Подпишись

У православных начался Успенский пост

Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели, начиная с 14 августа. Обычай дошел до наших дней с древних времен христианства.

Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели, начиная с 14 августа. Обычай дошел до наших дней с древних времен христианства.

На период поста по понедельникам, средам и пятницам предписано сухоядение. Вторник, четверг — горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успение — если он приходится на среду или пятницу.

Первый день Успенского поста еще называют Медовым спасом. Он установлен в IX веке в честь изнесения Древ Креста Господня. В Константинополе с древних лет существовал обычай проносить Честное Древо Креста по улицам города. Считалось, что это защитит жителей от всяческих болезней.

У православных начался Успенский пост

До дня Успения Пресвятой Богородицы Древо Креста было доступно всем христианам для поклонения. На Руси отмечать праздник стали с конца XV века. С этого дня — ровно через месяц после окончания Петрова поста — начинается Успенский пост, предваряющий великие праздники Преображения Господня и Успения Божией Матери.

За время Успенского поста проходят три Спаса, три праздника: Всемилостивого Спасителя (Медовый Спас), Преображение Господня (Яблочный Спас) и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас).

Кстати, до праздника Преображения Господня (он же Яблочный Спас) церковь рекомендует воздерживаться от яблок и винограда. В некоторых местностях Первый Спас именовался также Мокрым. В этот день совершался чин водоосвящения, для чего служители церкви отправлялись к источникам, озерам и рекам.

Крестьяне же считали полезным купание в освященных водах. Ну, а наиболее известное название — Медовый Спас — идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время. Говорили, что если пчельники не вскроют соты и не извлекут мед, то его вытаскают соседские пчелы.

Крестьяне также считали, что с этого дня пчелы прекращают производить мед. Для извлечения первых сот на пасеке пчеловод одевался в чистую одежду, осенялся крестным знамением, выбирал самый богатый по медовому запасу улей. Первый мед клали в новую, не бывшую в употреблении деревянную посуду и относили в церковь.

После литургии священник освящал мед нового урожая. Часть освященного меда оставалась в церкви. Пчеловоды строго соблюдали обычай приносить в этот день в церковь свежесобранный мед для освящения. Кроме того, крестьяне несли в церковь семена и овощи, которые освящали как первые плоды летних работ. В южных регионах освящают также маковые головки, поэтому праздник обрел еще одно название — Маковый Спас.

В этот день готовили различные кушанья с использованием мака — например, булочки и пирожки, а также маковники. Это лакомство делается так: варят мед и снимают с него пену, затем кладут мак и держат на огне, пока масса не загустеет; после этого ее вываливают на стол и, остудив, режут на тонкие ломтики.

Мак наделяли и сверхъестественными свойствами. Считалось, что если обсыпать семенами дикого мака дом, ни одна ведьма в него не проникнет. С Медового Спаса крестьяне начинали распахивать поля под озимые, отделывать овины к зиме, очищать гумна. Когда сеяли озимую рожь, стаскивали с печи самого старого пахаря в селе и вели в поле, чтобы он бросил в землю первую горсть зерна.

«Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!» — просили крестьяне. С посевом озимых были связаны разные поговорки и приметы: «Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду»; «В дожди не должно сеять ржи; как намочило оглобли — так и поезжай домой»; «Паши под озимы, готовь гумна и овины».

Также говорили, что если во время созревания малины первые ягоды уродились крупными, то рожь следует сеять раньше; если же ягоды мелкие — то лучше посев отложить. Если мужчины в это время были заняты в полях, то женщины и дети шли в лес — заготавливать малину. Она, во-первых, была любимым лакомством, во-вторых, считалась одним из наиболее полезных лекарственных растений, отлично помогающим при простуде. Спешили также собрать ягоды черемухи, которые сушили на зиму; эту ягоду применяли как вяжущее, мочегонное и потогонное средство.   опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Бернард Шоу
    Что-то интересное