявлять причинно-следственные связи, его сознание соткано из несвязанных между собой отрывков. Глубокий мыслительный процесс заменяется визуальными раздражителями, постоянно сменяющими друг друга, словно переключение пультом телевизионных каналов. Такое сознание предпочитает яркие визуальные образы углублению в текст.
Информация поступает из телевизоров, компьютеров, планшетов, телефонов, рекламных щитов, баннеров и прочего. На первый взгляд кажется, будто человеку во всем этом многообразии предоставляется свобода выбора, но это лишь на первый взгляд. На самом деле человек становится заложником потребления. Круговорот ярких картинок формирует клиповое сознание, и вместо предполагаемой свободы мы получаем ограниченность и скудость ума.
В недавние времена, когда технический прогресс еще не подмял под себя нашу индивидуальность, дети запоем читали Твена, Лондона, Стивенсона, Купера, утопая в безграничных океанах фантазии писателей. Тогда детское воображение рисовало картины захватывающих путешествий, опасных приключений. Отчаянные корсары, морские волки, краснокожие индейцы оживали в юных умах, заставляя эти умы шевелиться, вдумываться в образы героев, сопереживать их внутреннему конфликту. Теперь же информации так много, она настолько доступна, что дети не читают вовсе.
Потребность интеллекта в глубоком познании, упражнениях воображения, анализе отпадает сама собой. Интеллект, сотканный из множества клипов, быстро утомляется, он требует сжатой, «цветной» информации, которую (по аналогии с пищеварительным процессом) легко проглотить и усвоить. Душу человека с клиповым сознанием не тронут мировые шедевры искусства, так как они слишком сложны для восприятия и требуют обширных знаний в области истории развития искусства. К тому же в современном цифровом мире эти познания становятся бесполезными, ведь они не приносят видимой выгоды.
Человек с клиповым сознанием становится бесчувственным. Все происходящее вокруг — лишь короткая новость в телевизоре или интернете. Сегодня убили столько-то человек, завтра еще столько-то и все это внедряется в сознание между рекламой прокладок, туалетной бумаги, дорогих автомобилей. А потом мы видим новость: «Девочка выпала из окна на глазах у прохожих, которые прошли мимо, даже не остановившись, чтобы узнать, жива ли она…» Дело в том, что выпадающий из окна человек воспринимается клиповым сознанием как очередной клип. Можно просто пройти мимо — переключить канал.
Клиповое сознание постоянно требует внешних раздражителей, потому что оно не может существовать автономно, оно само себя съедает и алчет все новых клиповых доз. Каково такому сознанию остаться наедине с собой в кубической комнате, где нет ни сотового телефона, ни телевизора, ни компьютера? Хотя изначальная мудрость гласит, что человек — это вселенная, ему с самим собой не должно быть скучно.
Клиповое сознание не тревожат онтологические вопросы. Есть вероятность, что со временем такое сознание станет единственно возможным. Чтобы этого не случилось, следует сопротивляться: напрягать мозги и правильно воспитывать детей. Чтение, живое общение, путешествия, пребывание на природе — все это помогает сознанию расширять собственные границы до бесконечности. Жизнь должна жить, а не становиться одним из фрагментов клипа.опубликовано econet.ru
Автор: Сергей Садовничий
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий