Одна из самых страшных для родителей ситуаций – потерять ребёнка. К сожалению, в условиях большого города или леса это вполне реальная угроза. Но она не так страшна, если и вы, и ребёнок точно знаете, что в этом случае делать.
Одна из самых страшных для родителей ситуаций – потерять ребёнка. К сожалению, в условиях большого города или леса это вполне реальная угроза. Но она не так страшна, если и вы, и ребёнок точно знаете, что в этом случае делать.
Добровольцы из поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» сталкивались с сотнями случаев, когда терялись дети, и на своих профилактических занятиях с детьми они учат детей жизненно важным моделям поведения, которые должны знать все дети.
Первое и самое главное: ребёнок должен помнить наизусть, как его зовут, мамин (а желательно ещё папин или чей-нибудь) телефон и свой адрес. Время от времени проверяйте его – устраивайте «понарошечный» экзамен или пусть он звонит вам с городского телефона по вашей просьбе – ему наверняка понравится такое развлечение. Ещё один номер, который ребёнок должен знать, — это 112.
Обсудите с ребёнком разные ситуации и научите его в каждой из них правильному алгоритму действий, причём переберите все возможные ситуации, что ты будешь делать, если:
В каждом из этих случаев есть общие правила и есть те, которые относятся непосредственно именно к этой ситуации. Общих правила два:
Ответ: только к трём людям:
Ещё одно общее правило – грамотный алгоритм действий: в любой ситуации, поняв, что ты потерялся, надо сначала остановиться, потом оглядеться по сторонам – вдруг мама рядом, а потом громко её позвать.
Некоторые дети стесняются кричать в общественном месте, потому что сначала мы их учим не шуметь, а потом ждём, что они позовут – это же совсем другое дело! Объясните ему, что это тот самый случай, когда можно и нужно. Порепетируйте в лесу, покричите вместе.
В транспорте немного другие правила: если ребёнок уехал на автобусе или в метро, а вы остались на остановке, он должен точно знать, что ему надо выйти на следующей станции и, оставаясь на перроне или на остановке, ждать – вы приедете к нему первым же транспортом. Если получилось наоборот и уехали вы, то тут включается первое и главное правило потерявшегося: оставаться на месте.
Как просить о помощи незнакомого взрослого? Если это полицейский, то, конечно, он сам расспросит, позвонит по номеру мамы, папы или кого-то из родных, ему можно доверять, это его работа – помогать детям в таких ситуациях.
Но если это кто-то другой, надо соблюдать осторожность. Если номер мамы этот человек набирал со слов ребёнка (не каждый взрослый даст сходу чужому ребёнку телефон в руки), то, когда он даст трубку, надо сказать: «Мама, пароль». И ваша с ребёнком задача – придумать такой пароль, чтобы по нему ребёнок мог точно понять, что это вы. Это будет нелишним, если вдруг (не дай бог, конечно) вам как-нибудь позвонят, когда ребёнка нет рядом, и детским голосом скажут в трубку: «Мама, это я! У меня беда (вариантов много), срочно перечисли денег туда-то», и тогда вы уже скажете: «Сын (дочь), пароль».
Очень важно научить ребёнка тому, что если он обратился к чужому взрослому, он всё равно должен оставаться на месте, что бы тот взрослый ни предлагал. Совершенно не обязательно, что человек, к которому ребёнок обратился за помощью, предложит ему пойти куда-то из каких-то преступных соображений – вполне может быть, что он искренне готов бегать с вашим ребёнком по торговому центру и искать вас. Однако ваш ребёнок на любые предложения должен отвечать: «Нет, я буду стоять здесь и ждать маму». Если он до вас дозвонился, он должен уметь описать место, где он находится, — название магазина, остановка, станция, что есть рядом, и оставаться на этом месте, что бы ему ни предлагали.
Самое важное в случае с лесом – ребёнок должен быть правильно туда собран. Если у него уже есть свой мобильный телефон, это почти гарантия того, что вы с ним быстро найдёте друг друга. Однако предупредите его, что если вдруг он потеряется, это вовсе не значит, что надо садиться и играть на телефоне: телефон – шанс на то, что его быстро найдут, поэтому заряд надо беречь. Телефоны, с которыми идут в лес, должны быть полностью заряжены, нелишней будет запасная заряженная батарея и провод от неё.
Второе – ребёнок непременно должен быть одет в яркую одежду. Это же касается и взрослых: если вы идёте гулять, собирать грибы, кататься на велосипеде и так далее, пожалуйста, не надевайте бесцветную одежду или камуфляж! Это сильно усложняет поиск в лесу, особенно лежащего человека. В карман стоит положить что-то светлое, например, носовой платок. Его можно повесить на ветку, если в лесу придется заночевать. Платочек можно заменить носком или трусиками — главное, чтобы ткань была не темной. Такой ориентир поможет взрослым быстрее заметить местонахождение малыша.
Третье – у ребёнка должен быть с собой громкий и звонкий свисток. (Этот пункт ему наверняка особенно понравится.) Объясните ему, что свисток нужен на случай, если он потеряется. Свист разносится намного дальше, чем человеческий крик. Если долго кричать, то голос сядет, и когда ребёнок услышит, что его зовут, он не сможет отозваться, а свисток всегда будет звучать громко и слышно.
Четвёртое и очень важное – у ребёнка должна быть с собой бутылочка воды, причём не следует её сразу же, войдя в лес, выпивать. Беда в том, что 14 из 15 погибших в природной среде детей находят утонувшими. Чтобы предотвратить необходимость приближаться к воде, дайте ему воду.
Пятое – пусть у малыша в кармане лежит шоколадный батончик, тоже «на всякий случай». Это необъёмный и хорошо поддерживающий силы перекус, его можно будет съесть на выходе из леса.
И снова вспоминаем алгоритм действий. Объясните ребёнку, что первое его действие в лесу, если он потерялся, то же, что и в городе: оставаться на том месте, где он понял, что потерялся. Следующий шаг – кричать или свистеть в свисток (если нет свистка, можно стучать палкой по дереву) и прислушиваться, не отзываются ли.
Очень важно объяснить ребёнку, чтобы он никогда, ни за чем, ни по какой причине не подходил близко к воде – даже если жарко, даже если хочется пить, даже если он хорошо плавает, даже если кажется, что за рекой – дорога, даже если потерялись двое детей и один из них начал тонуть, как это ни ужасно (к сожалению, не так редки парные пропажи детей, когда один начал тонуть, второй попытался спасти и тоже ушёл под воду). Если рядом нет взрослого, подходить к водоёму нельзя, и точка.
И ещё правило – в лесу нельзя спать. Детский сон очень крепок, и если ребёнок заснёт, дозваться до него будет почти невозможно. Объясните, что как только вы поймёте, что он потерялся, то вы, ваши друзья, близкие, соседи и куча незнакомых людей начнут его искать и звать, и ему надо будет прислушиваться, чтобы отозваться, когда он услышит, как его зовут. Поэтому, если его застала ночь в лесу, надо выбрать сухое место и там петь, рассказывать стихи, повторять таблицу умножения, прогуливаться вокруг, считая шаги, - что угодно, но только не спать.
Чтобы не запугивать излишне ребёнка, объясните ему, что «таинственные» ночные звуки в лесу – это обычно птицы (особенно часто совы), мелкие животные; что звери не станут нападать просто так, но если страшно, надо шуметь, топать, хлопать в ладоши, стучать палкой по дереву, чтобы прогнать лесных жителей. Самые опасные звери в нынешнем лесу – это лисы и ежи. Они разносят бешенство. Поэтому трогать никаких зверей нельзя. Даже маленьких и безобидных. Даже – и особенно! – звериных детёнышей.
Ну и, конечно же, ребёнок должен знать, что никакие грибы и ягоды в лесу есть нельзя – его найдут раньше, чем он успеет серьёзно проголодаться.
И ещё кое-что очень важное: объясните ему, что потеряться может любой человек, в том числе и взрослый, и если это случится, никто потом ругать его не будет: дети, которых ищут в лесу, иногда не отзываются на крик, потому что боятся наказания. И объясните, что в лесу правило «обращаться к человеку в форме, работнику или женщине с ребёнком» не действует – в лесу тебе поможет любой встреченный взрослый – а возможно, он именно тебя и ищет.
Обязательно в игровой форме повторяйте с ребенком ситуации, когда он потерялся в том или ином месте, чтобы убедиться, что он помнит алгоритм действий. Это можно делать на куклах, на игрушках, можно повторять прямо на улице: «А что ты будешь делать, если я сейчас зайду в автобус, а ты не успеешь?», «А если мы сейчас случайно разойдёмся в парке в разные стороны, что ты будешь делать?». Пусть он устроит экзамен другому ребёнку, бабушке, дедушке. И помните, что он забывает правила и алгоритмы, поэтому их надо снова и снова освежать в памяти.опубликовано econet.ru
Автор Ксения Кнорре Дмитриева
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий