Выученная беспомощность — это когда вместо активных действий, попыток достигнуть результата, человек заведомо предпочитает пассивную позицию.
«Я — в реке», — сообразил Ёжик и похолодел от страха. «Пусть река сама несёт меня», — немного погодя решил он. И его понесло вниз по течению…
Выученная беспомощность — это когда вместо активных действий, попыток достигнуть результата, человек заведомо предпочитает пассивную позицию. Проще говоря, это желание спрятаться в ракушку и потом увидеть, что всё само изменилось к лучшему.
А «выученная» она потому, что этот тип реакции возникает и закрепляется в определённых ситуациях, например, когда субъект много раз не может чего-то достичь, и просто отказывается от попыток.
Какое же это имеет отношение к детям, обучению, воспитанию?
– Не буду учить буквы! – маленькая девочка яростно срывает со стены заботливо нарисованный дедушкой плакат, – Не нужны они мне!
Бывает так, что ребёнок отвергает все попытки начать заниматься чем-то только потому, что объём работ и их сложность кажутся ему непомерными.
Девочка видит на стене алфавит, все 33 буквы, и знает, что сейчас ей будут прочитывать их все подряд, а потом спрашивать, тоже все, а когда буквы кончатся, родители покачают головой и скажут: «Ну вот опять ты только А и О вспомнила!»
Осваивая что-то новое, лучше двигаться небольшими шажками. Это касается не только учёбы, но и бытовых навыков. И самое главное – ребёнок должен чувствовать прогресс, знать, что у него уже что-то получается.
А для этого нужно научиться замечать даже небольшие его успехи. Из строчки одна буква получилась ровной – отлично! Ребёнок съел сам всю картошку из супа? Молодец – отличник в поиске картошки! Получая позитивное подкрепление, ощущая, что родители рады его успехам, ребёнок чувствует желание двигаться дальше.
– Сынок, завяжи шнурки!
– А я не умею… - и малыш продолжает сидеть на стульчике болтая ножкам, ожидая, пока мама придёт на помощь.
«Не мешай!», «Не трогай!», «Ты не сможешь!» — мамы и папы часто сами пресекают попытки своих чад включиться в какое-то взрослое дело. Но как же ребёнку узнать, на что он способен, если он не попробовал? Со слов родителей ребёнок усваивает то, что он маленький и ничего не умеет, а раз так… то не стоит и пытаться!
«Неумение» в бытовых ситуациях, как правило, возникает из-за невовлечённости малыша во взрослую жизнь.
Понятно, что взрослому проще и быстрее нарезать салат самому. Понятно, что сам ребёнок будет завязывать шнурки в несколько раз дольше. Но есть ли смысл торопиться?
Ведь это время не будет потрачено впустую – оно пойдёт на обучение ребёнка, развитие навыков, формирование активной жизненной позиции, в конце концов! Достаточно просто начать одеваться пораньше, чтобы дать ребёнку больше времени и не торопить его, позволив сделать самому всё, что в его силах.
– Не хочу есть это! Оно странное! – заявляет ребёнок, первый раз столкнувшись с запеканкой.
– Но там же всё как ты любишь: капуста, курочка, сыр… просто всё вместе.
– А я не хочу!
Очень часто ребёнок, оказываясь перед лицом новой ситуации, боится начать что-то делать, потому что предполагает, что не сможет «выйти из игры» при первом желании. А вдруг запеканка невкусная, а её придётся доедать?
Тут родителям на помощь приходит метод «контракта», который даст ребёнку возможность контролировать ситуацию. Например, в случае с новым блюдом достаточно договориться, что если, съев одну ложку, он не захочет доедать до конца, то никаких претензий не будет, и тарелку просто уберут.
Дайте ему гарантии, что, сделав первый шаг, он всегда имеет право отступить и ещё никому ничего не должен. Естественно, условия «контракта» родителям придётся соблюдать неукоснительно.
Часто, когда взрослые начинают применять этот метод, дети сначала «испытывают на прочность» такой «контракт», специально отказываясь от чего угодно (даже если оно понравилось) — тут придётся запастись терпением.
– Сынок, сделай сам красивую открытку бабушке!
– Неее… Я не смогу… — отвечает мальчик, глядя на расставленные на полке их с мамой «совместные» шедевры в технике квиллинг.
Неуверенность в собственных способностях зарождается в ребёнке, когда он часто сталкивается с задачами, с которыми сам, при всём желании, не может справиться.
В классическом психологическом эксперименте студентам предлагали сначала «безнадёжные» задачи, которые невозможно было решить, а следом – обычные задачи, аналогичные тем, которые студенты решали ранее на занятиях.
Многие студенты, потеряв надежду найти ответ в работе над «безнадёжными» задачами, не справились и с обычными заданиями. То есть достаточно несколько раз ясно осознать свою беспомощность в какой-то ситуации, чтобы в дальнейшем сделать это нормой своего поведения.
Чтобы сделать открытку бабушке, достаточно карандашей и бумаги. Конечно, открытка в необычной технике смотрится более оригинальной, но так завышать планку вовсе не обязательно.
Если ребёнок сам проявляет интерес к задачам, пока объективно непосильным для него, конечно же, стоит дать ему попробовать и позитивно оценить ту стадию, которую ему удалось выполнить. Например, он смог записать задание, хотя и не решил задачу до конца, или, в случае с нашей открыткой из примера, он смог подготовить материалы, создал эскиз, подобрал цвета, но, возможно, не сумел без помощи воплотить свою идею.
В целом, все эти способы работы с выученной беспомощностью – это базовые нормы для создания доброжелательной атмосферы общения с ребёнком. Главное, научиться распознавать эти моменты и понимать причину реакций ребёнка. Всем детям нужна помощь любящих и заботливых людей, которые понимают их страхи, не ущемляют их стремления и готовы с большим терпением помогать им становиться самостоятельными и предприимчивыми людьми. опубликовано econet.ru
Сергей Пархоменко
Возникли вопросы — задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий