Экология жизни. Дети: Школа сельского священника, которая стала образцом для критической педагогики и подарила миру лучшую книгу об образовании, написанную детьми.
В конце шестидесятых годов бестселлером в Италии стала книга, написанная учениками одной крохотной сельской школы, расположенной к северу от Флоренции. Книга эта называлась «Письмо к учительнице», её авторами были восемь ребят, которые тогда ещё не вышли из подросткового возраста. Это была живая и язвительная критика системы образования, которая по-прежнему становится предметом горячих споров и поводом для напряжённых размышлений.
В этой критике слышалось и утверждение идеала — того, «как должно быть». Образование должно воспитывать независимое мышление, должно учить самостоятельности, умению формулировать свои мысли и критически относиться к любым стереотипам.
Школа должна стать инструментом достижения свободы.
Этот идеал авторы увидели в собственной школе, которой руководил Лоренцо Милани — католический священник и педагог, который любил «своих учеников и прихожан больше, чем Церковь и папу». Лоренцо был выходцем из высшего класса итальянского общества, но решил посвятить свою жизнь борьбе за равенство и равноправие. Именно в этом он видел главную цель педагогики.
Его школа, которая работала в Барбиане с 1954 по 1967 год, сегодня считается одним из наиболее важных проектов критической педагогики, наряду с образовательными инициативами Паулу Фрейре (автора знаменитой «Педагогики угнетённых»). Вспоминая о том, как всё начиналось, Милани писал:
Я служу в сельском приходе. Когда я туда прибыл, там была только начальная школа. Пять классов занимались в одном помещении. Дети выходили из пятого класса полуграмотными и шли работать. Они были робкими, презираемыми. Именно тогда я решил, что свою жизнь сельского священника я посвящу не только их духовному, но и гражданскому возвышению.
Лоренцо Милани
из работы «Письмо к судьям»
В Барбиане, как и во всей округе, жили в основном крестьяне и фабричные рабочие, всю жизнь занятые тяжёлым физическим трудом. Они, конечно, хотели бы обеспечить своим детям хорошее образование, ведь «школа всегда будет лучше коровьего дерьма», но фактически такая возможность была у них далеко не всегда. Восьмилетнее образование в Италии уже было бесплатным и обязательным, но учеников часто исключали из школы за неуспеваемость или оставляли на второй год.
Обучение было очень далеким от реальной жизни сельского ребёнка. Некоторые не справлялись с требованиями, другие принимали навязанные сверху стандарты и добивались успеха. В «Письме...» и те, и другие названы «искалеченными». Первые вернулись к монотонному отупляющему труду, вторые устремились к привилегиям высших сословий. Но ни те, ни другие не научились думать.
Дети ходили заниматься к Милани издалека: в округе это была единственная школа, после которой можно было поступить в средние и высшие учебные заведения. Занятия длились по двенадцать часов — весь день, без перерывов и выходных. Некоторых поражал такой уровень нагрузки. Но сами ученики вспоминают, что в этом не было ничего ужасного. Учебный процесс был организован таким образом, чтобы не утомлять никого сверх меры.
Занятия начинались в восемь утра и заканчивались вечером. Ученики были поделены на две группы: утром старшие обучали младших и делились друг с другом своими знаниями. В этом был важный педагогический момент: дети сразу начинали понимать, что их объединяют общие проблемы и интересы. Вместе они могут справиться с ними намного быстрее и легче, чем поодиночке.
В «Письме к учительнице» сказано об этом так:
На следующий год я стал учителем. Вернее, я был учителем три раза по полдня в неделю. Чтобы листать атлас или объяснять дроби, не обязательно иметь высшее образование. Непонятное мы вместе смотрели в книгах. Уроки проходили спокойно, без страха, без принуждения. Вы не умеете учить так, как я.
Девочек в школе почти не было: в окрестных деревнях их рождалось меньше, чем мальчиков. К тому же, по представлениям многих родителей, девочкам учиться совсем не обязательно. Как сказано в «Письме», «они считают, что женщина может прожить жизнь и с куриными мозгами».
Помимо стандартных предметов непременной составляющей учебного процесса было чтение писем, которые приходили в школу, и свежих газет. Милани считал, что каждый ребенок должен в первую очередь понимать, как устроена современность, какие закономерности руководят его жизнью. Поэтому основным предметом обсуждения часто становилась политика — тема, которую стараются избегать в современной школе.
Иногда в Барбиану приезжали гости. Если посетитель мог чему-то научить ребят и поделиться интересными рассуждениями, то занятия прерывались. В обсуждении часто принимали участие и дети. Милани очень хорошо понимал, насколько ограничены контакты местных жителей с внешним миром, и насколько это их закрепощает.
Поэтому нельзя было упустить ни одной возможности показать ученикам, что мир не ограничивается коровами, бытом и тяжёлым трудом в поле.
Некоторую часть времени ученики занимались самостоятельно. Интеллектуальные занятия сочетались с физическими упражнениями (летом — плаванием, а зимой — ходьбой на лыжах), хотя спорт Милани считал в целом бессмысленным и глупым делом. В этом он кардинально отличался от священников и учителей в соседних школах и приходах, которые привлекали к себе учеников, устраивая футбольные матчи и покупая телевизоры.
Как писал Милани, Барбиана совсем не была похожа на типичную школу. Ученики свободно ходили по классу; все символы учительской власти — кафедра, доска, стол с раскрытым журналом — были изгнаны прочь. Зайдя в школу, «невнимательный посетитель увидит помещение, несколько столов, несколько детей, сидящих тут и там за книжками; иногда они собираются вокруг священника, который развалился в кресле, и потому посетителю <...> кажется, что он попал не в школу, а в какую-то гостиную».
Занятия шли 365 дней в году, даже по воскресеньям и в праздники. Почти всё воскресенье было посвящено дотошному чтению Евангелия, которое рассматривали с самых разных сторон и разбирали до мельчайших подробностей. Хотя Милани был священником, он не стремился обратить учеников в католицизм. Подать пример — возможно, но не тащить в свою веру силком. Это бы противоречило всем его принципам.
Огромное значение уделялось изучению иностранных языков. Не мёртвой латыни, которую всё ещё должны были учить представители многих профессий (в том числе и учителя), а живых языков, на которых можно говорить и читать, которые можно услышать по радио. Другой язык — это ещё одна возможность вырваться из замкнутого мира и вспомнить о том, что мы здесь не одни. Мы можем понимать друг друга и помогать друг другу, невзирая на государственные и национальные границы.
После окончания школы многие ученики на несколько месяцев выезжали в другие страны. По сути, это и было для них настоящим экзаменом — проверкой характера и способностей. Главное условие поездки: в другой стране они должны были были учиться и найти работу.
Основным предметом критики в «Письме к учительнице» было классовое угнетение, которое лишь закрепляется традиционной системой образования.
Два персонажа, которые в нём фигурируют — это представители разных культурных миров. Пьерино — сын врача, которому обучение даётся легко, потому что вся его жизнь проходит в соответствующей обстановке. Джанни — сын крестьянина, который сталкивается в школе с отчуждением и безразличием. Он не может пробиться вперёд, несмотря на все свои старания. От него этого и не ждут.
«Письмо...» родилось как протест против несправедливости. Бедных выкидывают из школы за неуспеваемость, вместо того чтобы попытаться донести до них ценности и идеи образования, в то время как богатые получают значительные преимущество и легко продвигаются вперёд. Это разница — не врождённая. Она кроется в социальной несправедливости, которую можно и нужно устранить.
Эта критика нашла своих адресатов. В письме к авторам книги одна школьная учительница писала:
Именно вам я обязана тем, что в последние дни на уроках я новыми глазами смотрю на самых слабых и безнадёжных учеников, и даже — не стыжусь это сказать — чувствую к ним доселе невиданную нежность.
Подготовка «Письма к учительнице» сама по себе была воспитательным процессом. Даже те, кто был слаб в математике, работали со сложными статистическими данными, чтобы подкрепить свои утверждения. Даже те, кому недоставало уверенности, почувствовали в себе способность и желание сделать что-то действительно важное.
На одной из дверей школы висел негласный девиз и лозунг барбинцев: «I care» (Мне не всё равно). Каждый может изменить мир к лучшему, обладая нужными знаниями и критическим умом. Педагогика Милани была направлена против неравенства и угнетения. Бороться с ними нужно не политическими лозунгами, а ростом сознательности, повышением «уровня осмысления реальности».
Четыре принципа Барбианской школы
«Думать следует не о том, что нужно делать, чтобы быть преподавателем, но о том, каким нужно быть, чтобы преподавать».
Милани считал педагогику призванием, а не профессией. Учитель должен занимать определённую позицию по отношению к реальным жизненным проблемам. Нужно уметь быть настойчивым и даже сварливым, когда это необходимо. Нужно искренне хотеть помочь другим стать нравственнее, умнее, сильнее во всех отношениях. Не единственный, но наиболее важный секрет преподавательского успеха — самому верить в то, что ты делаешь.
Также считали и его ученики, что можно увидеть в характерном пассаже из «Письма»: «...если выбирать между равнодушным и одержимым учителем, одержимый лучше. Тот, у кого есть собственное мнение и любимый философ. Пусть он рассказывает нам только о нём одном, пусть ругает всех остальных, пусть три года подряд читает с нами только его тексты. Мы уйдём из школы с убеждением, что философия может наполнить чью-то жизнь».
«Нужно учить молодежь тому, что они — свободные люди, а соответственно, послушание в наши дни из добродетели превратилось в самое неявное искушение».
Педагогика должна стремиться к равенству, а не подавлению. Нужно воспитывать в учениках умение делать выбор и не отворачиваться от сложных жизненных обстоятельств. Милани писал об этом в неожиданном для католического священника ключе: «Наиболее важным нравственным уроком может быть урок гордости, а не смирения».
«В Барбиане не было и дня, чтобы нам не приходилось решать педагогические проблемы. Но мы их так не называли. Для нас у каждой проблемы было имя конкретного ученика».
Нет никаких «общих принципов» педагогики, которым можно было бы следовать в любой ситуации. Если они и есть, то их нужно каждый раз открывать заново — изо дня в день, от ученика к ученику, от задачи к задаче.
«Владение словом — не профессиональный навык, а жизненная потребность для каждого, от первого до последнего из тех, кто причисляет себя к человеческому роду».
В центре обучения для Милани стоял язык: умение понимать и анализировать чужие высказывания и ясно выражать свои мысли. В этом его ученики упражнялись ежедневно — чтение и обсуждение текстов было одним из главных занятий. Милани называл язык «незримым ключом», открывающим двери к умственному развитию и обретению самостоятельности.
Это Вам будет интересно:
Лоренцо Милани умер от лимфомы вскоре после публикации «Письма к учительнице». За свою жизнь практически ничего не написал. Он отказался от этого занятия, когда понял, что большая часть его соотечественников не сможет прочесть и понять его мысли. Вместо этого он сделал главным делом своей жизни обучение способности мыслить.
Школа Милани готовила учеников к трудностям и противоречиям реального мира. И это означает вовсе не узкую специализацию и умение зарабатывать деньги. Это означает умение отвечать за себя и свои поступки, иметь собственное мнение, не полагаться на власть авторитета и сохранять желание изменить мир к лучшему. Как бы громко это ни звучало, все эти цели вполне достижимы.опубликовано econet.ru
Автор: Олег Бочарников
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий