Это один из самых известных предметов поклонения в христианстве и в то же время один из наиболее спорных. До сих пор нет ясности в вопросе, оригинал ли это или подделка
Плащаница представляет собой большое (4,3 х 1,1 м) полотно. На нем едва различимо изображение обнаженного мужского тела спереди и сзади. Это погребальный саван. Завернутый в него человек умер насильственной смертью, перед которой был подвергнут бичеванию. На ткани видны раны на ступнях, запястьях, груди и спине, а также кровоподтеки на голове.
Достоверная история плащаницы начинается в 1347 г., когда граф Жоффруа де Шарни (Geoffroi de Charny) выставил ее для поклонения в маленькой церкви селения Лирей в своих владениях, примерно в пяти днях пути от Парижа. Это был французский рыцарь на службе у короля Иоанна (Жана) II Доброго.
В 1345-1347 гг. он участвовал в походе на Смирну, захваченную турками. Было объявлено, что это настоящая плащаница Иисуса Христа. Как и когда именно к нему попала реликвия, граф не сообщал. Ходили слухи, что ее привез крестоносец из знаменитого похода, когда был взят и разграблен Константинополь (1204 г.). Однако с тех пор прошло уже полтора века – сомнительно, что столько времени реликвия пребывала под спудом или в забвении.
Два года спустя для плащаницы строится каменная церковь и выпускаются знаки паломников. В имение потекли паломники и деньги. Увидев происходящее, епископ города Труа объявил реликвию подделкой и повелел убрать из храма. Ее стали выносить на поклонение только в Страстную Пятницу. Это было тяжелое время для Франции. Шла Столетняя война, в которой поражение следовало за поражением. Вдобавок разразилась эпидемия чумы, унесшая треть населения Европы. Люди находились в отчаянном положении и молили о чуде. В такой обстановке могли появляться и появлялись поддельные артефакты. Скептики относят к ним и Туринскую плащаницу.
В 1418 г. потомки графа де Шарни вынуждены покинуть свой дом из-за военных успехов англичан. Они переезжают с места на места вместе с плащаницей. В 1461 г. она оказалась в Святой Часовне в Шамбери в Швейцарии и принадлежала уже Савойским герцогам. В 1532 г. часовня сгорела, реликвия серьезно пострадала, края обуглились. Серебряный ковчег, где она находилась, накалился, металл капал на ткань. Охлаждали ее вместе с ковчегом в воде, в результате чего появились разводы в местах сгибов. В 1578 г. ее перевезли в Турин, резиденцию савойских королей. С тех пор она там и находится, приобретя имя «Туринская».
Огромный общественный и научный интерес к плащанице возник в конце XIX в., после того как она была впервые сфотографирована. Проявляя снимки в лаборатории, фотограф Секондо Пиа увидел, что на негативе отображается позитивное изображение реликвии, и детали видны лучше. Последующие исследования велись на основании этих отпечатков. Одновременно ученые скрупулезно собирали любые упоминания плащаницы в исторических источниках. Доступ к самой ткани был ограничен. Только в 1988 г. Рим согласился на радиоуглеродный анализ. От края пелены были отрезаны три кусочка и отправлены в 3 лаборатории:
Аризонского университета (США), Оксфордского университета (Великобритания) и Федерального политехнического института в Цюрихе (Швейцария). Все они пришли к выводу, что ткань была сделана между 1275 и 1381 гг. Казалось, это должно было поставить точку в спорах, однако к тому времени было накоплено такое количество материалов, противоречащих результатам анализа, что ставило под вопрос правильность результатов.
В первую очередь речь заходит о составе ткани. Большинство указывает на то, что это лен, однако иные утверждают, что это хлопок. Для определения возраста и происхождения материи это далеко не последний факт. Ценное свойство льняной нити – устойчивость к гниению. Неудивительно, что для погребения использовали именно льняную ткань. Основания для сомнений даёт способ плетения – диагональный, который вошел в употребление в Средние века. Тем не менее некоторые находки позволяют предположить, что в начале нашей эры это плетение употреблялось для очень дорогих тканей: шелка и льна. Исследования показывают, что нить плащаницы свита вручную и ткань получена на ручном ткацком станке. В Средние века повсеместно была распространена колесная прялка. Факт наличия некоторого количества хлопка говорит о том, что лен и хлопок пряли на одном ткацком станке, а шерсть – материал животного происхождения – по еврейскому обычаю полагалось ткать отдельно. Интересовала бы такая тонкость предполагаемого фальсфикатора?
В 1973 г. швейцарский криминалист Макс Фрей с помощью липкой ленты снял образцы пыли с плащаницы и изучил их под микроскопом. Он заявил об обнаружении остатков семян и пыльцы растений, растущих только в Израиле и Турции. Скептики, однако, не признают эти выводы заслуживающими доверия, указывая на ошибку (или намеренную ложь) в истории с поддельными дневниками Гитлера, которые Фрей, призванный провести графологический анализ, признал настоящими. Группа криминалистов изучила само изображение тела. Вот их выводы: человек умер от удушья. Часов за 12 до этого двое солдат били его по спине римскими флагрумами (flagrum taxillatum — «бич, наводящий ужас», короткий кнут с раздвоенными полосами и утяжелителями на концах) – кровь успела запечься. На правом плече след – как если бы на него упал тяжелый брус. Колени сбиты от падения на землю. Запястья и ступни имеют сквозные раны. Кровь текла по рукам вниз. Вид пятен крови и кровоподтеков соответствует физическим свойствам этой жидкости. Вряд ли средневековый художник стал бы изображать их настолько натурально. К тому же тело на плащанице обнажено, а Христа всегда изображали в набедренной повязке. Логично предположить, что художник последовал бы канону. К тому же изображение плоскостно, ткань не пропитана красками, изображение будто отпечатано на ней.
Очень хочется верить в подлинность. Однако евангелист говорит о пеленах и о плате, бывшем на голове Христа, отдельно (Иоанна, 20:3-7). Как отнестись к этому свидетельству? К тому же стали бы апостолы брать плащаницу, если с ними находился их воскресший Учитель? Следует учесть, что иудеи были очень строги в вопросах ритуальной чистоты: прикосновение к пеленам покойника оскверняло. Почему ничего неизвестно о реликвии до XIV в.?
И в то же время нет ответа на вопрос о том, как изображение попало на ткань. На живопись не похоже. Различные эксперименты не дали схожего результата. Вряд ли будет дан однозначный ответ. Каждый должен решить для себя, влияет ли все это на его веру. Одни христиане с трепетом поклоняются Гробу Господню, хотя понимают, что это необязательно то самое место, поскольку география Иерусалима изменилась. Другие считают поклонение реликвиям излишним. Выбор каждый делает сам, руководствуясь своим разумом, сердцем и верой.
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий