События Дом

Диалог со Смертью как способ преодоления экзистенциального кризиса у онкологических больных

Многие люди воспринимают смерть как событие пугающее, вызывающее страх, и избегают открыто и хладнокровно смотреть ей в лицо, говорить о ней — словно ее вообще не существует. Тема смерти для значительного количества людей тесно связана с одиночеством и обезличенностью и окрашена массой негативных эмоций.

В психологии страх смерти считается экзистенциальным, «нормальным» и является частой и естественной темой для размышлений и внутренних переживаний. Смерть — одна из четырех конечных данностей, глобальных тем, которые наряду со свободой, экзистенциальной изоляцией и бессмысленностью рассматриваются психологами и психотерапевтами на приемах с самыми разными категориями пациентов.

В работе с людьми, пережившими потерю, а также с пациентами, переживающими онкологическое заболевание, этот страх становится заметно более значимым, интенсивным, приобретает главенствующий характер и нередко становится центральным переживанием страдающего человека.

При тяжелом соматическом заболевании можно наблюдать запуск процесса горевания, подробно описанный в литературе. Возникающие у онкобольных и больных с тяжелой соматической патологией субъективно труднопереносимые переживания нельзя оставить без проработки. Необходимо создание определенного алгоритма практической психотерапевтической работы с пессимистическими установками и переживаниями.

Исходя из собственного опыта психотерапевтического сопровождения этой категории пациентов, можно отметить, что комплексная психотерапия, сфокусированная на работе с депрессивными переживаниями, должна быть направлена на решение следующего ряда задач:

  1. Отработка (проговаривание) травматических переживаний.
  2. Поддержка и ресурсирование пациентов.
  3. Психотерапевтическая работа с экзистенциальными переживаниями.
  4. Психотерапевтическое сопровождение всего периода болезни и переживаний, связанных с ней.

В процессе комплексной психотерапевтической работы с экзистенциальными переживаниями онкобольных одной из ключевых техник является техника «Диалог (встреча) со Смертью». Её можно проводить в нескольких режимах.

Практический опыт применения этой техники показал, что наиболее эффективными формами её применения является работа с «пустым стулом» или игровой вариант драматических сессий с использованием маленьких игрушек-заместителей («киндер-сюрприз-терапия»).

В начале терапевтической сессии очень важно создать атмосферу доброжелательного принятия, сотрудничества. После создания зоны безопасности с пациентом ему вкратце поясняется, что будет проведено занятие, направленное на проработку страхов и переживаний по поводу своего недуга.

Затем пациенту предлагается создать воображаемое место, в котором будет происходить встреча и диалог с пугающей его темой болезни и смерти.

В этом пространстве проводится диалог, в котором пациенту предлагается поочередно побыть в своей роли (отслеживая свои чувства по отношению к смерти), а затем, сменив позицию, побыть в роли Смерти. При налаживании диалога происходит несколько переходов из одной роли в другую, проясняется отношение к теме болезни и смерти, имеется возможность отреагировать на свои переживания, свой страх.

Наблюдения показывают, что выполнение пациентами техники «Диалог со Смертью» может идти по двум путям — гармоничному и дисгармоничному.

При гармоничном варианте наблюдается нейтральная позиция Смерти как данности. Смерть в данной роли носит характер цельной монофигуры с высказываниями типа: «Я есть. Я существую. Чувств никаких не испытываю, ничего не хочу, ничего не прошу…». С данной ролевой фигурой довольно быстро выстраиваются конструктивные отношения.

В процессе перехода из одной роли в другую иногда фигура Смерти начинает «расщепляться», возникают субличности смерти, аналогичные субличностям пациента и его интроектам (как правило, родительским). Тогда можно говорить о дисгармоничном варианте реагирования.

При дисгармоничной, сложной по структуре фигуре Смерти она может манипулировать пациентом, настаивать на реализации своих разнообразных потребностей. К примеру, в высказываниях пациентов с этим вариантом отыгрывания «Диалога» типичными являются следующие послания: «Я контролирую тебя…», «…ты должен бояться меня…», «…я насыщаюсь таким образом…».

Сложная структура Смерти при дисгармоничном (манипулятивном) варианте включает как саму фигуру Смерти, так и несколько дополнительных фигур потребностей пациента, не реализуемых адекватно. Смерть в этом случае можно рассматривать как «склеенный» симптом.

Наша задача заключается в «распутывании» этого симптома, определении скрытых потребностей в нем, их прояснении и удовлетворении. Работа с манипулятивными, пугающими посланиями частей фигуры Смерти помогает пациенту по-новому переосмыслить свои чувства по отношению к смерти и позволяет перейти к диалогу с монофигурой.

В результате проведения данной техники можно перейти к построению конструктивных отношений со Смертью как данностью и получить в результате проработанный опыт преодоления кризисных экзистенциальных переживаний.опубликовано econet.ru

Авторы: Ивашкина Марина, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой;

Есаулов Владимир, ассистент, кафедра психотерапии, психолого-социальный факультет

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтактеОдноклассниках

Источник: http://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

Добавить комментарий

Что-то интересное

    Больше материалов
    Больше материалов
  • facebook
    Нажмите Нравится,
    чтобы читать Econet.ru в Facebook
    Спасибо, я уже с Econet.ru!