Услышь меня сквозь годы. Ценности поколений

Цель Ценность Целостность

Наш неподдельный интерес к разного рода классификациям, типологиям  и прочим попытками систематизации сводится к попытке разобраться в извечном вопросе «как всё устроено?».  Теория поколений достойна  освоения хотя бы потому, что она апробирована на нескольких социально-исторических пластах, в различных культурно-этнических контекстах и, в общем-то, даёт понимание закономерностей развития социализации и, что самое ценное, инструменты прогнозирования, хотя бы приблизительного понимания того, куда движемся все мы, с нашими детьми в авангарде.

Наиболее активно теорией поколений на сегодняшний день пользуются хваткие маркетологи - преследуя единственную цель наращивания продаж.  Вместе с тем, суть этой любопытной теории гораздо шире, и при должном внимании помогает по-новому, гораздо более осознанно, взглянуть на стереотипное поведение целых поколений. Конфликт отцов и детей, древний как мир, и всегда болезненный, потому что подразумевает столкновение фундаментальных ценностей, может быть серьёзно облегчен просто пониманием того, что за всем этим стоит. Знаете, как в мистических триллерах, когда знаешь имя демона, он побежден.

С первыми зачатками самосознания и идентификации себя человек, начиная от самых первых кризисов трехлетнего возраста, встречается с пропастью противопоставления «я и они», и зачастую к подростковому возрасту взросление основательно становится синонимом борьбы, если не с «предками», то с системой, со стереотипами, с требованиями и стандартами общества, с «так положено» (кем? Когда и с какой целью это нечто было положено?) Мы взрослеем, адаптируем свою внутреннюю инаковость под окружающую действительность социума или, если повезет, учимся лавировать в ней менее травматично, сохранив драгоценное чувство собственной уникальности, а потом на свет приходят наши дети, и оказывается, что история повторяется, ведь они – это не мы… Они взрослеют совершенно в других реалиях, с другими посылами и вообще на свет они явились с неведомой нам миссией, загадочные и непонятные, так же, как и мы для своих родителей в своё время.

Давайте разберемся и посмотрим: что мы несем в багаже, накопленном нашими предками, что вросло в нас непреложными истинами и почему, и самое важное – проследим, как меняются поколения, что влияет на сегодняшних детей и почему они так отличаются от нас. Классический конфликт поколений, неизбежный и непреходящий, может перестать быть таковым, если мы поразмыслим о том, каково это – взрослеть и жить в другом времени, в другой системе координат, как важно не обесценивать жизненного опыта, но и не зависать в пройденном, в понятом, в усвоенном.

Теория гласит о том, наши социальные ценности и нормы реагирования, внедренные и доведенные до бессознательного воспроизведения, обусловлены социальным  историческим контекстом: ценностями становится то, что в дефиците, транслируемые злободневные темы исторической канвы становятся фоном для функционирования психики целого поколения.

Важно понимать, что каждое предыдущее поколение (родоначальники теории Н.Хоув и У.Штраус предлагают под поколением понимать 20-летний диапазон) передаёт нам часть интегрированного опыта, крепко замешанного на тех ценностях, в которых оно выросло. Мы это хорошо видим при разборе своих же подсознательных установок, когда с изумлением обнаруживаем в себе эти невесть откуда взявшиеся программы, которые в общем-то мы и не взращивали в себе.

Каждый, кто занимался разбором своих внутренних убеждений, понимает, насколько глубоки эти корни, пущенные в плодородную почву нашего нежного возраста до 12 лет, и обильно плодоносящие всю последующую жизнь. Вредные или полезные – они прочно укореняются и остаются с  нами с тех самых пор, когда мы не способны рефлексировать и оценивать их с точки зрения пользы в дальнейшей жизни и вообще обоснованности их присутствия в нас. Ирония состоит в том, что социальная картинка неизбежно меняется, и ценности, внушаемые нам с детства и так необходимые для благополучного существования нашим родителям и бабушкам-дедушкам, становятся неактуальными, если не вредоносными.  А родителям в свою очередь, не понятно, как можно культивировать в своих детях иные, отличные от собственных, ценностные ориентиры.

Непонятно и противоестественно. Это очень  важный момент, который следует усвоить. Часто случается, что свойственные определенному поколению ценности переходят в устойчивые установки всех членов семьи на долгие годы, и многие из них мы с удивлением раскапываем как неосознаваемые деструктивные убеждения, обнаружить которые и затем справиться с ними ой как не просто. И всё же нужно, эти ископаемые отслужили верой и правдой одно или несколько поколений назад, а в современных реалиях нашей жизни, к сожалению, ничего хорошего нам не сулят, и конечно же они касаются самых животрепещущих сфер – воспитанию детей и семейным ценностям, отношения к помощи от других и притоку денег, социальной ответственности и гендерным моделям…

Эволюция пришла бы в тупик, если бы старшее поколение не передавало со всей страстью собственные смыслы и значимые качества  своим потомкам. И туда же пришла  бы эволюция, если бы каждое последующее поколение неукоснительно и священно продолжало нести культ устаревших жизненных ориентиров и авторитетов.

Благодаря болезненной ломке таких выпестованных нашими родителями и прародителями идей, внезапного понимания их несостоятельности, мы всё же движемся, стремительно, всё с нарастающей скоростью: с момента конного транспорта до парового двигателя проходят сотни лет,  а с момента телеграфных «тчк.» до беспроводной видеосвязи –  уже лишь несколько десятков. Крайне важно понимать эту всё нарастающую динамику и быт внутренне готовыми к тому, что уже через пару лет мир не будет таким, как сейчас, что высокая адаптивность к быстро меняющимся условиям – одно из важнейших требований текущего эволюционного периода.

Когда вдруг становится неважным то, что не подвергалось ранее сомнению, когда необходимые для выживания качества вдруг становятся архаичным балластом и мешают двигаться в туманное и пугающее неизвестностью будущее, когда юному пытливому и отважному разуму текущая картина мира становится мала, как детские штанишки, а уклад жизни предков  суть пыльная нелепая рухлядь, когда всем невыносимо: детям  душно и тесно, они зачастую не поняты и одиноки, а родителям страшно, ведь  под ними раскачивают старательно возведенный и, казалось, незыблемый фундамент, а неизведанный Хаос грозит вот-вот забрать разум и всякий здравый смысл у их неокрепших детей…. Только тогда мы движемся вперед, ведомые глубинным ритмом эволюционного развития.

И хоть рождение нового всегда подразумевает боль, разрушение, расставание, необходимо всеми силами смягчить эти разрывы пониманием, уважением, любовью и благодарностью  к тому, что постепенно и неизбежно  уходит в небытие. Взрослое и осознанное отношение к смене ценностей и целых систем смыслов - наша первоочередная задача, если мы хотим жить в мире со своими родителями и со своими детьми.

Давайте детальнее рассмотрим те  драгоценности, которые оставили нам в наследство наши предки, ведь опыт накопления поколенческих ценностей  - в нас, мы его несем в себе, как хорошо усвоенные и обкатанные до автоматизма программы, словом, те уроки, которые нам хорошо понятны, и нет нужды их повторять заново, они осели в старой коре головного мозга кристаллизованными кирпичиками нашего личностного фундамента.

В период с 1900 по 1923 годы, согласно классификации авторов теории, было рождено  поколение победителей,  до 1933 года их ценности сложились под влиянием массовых явлений электрификации, коллективизации, а также всё более крепнущей идеологии. В этот период наши предки оттачивали ценности ответственности и трудолюбия, идеологического оптимизма (вера в светлое будущее), ценность внутрисемейной дружбы.  В то же время категоричность и принципиальность, умение отстаивать свою правду и не привязанность к материальной стороне жизни – ведь в неспокойное время становления этого поколения, наши народы сотрясали и лихорадили многочисленные экономические взлеты и падения - от самых оптимистических ожиданий НЭПа и пятилеток до ужасов голодомора, поэтому деньги для этого поколения не представляли никакой жизненной ценности.

На смену этому поистине героическому поколению, пришло поколение «молчаливых», рожденных в период с 1924 по 1943 годы, их взросление пришлось на послевоенные годы, разгар сталинских репрессий, жесткие тиски советской пропаганды. Люди этого поколения «молчаливы» именно поэтому – любое отступление от идеологии преследовалось, только дома, в семье, можно было говорить свою правду, не опасаясь предательства и карающих за инакомыслие инстанций. Они пронесли в себе приверженность семейным ценностям, преданность, уважение статусов и должностей, законопослушность и неукоснительное соблюдение правил и требований.  Это те люди, у которых всегда вовремя коммунальные платежи  - это они с самого утра стоят в очереди в сберкассах и почтовых отделениях сразу после того, как приходят счета, и корешки всех платежек у них под скрепочкой.

 Они умеют терпеть, экономить и довольствоваться малым, со сцепленными зубами, в стесненных условиях доблестно и неуклонно «поднимать страну», «поднимать детей». Они не по-наслышке знали, что такое тотальный дефицит продовольствия, и поэтому самое важное – накормить нас, своих детей. А ещё запасы: консервы, соль, спички, мыло. И обязательно консервация, соленья, варенья. Это бабушки, разложившие на обочине тротуара яблочки кучкой, баночку грибов и пучок петрушки. Им на самом деле важнее не продать, а накормить, спросите, почем у них консервация…

Еще один любопытный момент, который родом из этого периода – высочайшая степень доверия врачам. И до этого момента, и сейчас постепенно мы вновь возвращаемся к исконному пониманию того, что только сам человек способен себя по-настоящему излечить, и добраться до истинных причин болезни. А в тот период в медицине произошла настоящая революция – открытие антибиотиков, и как следствие, быстрые и высокоэффективные методы лечения, что сделало авторитет врача непререкаемым, именно из этого периода некоторым из нас досталось глубинное убеждение о том, что «докторам виднее» и они лучше знают.

С 1943 по 1963 годы пришло новое поколение, так называемых «беби бумеров», название сидетельствует о том, что относительно восстановленные экономические условия способствовали всплеску рождаемости. Ценности этого поколения были сформированы до 1973 года – периода, которых был отмечен событиями советской оттепели, покорением космоса, повсеместное стандартизированное образование и гарантированное медицинское обслуживание. В это время формируются ценности оптимизма, командного духа, любознательности, начитанности и  эрудированности, активного образа жизни: туристы с палатками, песни под гитару у костра – любимые многими из нас образы родом из этого период. Всё еще железный занавес и атмосфера завуалированной гонки вооружения, но культивируемая идеология супердержавы, стали основой для важнейшей ценности этого поколения -  активной жизненной позиции. Это читающее, любознательное поколение, представители которого даже в нынешнее время, будучи уже в уважаемом, элегантном возрасте с удовольствием путешествуют, социально активны, осваивают новые девайсы и просторы Интернета, живо интересуются актуальными тенденциями, и не пренебрегают здоровым образом жизни: стараются делать зарядку или посещают фитнес-центры, спа и бассейны. Неисправимые оптимисты – никто до них, ни после них так горячо и искренне не верил в свою страну.

На смену этому поколению пришли новые люди, рожденные в период с 1963 по 1983 годы, . Это поколение принято называть «поколением Х». Их ценности сформировались до 1993 года, в период войны, появления СПИДа и наркотиков, пошатнувшие социальны устои: перестройка и затем развал СССР, резкие перемены в общественном укладе: от пика закрытости страны, до резкого падения «железного занавеса», бум разводов и всплеск феминизма, обесценивание домостоевского уклада и возросшая социальная активность женщин, которые в этот период берут на себя функции полноценной самостоятельности, занимаются бизнесом; характерной приметой времени становится бум разводов. Так называемое поколение с ключем на шее - дети, с раннего возраста приученные к самостоятельности: сделать уроки, разогреть обед на плите, сходить в магазин и выполнить свои обязанности по хозяйству. Ценности, привитые родителями-беби-бумерами – самостоятельность, прагматизм и умение рассчитывать только на себя, педагогическая позиция их родителей – намеренное формирование навыков самостоятельного выживания: чем раньше ребенок научится справляться с трудностями, тем проще ему будет жить. Поэтому они не облегчали жизнь своим детям, но могли даже усложнять из педагогических соображений. Отсюда «ключ на шее» — символ ранней самостоятельности, который хорошо помнят представители этого поколения.

«Иксы» делают выводы, основываясь на собственном опыте, но при этом сильно ориентированы на мнение близких людей. Они очень дорожат временем, все время торопятся. Фастфуд и быстодействующие лекарства становятся показательными продуктами ценностей этого периода. Для людей поколения Х свойственна ориентация на результат и стремление к полноценной самореализации. Характерный для них слабый патриотизм тоже понятен – это шаткое и эфемерное понятие, которое сильно дискредитировано исторической событийной канвой, понятие «родина» для «икса» - вполне конкретно – это очень малая родина, в первую очередь семья, близкие, друзьяи тот круг людей, который он считает своим.

Ценности этого поколения: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов и феминизм.

Рожденные в период с 1982 по 2000 годы – поколение Y, поколение next, сетевое поколение, миллениалы (millennials – от Миллениум)  их ценность сформированы в условиях нашей современной действительности, высокой степени вовлеченности в цифровые технологии.

События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и интернет – атрибут их обыденности; в некоторых исследованиях поколение Y еще называют «Поколением большого пальца»  -  мобильный телефон для них существовал практически всегда и эти ребята умеют очень быстро писать смски. Наркомания, табакокурение, алкоголизм вышли в ряд основных проблем, обсуждаются на самом высоком уровне, вплоть до межгосударственного. Наступила эра публичности — все вышло в эфир  телевидения и интернета, информация распространяется мгновенно, скорость осведомленности общества небывало высокая. Еще один важный аспект — глобализация, стирание границ и нивелирование национальных различий и традицій, что также связано с высокой скоростью распространения информации.

Ценности: в систему ценностей этой группы уже включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом некоторая наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение, а также свобода, развлечения, результат как таковой.  Миллениалы формировались в обстановке заявленных проблем социума и экологии, поэтому для них важными являются забота об окружающем мире и экологии.

Они очень похожи на представителей Величайшего поколения, представители которого родились в начале прошлого века. Такие же категоричные. Важно отметить, что почти все представители поколения Y не приучены к самостоятельности, которая былаприсуща их родителям — «иксам» и дедушкам —«бумерам». Они выросли уверенными в собственной ценности и культе оберегаемого детсва. В связи с тем, что внешняя среда вокруг них менялась очень быстро в период их взросления, им стали присущи такие черты, как желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, абсолютное неверие в отдаленную перспективу.

Еще один важный аспект для «игреков» — это мода, бренды. Они прекрасно разбираются в моде, знают, что сейчас модно,а  что не модно.

Поколение Z – рожденные в период с 2000 по 2023, нынешние и будущие дети. Если игреки еще и помнят времена, когда не существовало мобильных телефонов, компьютеров, приставок и социальных сетей, то для поколения Z, эти вещи были всегда, технологии у него в крови. В цифровом мире они сами местные. А их родители и старшие сестры-братья, принадлежащие к поколениям X и Y - цифровые иммигранты. В то же время эти дети сталкнулись с проблемой социализации, конкретнее, эмоциональной ее составляющей. Им уже не нужно, подобно представителям поколения Х, самоутверждаться и активно заявлять миру свою ценность, они в этом нисколько не сомневаются, благодаря пройденному уроку поколения Y, они вполне способны поставить под сомнения все существующие нормативы, иерархичные принципы  - с  тем, чтобы самостоятельно удостовериться в их истинности и правомерности. Даже фундаментальные, незыблемые для всех предыдущих ценности авторитета старших -  просто потому что они старшие, ставятся под сомнения и им брошен вызов. И посему выстраивание отношений с этими детьми должны быть на совершенно других принципах. С ними бесполезно потрясать собственным авторитетом, ведь для них за недоказанными на собственном опыте, незаслуженными в их глазах, но лишь декларируемыми авторитетами ничего не стоит. Их абсолютно противопоказано запугивать  - всякое насилие, в первую очередь психологическое для них вредоносно и губительно, в результате они замкнутся, а эмоциональная нить доверия будет потеряна. Как раз об эмоциональном и доверительном способе выстраивания взаимоотношений с этим поколением, как единственному и фундаментальному стоит задуматься всякому родителю рожденных после 2000 года детей. У них нет эмоциональной толстокожести иксов, изначально они не способны противостоять психологической агрессии. Они очень эмоционально уязвимы и падки на различного рода недобросовестные манипуляции, их важно и нужно учить различать мотивы других людей и хорошо ориентироваться этической и эмоциональной стороне человеческих взаимоотношений. Жесткие высказывания, пренебрежительное отношение к их интересам, ценностям приведет только к уходу, а уходить им только в одну сторону – в мир виртуального пространства, где всё понятно и безопасно.

Наши опасения за «неадаптированных» и не приспособленных к жизни детей нового поколения совершенно безосновательны. Да, мы справедливо волнуемся за них: случись любая техногенная катастрофа – они будут не в состоянии добыть воды из колодца. И всё же волноваться не надо – раньше, чем они сообразят, как пользоваться колодцем с привязанным на веревочке ведерком, они смекнут, как быстренько запустить гидроэлектростанцию на альтернативных источниках энергии.

Нам всем крайне важно знать, что корни всех взаимных обид между поколениями, на родителей и на детей заключаются всего лишь в непонимании тех ценностей, носителями и, порой, яростными адептами, они стали. Нам так важно понять, когда мы страдаем от непонимания с собственными родителями или строптивыми детьми – они такие, потому что ценностный базис у нас принципиально различный, это вовсе не их сознательный выбор, так распорядилась мудрая жизнь. Мы бы бегали по кругу, запертые в одних и тех же ценностных категориях, а маховику необходимо двигаться дальше:  усвоенные в предыдущем поколении уроки, становятся понятными, обыденными, и ценность (помните? Равно дефицит) перестаёт быт таковой. Только серьезное понимание того, что поколенческие ценности не просто разнятся, но зачастую диаметрально противоположны, и глубокое уважение к не нашим ценностям, способны разрядить напряженный конфликт между нами и нашими родителями, между нами и нашими детьми. Помните, как больно от непонимания и пренебрежения?  

Все нам предстояло в той или иной степени пройти через это. Важно лишь не дать своему сердцу и разуму остаться безучастным к тому, что они  - не мы, они – это наши родители или дети – иные, попробовать просто понять, каково это – вырасти там, где воздух пропитан не актуальными для нас проблемами, и быть к ним чуточку милосерднее.

Следующая запись

психология , поколения , жизнь , родители , дети .

Комментарии (Всего: 0)

Добавить комментарий

facebook
Нажмите Нравится,
чтобы читать Econet.ru в Facebook
Спасибо, я уже с Econet.ru!