Подпишись

Миммельштой и цыцкариджа. Читать всем!

Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах. Мои ученики - это ученики старших классов питерских школ (иногда попадаются школьники из других городов - из Москвы, например - их специально привозят к нам на занятия). Социальный срез - средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах (обучение - 10 занятий - у нас стоит как средняя зарплата по Питеру). 

Миммельштой и цыцкариджа. Читать всем!

В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самые элементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Белоруссии или Эстонии, кто написал "Песнь о вещем Олеге", с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д.

При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, - приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое "кругозор").   Да что там - какой-то "кругозор" - подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов.

В старшей группе из 15 человек (возраст 14 - 16 лет) только двое знали значение слова "иждивенец", остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так:" воин"," непослушный",     "тот, кто живет один", "человек, который иждевал", "кто не подчиняется законам", "кто сбежал из тюрьмы", "кто нанялся к бандитам", "кто рано встает", "брет - именно так - брет сумашчего" или просто "не знаю" - ставить прочерки вместо ответов им было запрещено.

Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова "навзничь" (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут "дождь пошел навзничь", "пришел навзничь" и т.д.), практически никто не знает слов "кумачовый", "пунцовый", "бирюзовый", "толченый", а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе, прошу заметить, не знает, что означает слово "попадья".

На прямой вопрос "кто или что это такое" в ответ было напряженное молчание - пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ "жена попа", остальные отвечали так: "это прорубь на реке", "яма на стройке", "след от пули". 

Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек. Ни один, внимание, ни один человек не смог объяснить значение слова "амбразура". Ответы: "это когда вскрывают письма и посылки", "это клетки в зоопарке", "старые ненужные машины", "это когда стреляют сразу много кто".

О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это "Петор первый или третий", чуть меньше, что "Иван Грозный", кое-кто, что какой-то "Добрыня" (справедливости ради отмечу, что за " Добрыню" проголосовал учащийся из средней группы - 12 лет, шестиклассник).

Абсолютное большинство, то есть все без исключения, не знают, кто написал "Песнь о вещем Олеге". Этот вопрос задаем и средним и старшим - разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать - у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох, и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают, кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме "не знаю"): "крестьянство"," нестер Летописец, "какой-то писатель", "композитор Великий", "музыкант", "никто", "церковные люди", "Виктор Цой". 

Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой - слышал только, что он "песни поет", а когда он жил узнать у него невозможно, т.к. на вопрос "Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?" учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит "до революции"; отвечает: "Ну наверно... я не знаю...", а на попытку установить, что это за зверь такой "революция" только пожимает плечами.

Зато его одногруппники фамилию "Цой" слышат впервые и вообще не знают, кто это такой. Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово "пресса", а уж выражение "желтая пресса" и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант. Я увидела, что один из них пишет вместо "пресса" - "кресо" и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: "Растение, наверное, дерево какое-то...не знаю!". Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.

В старшей группе еще есть такой вопрос: "Мандельштам, Коллонтай, Бабель - кто из них женщина?". Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с "рыжей ветки", а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает: про улицу-то они, может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина - это Бабель.

Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так:" Мандель Штамп"," Майдельшталь", "Манданштан", а вчера наша картотека пополнилась вариантом "Миммельштой". Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: "Фалафель, Барто, Пухто - кто из них женщина?" Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали "Пухто (вариант - "Пахто"), большинство предпочли ответ "Фалафель" (у одной - "Палафель").

Есть миф, что, мол "дети" ("детишки" даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию - большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии.

Мы заметили, что на вопрос "Кто изобрел социальную сеть Фейсбук" сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем: Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало.

А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа. Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса. Еще новенькое: столица Белоруссии - Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии — Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах, где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе.

А один написал, что нет такого народа - "это брет" (тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья это "бочка на воде"  из двух вариантов ответа он сделал один.

Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер (некоторые пишут "немцы"). Но то, что ВО война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (учащийся 8 класса, 14 лет) указал 1941-1998г., а другой  12 лет - с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы правильные. 

Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: "В христианстве - Библия, а в мусульманстве?". Прочерки ставить нельзя, поэтому пишут: "мусульмане", "книга", "деньги", карант", "мангольство", "будда", "молитва", "анти библия", "история", "свитки", "алах" и т.д. А вчера коллекция пополнилась ответом "кармен" (отвечал ученик 8 класса).

В конце идут вопросы "блиц": любимая книга, любимый фильм, блюдо и тд. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: "нет". опубликовано econet.ru

Наташа Романова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 42)
    • 0 / 0

      Читалось, как фильм ужасов в реале...

      Ответить
    • 0 / 0

      Наталья, здравствуйте. Я уже 3 года занимаюсь с русскоязычными подростками в Катаре. Хотелось бы подробнее узнать о вашей программе. Свяжитесь пожалуйста со мной kremenskaya@gmail.com

      Ответить
    • 0 / 0

      Нуу!Наши студенты(я работаю в колледже искусств),тоже перлы выдают....Например,знали ли вы,что И.-С.Бах умер в.....Липецке?Вооот,не знаете...))Простои Лейпциг и Липецк в их понимании фактически одно и то же.....Вообще,конечно,какая-то пугающая деградация повсеместно.......

      Ответить
    • 0 / 1

      Большинство из перечисленного в статье детям и неоткуда узнать. Статья написана в таком себе обвинительном тоне, будто они должны были проявить сознательность, и узнать обо всем этом самостоятельно. Большая часть упомянутых слов - пережитки прошлого, и знать их действительно ни к чему.
      А в целом, конечно, нынешний образ жизни с интернетом под мышкой больше сужает кругозор, нежели расширяет.

      Ответить
    • 0 / 1

      Наша молодежь, наши подростки сегодня такие, какими мы, люди взрослые, их вырастили и воспитали. Когда речь заходит о детях и подростках, я часто вспоминаю английскую пословицу: не пытайтесь воспитывать детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя

      Ответить
    • 1 / 0

      Почему то уверен что и дальше наше общество будет сильно дифференцироваться. Уже не будет такого "усредненного ничего" как в СССР. Просто потому что ну не всем НАДО быть в жизни начитанными и интересы у всех разные. В СССР-ре активно открещивались от наличия среди пролетариата и умственных люмпенов идиотов дебилов и просто недоразвитых. Теперь они есть. Людям предоставили действительно свободу быть теми кем они могут быть и хотят. Скотом - будь скотом, Нобелевским лауреатом - будь им. И это не считая обесценивания самой развитости человека. Мы в принципе уже подходим к уровню Америки. Становимся тупо потребителями и пожирателями. Но за это они (эти детишки) еще огребут потом, в этой жизни, расплатятся дорогой монетой по счетам. Это будет и здоровье и семья и личная жизнь и карьера. Скорее всего всё вернется на круги своя как было раньше - 10% образованных высокоинтеллектуальных 20-30% среднее звено и остальные просто стадо - для управления собой и работы на дядю

      Ответить
    • 0 / 2

      Родители и преподаватели, не отмахивайтесь от вопросов пятилетних. Не получая ответов на свои вопросы в нежном возрасте, дети перестают интересоваться, игнорируют непонятные им слова. И тогда мы видим вот такую печальную картину.

      Ответить
      • 0 / 1

        Мое твердое убеждение- начинать надо с родителей. Это они дают дорогу к познаниям, любопытству, разным интересам. Отвечать надо на любые вопросы ребенка, а не отмахиваться-постой в сторонке-не мешай.- иди в комнату-книжечку почитай и т. д. У меня выросли в 90-е две дочери. Сейчас одной 23, другой 26. Было интересно развивать их кругозор, привила любопытство и наблюдательность. Школа то же неплохая была, три учителя точно от Бога. Математика, Английский,Экономика---хотя б так. Но этого было мало. Старалась научить учиться. Кажется очень даже получилось. Притом при всем работала очень много. Школа должна учить учиться, а родители внушить ребенку , что знания - это богатство и будущее, иначе все- тебя "съедят" время, общество, и т д

        Ответить
    • 1 / 2

      Проблема в том, что только чтение расширяет кругозор. А большинство людей не любят читать. Это факт. И так всегда было, даже в золотые времена СССР. Подавляющему большинству людей это не нужно для счастья и зарабатывания зарплаты. Попробуйте заставить прочесть что-то пацана, у которого на уме девочки, курево, спорт и выпендрёж перед товарищами. В общем, их не переделаешь в "ботанов". Да и семьи у всех разные. У одних родители интеллигентные в хорошем смысле и могут строгим воспитанием и ремнём воспитать ребёнка в уважении к себе и к школе. А другим наплевать на своих детей и чем они занимаются в школе и дома.

      Ответить
    • 0 / 0

      Наташа Романова! Что за курсы? Что за дети? Как они туда попадают? Впечатление такое, что Наташе очень хочется запугать читателя. И это главное для неё.

      Ответить
    • 0 / 1

      Вопрос к автору. А про что десятидневные курсы? Чему на них учат?

      Ответить
    • 0 / 1

      Пополню Ваш список: мои ученики говорили Мандельштрап". А однажды в 5 классе я попросила детей объяснить пушкинское Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая. Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Весело было. Надо старшеклассников попросить в этом году!

      Ответить
    • 0 / 1

      Ирине.
      Как отличница - отличнице (начитанной). "Облучок" - неизменный спутник литературы 19 го века. На нем регулярно сиживали , по преимуществу, второстепенные персонажи. А "иждивенец", соответственно, спутник литературы века 20 го. Если не ограничиваться учебником, конечно, то слово будет знакомым не только по внеклассному чтению о Ленинградской блокаде. Иждивенческие карточки имели хождение по всей стране. Стало быть, упоминаются в произведениях, описывающих период Второй Мировой. Кроме того, в советской литературе, в том числе в детской, слово "иждевенец" часто употреблялось с отрицательным оттенком, в отношении бездельника, ленивого потребителя, тунеядца. Например, в отношении взрослого , работоспособного, здорового чада, сидящего на шее у родителей.

      Ответить
    • 0 / 1

      фалафель- сырные шарики, жаренные в масле. Подают в забегаловках Израиля. Дело не в этом. У меня до сих пор хранится список литературы для чтения летом после восьмого класса.1970 год- 58 книг!!!.Включая "Над пропастью во ржи", "Вино из одуванчиков" и т.п. У дочки после 6-го класса -20 книг.1996год."Молодая гвардия", трилогия Горького ...Нынешний шестиклассник/мой ученик/пишет сочинение по "Детству" Горького , должен прочитать одну/!!!/главу, которая представлена в учебнике. Мама считает , что ее ребенку "свинцовые мерзости жизни" не должны портить светлого мировосприятия. Ребенок скачивает из интернета сочиненьице и сдает .Получает "4"- у него одна орфографическая ошибка. Я думаю, эти дети получили "правильный ответ" после опроса. Но это не меняет результата. С детьми надо читать вслух дома. И разговаривать, да. Семья -основа всего .И не министр образования создает кругозор наших детей. И фалафели не всем подают.Спасибо автору.

      Ответить
    • 0 / 4

      Читать грустно... Мне кажется, что и автрру статьи грустно тоже. Выискивать недочеты не буду- это проще всего. Для себя сделала вывод- внукам, пока еще совсем маленьким, буду читать, читать и читать...И разговаривать, и на все вопросы отвечать. Впрочем, я это и раньше знала. Утвердилась в необходимости. За статью спасибо.

      Ответить
    • 1 / 0

      Дети троллят молодого, неграмотного и не совсем приятного им учителя. А выставлять грязное белье ( оошибки или незнание) людей, тем более детей, на публику, это элементарная невоспитанность. Тебе отдали в учение - научи. Макаренко не с готовым продуктом работал. Его имя мы знаем - заслужил. А молодым и борцы псевдо-педо (другого пока не заслужили) еще работать и работать над собой, и не за среднюю зарплату, а на совесть.

      Ответить
      • 0 / 0

        Научить можно того, кто хочет учиться. Например нас многим понятиям в школе не учили, но мы о них знали. Откуда? Да просто интересовались многим. Самостоятельно. А чем интересуются нынешние подростки? Аж ничем.

        Ответить
    • 0 / 1

      Это ужас, но это - правда! Боюсь, новая министр образования ничего не изменит. А ведь советское образование было одно из лучших, и это не миф.

      Ответить
    • 2 / 2

      Хотела написать выше о том, что позор человеку, который написал статью о "неграмотных" школьникам, а сам при этом не знает, что Беларусь, а не Белоруссия давно уже. Вот вам и цицкариджа.

      Ответить
      • 1 / 0

        Тогда давайте говорить "Пари", а не Париж и "Ландон", а не Лондон и так далее.

        Ответить
        • 1 / 1

          Экая каша у вас в голове! Официальное название бывшей совестской Белоруссии- Республика Беларусь. Как пишется так и произносится. Никакого отношения к особенностям произношения по-русски альбо по-беларуску название этого государства не имеет отношения. Если бы произношение отдичалось от написания, даде в таком случае вам бы пришлось произносить БелОрусь. А так, и пишется и произносится БелАрусь.

          Ответить
          • 0 / 0

            Прошу прощения за опечатки: отЛичалось, даЖе

            Ответить
          • 0 / 0

            ЧЬЁ? официальное название? В России или самой Белоруссии? Мне вот лично все равно кто там как сам себя решил назвать! Я не голосовал за эти изменения. Мы как учили по нормальному в СССР так и называем а всякие оленьи придумки по барабану

            Ответить
    • 0 / 0

      Почему-то не отправляется комментарий полностью:((

      Ответить
    • 0 / 2

      Очень смешно. Сижу и не смеюсь а ржу просто

      Ответить
    • 0 / 3

      Ну и ещё интересный вопрос: как я понял, опрос проводится "В КОНЦЕ" курса за который взяли просто ужасное количество денег. А результат - ... мы видим. И что? Кстати, у авторов с терминологией тоже проблемы: не может за 10 дней учёбы никто из "среднего" класса отдать "среднюю зарплату" - это перебор. Так образование в нашей стране никто никогда не ценил (я учитель и знаю о чём говорю). Согласен и с предыдущим автором: ряд слов (Фалафель, Пухто) и мне неизвестен, хотя по литературе - стабильное 5 в советские времена. Гугл даёт значения: блюдо и мусорка, но... В целом, же понятно, что с образованием сейчас напряжённо.

      Ответить
    • 0 / 2

      поверну колесо назад (с учетом современных знаний): Я была начитанная отличница, правда из почти сельской местности.
      "Амбразура" - да, Александр Матросов упал на амбразуру и закрыл товарищей. Дружина у нас была - Александра Матросова. Но до сих пор не очень представляю, как она в точности выглядит.
      "Иждивенец" - в тех книгах, которые я тогда читала, этого слова не было. А если и было в учебнике истории (про блокадный Ленинград и 125 граммов хлеба на иждевенца), то, понимаете, если в учебнике нет сноски с объяснением, а ожидается поход в библиотеку или гугль, то можно забыть - на то у детей нет времени (выучить - сдать - забыть).
      И останется слово в том же разделе мозга, что и "облучок" - если второй раз встретится, можно посмотреть, что означает.
      Как часто в современном обществе ребенку встречается попадья?
      "Фалафель, Барто, Пухто" - понимаете, дети Барто знают, но как "Агния-Барто" Другие и мне дорогу до сих пор не перебегали.

      Страшно? Мне страшно то, что детей не учат знания искать. Возможности дали, но научить забыли.
      Можно смеяться над их неумением, вот только легче от этого никому не станет.

      Ответить
    • 0 / 1

      Согласен,это печалька(( И каждому родителю надо понимать,грамотное развитие ребенка,одна из основных целей. НО,Наталья,а вы все там не о....ели???!!!! За десять дней чего-то там,спрашивания с детей чего-то там по анкетам(вы их чему-то пытаетесь научить новому???),берете с родителей "среднюю зарплату по Петербургу"........

      Ответить

    Добавить комментарий

    Никогда незнание не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими Жан-Жак Руссо
    Что-то интересное