✅Психолог Павел Зыгмантович пишет о том, почему он считает, что нытье — это вредный вирус. Если вам часто говорят, что вы нытик, то, пожалуй, эта статья для вас.
Малый академический словарь говорит нам, что нытье — это действие по второму значению глагола «ныть». Что же это за значение? А вот оно: «Надоедливо жаловаться на что-либо». Определение неплохое, но в нем нет важного момента — как и где простая жалоба превращается в надоедливую? Почему это происходит? Вот мой вариант — жалоба становится нытьем тогда, когда нет никаких шансов на улучшение ситуации.
Если к вам пришел человек и начал жаловаться на жизнь, то вы можете ему помочь — хотя бы тем, что выслушаете. Социальная поддержка оказывает на нас самое благоприятное воздействие. Когда мы чувствуем себя принятыми, мрачные краски по меньшей мере тускнеют. Через полчаса или час жалоба рассасывается — ведь человеку полегчало.
А в самом лучшем варианте вы предложили какое-нибудь решение, человек воспрял духом и помчался его реализовывать.
С нытьем не так. От выслушивания оно только усиливается, никакие предложения, советы и рекомендации ваш визави не принимает — и вот вы уже три часа кряду выслушиваете фактически одно и то же.
Итак, именно невозможность конструктива превращает нормальную жалобу в раздражающее нытье.
Важно понимать: когда человек ноет, он наносит серьезный вред себе и всем окружающим, сталкивающимся с его нытьем.
Во-первых, такой человек сосредотачивается на состоянии, что полезно только в малых количествах. В больших дозах ориентация на состояние приводит человека к потере бодрости духа и тела.
Во-вторых, нытье лишает человека контроля над ситуацией, а отсутствие такого контроля крайне пагубно сказывается на здоровье.
В итоге человек подрывает и своё, и чужое здоровье. Фактически, общаться с ноющим человеком — это то же самое, что находиться в одном помещении с отчаянно гриппующим больным. Шансы заразиться — такие же.
На эту тему научных данных у меня нет, так что будет только предположение.
Во-первых, нытье дает легальную тему для беседы. Поругать погоду, курс валют и нерадивость коммунальщиков — беспроигрышная тема. Все согласятся, все поддакнут, никто ни словечка против не скажет.
Во-вторых, нытье неплохо избавляет человека от когнитивного диссонанса — ничего делать не надо, ведь всё бесполезно из-за злых цирюльников и велосипедистов (или рептилоидов и аннунаков, кому что больше нравится).
Не надо исправлять ситуацию, не надо развиваться, не надо преодолевать трудности — можно списать всё на других и продолжать считать себя хорошим, успешным, прекрасным человеком. Никакого когнитивного диссонанса.
Тут нужно проявить некоторую внимательность. Следите за человеком: если по мере общения эмоциональный накал стал стихать, если лицо светлеет, значит, человек вам жаловался и ваше внимание к человеку уже ему помогло.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Еще лучше, если человек прямым текстом запросил у вас рекомендацию или совет. И еще лучше лучшего, если человек задает вам уточняющие вопросы, чтобы лучше разобраться в вашем предложении. Совсем отлично, если он задумался о том, как это всё воплотить и через некоторое время переключился на другую тему (или охотно принял ваше переключение).
Если же человеку не становится лучше от вашего выслушивания, если он раз за разом повторяет одно и то же, возвращаясь на пятый или уже шестой заход, значит, перед нами не доброкачественная жалоба, а злокачественное нытье.
Первое — не подкрепляйте. То есть не кормите человека своим вниманием. Когда человек поймет, что вы «выключаетесь» от его нытья, через некоторое время он перестанет ныть вам.
«Выключиться» можно иногда в прямом смысле слова — выйти из помещения («Мне нужно по делу»), прервать телефонный разговор («Батарея садится») или даже прямо сказать, мол, хватит об этом, я не хочу продолжать этот разговор.
Конечно, последний вариант достаточно суров (и подходит не всем), но вы всегда можете найти что-то менее жёсткое.
Второе — задавайте вопросы, ориентирующие на действия. «Что можно сделать?», «Какие у тебя варианты?», «Что уже попробовал/а?» и так далее. Чем больше человек ориентирован на действия, тем меньше он ноет — ему некогда. Конечно, человек может не поддаваться на ваши провокации и сосредоточенно ныть дальше… Ну тогда используйте первый вариант — не подкрепляйте нытье.
Смотрите предыдущий раздел — не подкрепляйте свое нытье и ориентируйтесь на действия.
Если вы поймали себя на нытье — прекратите. Выпейте воды (будет занят рот) и/или выйдите из контакта (пропадут слушатели).
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
Если вы чувствуете, что может начаться нытье, — задумайтесь о действиях. Что можно сделать? Как можно исправить ситуацию? Куда написать, кому позвонить, кого подключить к решению проблемы, где взять информацию о возможных шагах? И так далее, и тому подобное.
В общем, меньше слов — больше дела.опубликовано econet.ru.
Автор Павел Зыгмантович
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий