События Дом

M5BAT — новый подход к аккумулированию электроэнергии на промышленном уровне

Сегодняшнее развитие электроэнергетики предусматривает все большее внедрение возобновляемых источников энергии. Также продолжаются разработки в области улучшения качества и надежности электроснабжения. 
Как один из вариантов решения данных задач используется идея создания подстанций с аккумуляторными батареями большого объема поблизости от потребителей. В этой статье представлено одно из решений, которое запланировано к вводу в эксплуатацию в 2016 году в Германии.

Немного истории

Разработка подобных проектов началась в 1980-х годах. В то время Западный Берлин имел абсолютно автономную систему электроснабжения и для поддержки частоты была построена в 1986 году Batterie-Speicherkraftwerk Berlin-Steglitz, в переводе — «электростанция на батареях». Данная станция была закрыта уже в 1994 году, после объединения энергосистем.

Станция имела следующие характеристики:

Пиковая мощность 17 МВт
Выдача пиковой мощности 20 мин
Максимальная хранимая энергия 14,4 МВтч

Станция состояла из 7080 свинцовых аккумуляторов в 12 параллельных ветвях по 590 аккумулятора в каждой.
 

Существующие технологии

На сегодня массово на рынке для подобных решений используются либо упомянутые выше свинцово-кислотные аккумуляторы, либо литий-ионные. Из последних можно вспомнить такие решения в Германии:
 

  • В г. Шверин Samsung установил батарею аккумуляторов на 5 МВтч с пиковой мощностью 5 МВт. Батарея состоит из 25600 аккумуляторов с химическим составом литий-оксид-марганца. Заявленный срок эксплуатации 20 лет
  • В Дрездене была установлена батарея аккумуляторов от LG Chem с характеристиками 2 МВт / 2,7 МВТч. Батареи типа JH2. К сожалению маркетинг здесь тоже взял свое и LG нахывает эти батареи полимерными, хотя они самые обычные литий-ионные в не жестком корпусе (pouch bag cells). Заявленный срок эксплуатации 10 лет
  • В Фельдхайме была принята в эксплуатацию крупнейшая в Европе (10 МВт пик, 6,5 МВтч энергии) регулировочная электростанция. Выполнена из 3360 модулей, произвеженных LG Chem 


Но как и в любой технологии всегда есть недостатки. Для всех аккумулирующих технологий справедливо следующее: или мы получаем большую мощность и малый объем хранимой энергии, или наоборот. Это справедливо как при сравнении различных технологий, так и в середине одной группы одинаковых по химическому принципу (хотя здесь разница зачастую не столь велика). Также важна ценовая политика и затраты на эксплуатацию.

Потому возникали и продолжают возникать идеи по комбинации различных типов аккумуляторов. Например, в Брадерупе была введена в эксплуатацию гибридная установка из литий-ионных аккумуляторов (мощность 2 МВТ, сберегаемая энергия 2 МВТч) и ванадиевая окислительно-восстановительная батарея (Vanadium-Redox-Flow-Batteriespeicher, 330 кВт и 1МВтч). Литий-ионная батарея создана Sony, ванадиевая — Vanadis Power, проект и система управления — Bosch.

Цель статьи — описать один из таких гибридных проектов, а именно комбинацию литий-ионных и свинцово-кислотных аккумуляторов.

 

Мотивация проекта

Для стационарных установок вес и объем не самый важный фактор, потому здесь преимущество литий-ионных аккумуляторы не играет большой роли. В то же время токи, которыми можно заряжать и разряжать эти аккумуляторы выше, чем применимые для аналогичных по емкости свинцово-кислотных. Главный же недостаток — стоимость установки и эксплуатационные затраты.

Здесь важно вспомнить, что речь идет о энергетике, где речь идет не о 5-6 годах, а о 10 и выше, вплоть до 30 лет для сетей среднего напряжения (где подобные установки и используются на сегодня). В таком случае выгода литий-ионного аккумулятора нивелируется фактом более дешевого (хоть и более частого) обслуживания свинцовых аккумуляторов. Отмечу, что обслуживания, не замены. Фактически в таких системах свинцовый аккумулятор без замены работает до 9 лет минимум в чрезвычайно неблагоприятных условиях (низкие температуры в Альпах), что уже сопоставимо со сроком службы литий-ионных аккумуляторов.

Потому было принято решение реализовать гибридную установку для покрытия как внеплановых скачков, так и запланированных для сглаживания графика потребления.

 

Характеристики

Характеристики установки заключены в ее названии — М5ВАТ. Запланировано что пиковая мощность составит 5 МВт, максимальное количество хранимой энергии — 5 МВтч. Также цифра 5 используется для сокращения следующего названия: Modularer multi-Megawatt multi-Technologie Mittelspannungsbatteriespeicher — Модульная многомегаваттная аккумуляторная система хранения энергии среднего напряжения с использованием нескольких технологий (английский вариант также хорош в плане пяти М подряд — Modular Multimegawatt, Multitechnology Medium-Voltage Battery Storage System).
Техническая цель — выработать подход к созданию модульных систем.

Здесь также сделаю небольшое отступление-напоминание. Чем быстрее разряжается батарея, тем меньше энергии можно из нее получить. Такое справедливо для всех типов химических аккумуляторов. В интернете есть масса рисунков, показывающих данную зависимость. Ниже представлен одиз из них:


Вторая, не менее важная цель, экономическая — создать оптимальную систему, дешевле чисто литий-ионной, но не уступающей по эффективности в реальной работе в электрической сети.

 

Использованные компоненты

Литий-ионные аккумуляторы

Производителем выступила компания Beta-motion. Компания выступает разработчиком систем, но не производителем. К сожалению, найти достоверную информацию о типе ячеек не удалось, кроме информации об использовании керамического сепаратора.
 

Свинцово-кислотные аккумуляторы

Использовались следующие модели производства Exide:

Название 16 OCSM 2320 LA 602 1960C Solar
Технология CSM (Copper Stretch Metal) VRLA gel
Число циклов н.д. 2400
Срок эксплуатации 20 лет н.д.
Номинальная емкость, 1 шт 4180 Втч 3670 Втч



Слева 16 OCSM 2320 LA, справа 602 1960C Solar

 

Инвертор

Производитель SMA, два инвертора мощностью 630 кВА каждый. Они были разработаны с более широкими возможностями чем стандартные. Но основные характеристики в целом не должны были изменится. 
 

Дальнейшее будущее проекта

После пуска в эксплуатацию запланирована работа на протяжении года. Будет проводиться как отработка технической части, в частности надежность и общая способность работы в требуемом режиме для сглаживаний пиков, так и работа в энергорынке. На основании исследований будет принято решение о дальнейшей судьбе проекта.
На основании проекта будет выработан подход к модульной системе для использования в электрических сетях. опубликовано econet.ru

Источник: http://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

Добавить комментарий

Что-то интересное

    Больше материалов
    Больше материалов
  • facebook
    Нажмите Нравится,
    чтобы читать Econet.ru в Facebook
    Спасибо, я уже с Econet.ru!