Люди События

Выбираем светодиодную лампочку правильно. Цветовая температура

 Цветовая температура не является характеристикой исключительно светодиодных ламп. Эта характеристика не привязана к конкретному типу источников света, а описывает спектральный состав излучаемого света. Любой свет имеет цветовую (спектрофотометрическую, колориметрическую) температуру, которая является характеристикой спектрального состава излучаемого света и… Не будем перегружать статью физикой. Помимо физического, цветовая температура имеет и психофизическое значение, отражая объективную причину различного восприятия света, прежде всего отраженного света. В лучах света разной цветовой температуры предметы отображаются и воспринимаются по-разному.

Проще всего проиллюстрировать цветовую температуру на уровне чувственного восприятия света человеком. Иногда свет кажется «теплым», иногда «холодным». В ходу даже термин «мертвенно-бледный». В цветовом разрезе желтые, оранжевые и красные оттенки белого воспринимаются, как «теплый» свет, синие, голубые и фиолетовые – как «холодный» свет. На границе располагается нейтральный белый свет.

Цветовая температура – понятие не абстрактное, а самое, что ни на есть, измеримое. Существует специальная шкала Кельвина, имеющая для белого света три температурные градации:

·         тепло-белый свет, warm white (2700 – 3500K);

·         естественно(нейтрально)-белый свет, natural white (3500 – 5000K);

·         холодно-белый свет, cool white (5000 – 7000K).

 

Разные источники света имеют разную цветовую температуру или даже температурные диапазоны. Наиболее «горячим» эталоном света является темно-красное свечение раскаляемого железа либо затухающих углей. Это – видимая граница различаемого человеком светового спектра и, понятное дело, лампы с такой цветовой температурой не производятся и не востребованы. Достаточно привычен человеческому глазу свет ламп накаливания малой и средней мощности (40, 60, 100 Вт): от 2200 до 2800 К. Это «теплый» свет, кстати, далекий от естественного солнечного света. Эталоном естественного солнечного освещения считается источник света 6500 К. Люминесцентные лампы дневного цвета имеют диапазон 5600—7000 К. Верхняя граница диапазона уже воспринимается как очень «холодный» свет и в природе характерна для отраженного света от чистого голубого неба. Поскольку люди предпочитают все же более теплые либо нейтральные цвета, большинство типов ламп расположены правее на колориметрической шкале. Натриевые лампы высокого давления – самые теплые, излучают свет температурой 2000 К. Нужно сказать, такой свет воспринимается как «желтый» и не всегда приемлем. Газонаполненные лампы, мощные лампы накаливания (200 Вт), галогенные и люминесцентные лампы теплого света имеют температуру в диапазоне 2800-3000 К. Люминесцентные лампы белого света излучают 3500 К. Ксеноновые лампы, широко применяемые в автомобильных фарах и прожекторах имеют свет 4500 – 5000 К. Кстати, Вы заметили, что люминесцентные лампы покрывают достаточно широкий спектр шкалы Кельвина? Это естественно – цветовую температуру таких ламп определяет не газовый разряд в лампе, излучающий, вообще-то, в ультрафиолете, а люминофор, который под действием УФ-излучения производит свечение выбранного спектра.

Аналогично и светодиодные лампы. В светодиоде полупроводниковый кристалл покрывается слоем люминофора, который и определяет цветовую температуру светодиодного светильника. А посему диапазон у светодиодных ламп – самый широкий.

Требуемая цветовая температура освещения выбирается исходя из функциональности помещения. Ярким примером может служить выбор температуры освещения для офисных помещений. Исследования показали, что производительность труда офисного работника изменяется при изменении освещения (при прочих равных условиях). Наиболее высокой производительность бывает при освещении рабочих мест нейтральным белым светом 3500-4500 К, т.е. наиболее близким к естественному природному освещению. При смещении цветовой температуры офисного освещения в любую сторону – что в «теплую», что в «холодную» часть колорометрической шкалы, производительность падает. Так небольшое смещение к желтой части спектра (до 3000 К), при всей своей комфортности, снижает производительность на 5-7%, дальнейшее снижение цветовой температуры до 2500 К ведет к «убаюкиванию» сотрудников и потере 25% производительности. Аналогичный эффект прослеживается при повышении спектральной температуры до «холодного –синего» света (~6000 К). Кратковременный всплеск производительности в «морозном» освещении сменяется падением производительности на 20-25% вследствие повышенной утомляемости.

Конечно, это слишком упрощенный подход: «естественный свет – хорошо, любое отклонение – плохо». Есть применения, когда более эффективным может быть именно холодный или наоборот теплый свет. Скажем, на производственных линиях машиностроительных, текстильных и деревообрабатывающих предприятий освещение смещают в холодную часть спектра для повышения концентрации работников, обслуживающих станочные комплексы. Самое холодное освещение применяется в диагностических помещениях больниц, в лабораториях и других местах, где требуется кратковременная высокая концентрация. В читальных залах библиотек и игровых залах детских садов температуру сдвигают глубоко к теплой части спектра, для снижения утомляемости и повышения комфорта при некоторой потере концентрации. Также мягкий теплый свет более предпочтителен в театрах и в ресторанах – аж до 2500-2700 К. Этот же самый «теплый» свет уместен в жилых комнатах. Зато в нежилых помещениях грамотнее применять нейтральный и даже холодные цвета. Кстати, некоторое смещение к холодному свету рекомендуется в больничных палатах, в коморах, в ванных комнатах и в кухнях – там, где требуется создать ощущение чистоты и дезинфекции. Психофизически холодный свет создает именно такое ощущение.

Интересно подходят к световому оформлению торговых витрин и отделов в супермаркетах. Психофизические особенности восприятия света и цвета человеком уже давно находятся под пристальным вниманием маркетологов. В «правильно» освещенном магазине хлебобулочные изделия, сыры, фрукты, овощи окажутся только в «теплом» свете. А вот молочка и мясные изделия должны освещаться в холодном спектре – для подчеркивания свежести. Холодильные камеры должны освещаться в самом «полюсе холода», аж до 8000 К. Странно, а вот свежая рыба, креветки и прочие дары моря все же лучше продаются в теплом свете. Так же, как и ковры, постельные принадлежности, мебель и косметика. Бытовая техника и аппаратура хайтек должны освещаться нейтрально либо с небольшим смещением в холодный спектр. Также немного смещается в холодный спектр освещение отделе цветов (холод – свежесть), кроме стенда с кактусами – покупатели кактусов предпочитают нейтральное освещение. Целая наука! Существуют специальные таблицы, позволяющие выбрать правильное освещение для тех или иных функционалов помещений. опубликовано econet.ru

опубликовано econet.ru

 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтактеОдноклассниках

Источник: http://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

Добавить комментарий

Что-то интересное

    Больше материалов
    Больше материалов
  • facebook
    Нажмите Нравится,
    чтобы читать Econet.ru в Facebook
    Спасибо, я уже с Econet.ru!