Экология потребления. МОТОР: Недостаточная осведомленность большинства горожан о мотобуксировщиках на фоне их растущей популярности требует от нас...
«Не лает, не кусает, по полю катает»… Не ломайте голову над этой странной загадкой.
В ней скрывается необычная машина, предназначенная для перевозки людей и грузов по бездорожью. Ассоциация с собачьей упряжкой возникает по причине раздельного расположения транспортного модуля и саней-волокуш. Поэтому мотобуксировщик часто именуют «мотособакой».
Привычная среда эксплуатации этой машины – замерзшие озера и реки, заснеженные леса и поля. Абсолютное большинство владельцев мотособак — охотники, рыбаки и туристы.
Недостаточная осведомленность большинства горожан о мотобуксировщиках на фоне их растущей популярности требует от нас подробного рассказа об их видах, возможностях и особенностях эксплуатации.
Что представляет собой мотобуксировщик?
Созданный для движения по зимнему бездорожью, мотобуксировщик имеет много общего со снегоходом. Принципиальное отличие – размещение водителя вне платформы с мотором на буксируемых санях. Это не пустой каприз конструкторов, а важное компоновочное решение, уменьшающее вес машины и увеличивающее ее проходимость. Два других достоинства в сравнении со снегоходом – простота конструкции и доступная цена.
Следует особо отметить компактность и небольшой вес данной машины. Ее можно без проблем разместить в легковом автомобиле с кузовом «универсал».
Лучшее время года для мотобуксировщика – зима, а идеальное место для поездок – заснеженная поверхность реки или озера. Изначально эти машины как раз и были разработаны для любителей подледной рыбалки. Схема эксплуатации мотособаки очень простая: в автомобиле ее привозят на берег водоема, выгружают и ездят по льду в поисках хорошего клева. У большинства машин бака с горючим хватает на 30-40 км, поэтому на одной заправке можно удалиться от места базирования на 15-20 км.
Хороший мотобуксировщик уверенно передвигается не только по накатанному, но и по достаточно глубокому снегу. Он может перевозить грузы по лесу и по пересеченной местности, изобилующей подъемами и спусками.
Летом транспортные возможности этой техники снижаются, поскольку каменистый грунт быстро убивает резиновую гусеницу. А вот для поездок по болотистым местам, полям и лесным дорогам мотобуксировщики в теплое время года используют довольно активно.
Хорошие тяговые характеристики и отличная маневренность этой машины востребованы в приусадебном хозяйстве круглый год.
Здесь все нужно разложить «по косточкам». Любой мотобуксировщик состоит из следующих частей:
1. Двигатель чаще всего одноцилиндровый четырехтактный мощностью от 6 до 15 «лошадок».
Наибольшую популярность заслужили три вида силовых агрегатов: более дорогие «Honda», а также более бюджетные MTR (китайский аналог японского бренда) и Lifan. Ценовая разница между ними весьма ощутима и достигает 20 000 рублей. Разница в надежности не столь значительна. Поэтому многие покупатели выбирают технику с китайскими моторами.
Если говорить о тяговых характеристиках, то 6-ти сильный агрегат – вариант для поездок одного человека на рыбалку или охоту с необходимым снаряжением (50-70 кг). Мотособака с мотором мощностью более 9 л.с. справится с перевозкой двух человек и доставит на санях-волокушах в нужную точку два центнера груза.
2. Раме нужно уделить должное внимание, поскольку она испытывает серьезные нагрузки при движении по бездорожью. Тонкий металл здесь недопустим. Он быстро деформируется, делая машину непригодной к работе.
Знатоки утверждают, что необходимый минимум толщины стального листа – 3 мм. По поводу надежности стального профиля каркаса лучше всего судить по отзывам владельцев данной техники.
3. Подвеска мотобуксировщика – важный показатель его ходовых возможностей.
Существуют две конструктивные системы подвески:
Склизовая подвеска – гусеница скользит по внутренней «лыже»
Катковая подвеска при движении по неровной местности комфортнее склизовой, но хуже преодолевает глубокий снег (забиваются полости между катками). В свою очередь склизовая система может эксплуатироваться только в зимнее время. Ей необходим снег, охлаждающий гусеницу, трущуюся об лыжный полоз – склиз.
Из современных модификаций катковых подвесок можно выделить варианты, в которых реализовано не жесткое, а пружинное опирание катков. Благодаря такому решению мотобуксировщик мягче движется по твердой поверхности замерзшего водоема и грунтовым дорогам.
4. Трансмиссия передает вращение вала двигателя на ведущую звездочку гусеницы. Она бывает двух типов:
Главный плюс автоматического сцепления – высокое тяговое усилие. К недостаткам можно отнести повышенный износ фрикционных дисков и необходимость частого обслуживания.
Вариатор обеспечивает плавную бесступенчатую передачу крутящего усилия от мотора к гусенице, меньший износ деталей и экономию топлива. Он надежнее, но дороже «автомата». Самое слабое место вариаторной трансмиссии – приводной ремень. Его приходится часто менять после активного движения на тяжелых участках.
Знатоки мотособак утверждают, что вариатор оптимален для зимней эксплуатации. Автоматическая трансмиссия и рама с подрессоренными катками – лучшее решение для всесезонной эксплуатации.
5. Конструкции гусениц отличаются по ширине, длине, высоте и шагу грунтозацепов.
В зависимости от ширины различают два вида гусениц:
Снегоходная «бурановская» гусеница не отличается высокой проходимостью. Технику с таким движителем лучше эксплуатировать на укатанных зимниках или на водоемах. Небольшая ширина гусеницы делает машину менее устойчивой. Чаще всего ее ставят на бюджетные модели с автоматической трансмиссией и мощностью мотора не более 7 л/с. Покупать мотособаку с узкой гусеницей можно порекомендовать тому, кто ездит один и не перевозит тяжелые грузы.
50-ти сантиметровая гусеница – самый востребованный вариант. Большая ширина и высокие грунтозацепы делают мотобуксир проходимее, устойчивее и маневреннее.
Стандартная гусеница (длина 2828 мм, ширина 500 мм, высота грунтозацепов 21 мм)
Для повышения проходимости мотобуксировщики комплектуют так называемой агрессивной гусеницей. Она отличается большей шириной (55 см), особым «рисунком протектора» и высотой грунтозацепов (32 мм против 21 мм у стандартной).
Для движения по голому льду и плотному снегу разработана разрезная конструкция. Она представляет собой две узкие гусеницы, соединенные металлическими рейками-грунтозацепами. Узкая специализация данной конструкции делает ее малопригодной для движения по глубокому и рыхлому снежному покрову.
6. Кроме штатной «электрики», обслуживающей мотор, мотособаку по вашему желанию могут доукомплектовать электростартером (в базовой комплектации предусмотрен ручной пуск) и катушкой освещения.
О необходимости первого устройства можно спорить, поскольку ручной запуск двигателя у мотобуксировщика работает надежно. А вот про установку катушки освещения дискутировать нет смысла. Она снабжает электричеством фару, без которой в темное время суток вы далеко не уедете.
Единственный нюанс, о котором следует знать – сила тока, вырабатываемого катушкой. 3-х амперной будет недостаточно для питания стандартной 55 Ваттной лампочки, стоящей в фаре. Поэтому лучше, если мотособака будет снабжена катушкой освещения на 7 Ампер. Ее хватит не только для освещения, но также для питания электроподогрева ручек управления – дополнительной полезной опции мотобуксировщика.
Управление двигателем и трансмиссией, выбор направления движения – все в этой машине выполняется посредством двуручной стойки, в просторечье именуемой «рогами». Она шарнирно соединена с силовым модулем и напоминает систему управления мотоблоком.
Свободное место на платформе мотособаки не пустует. На нем перевозят грузы и туристическое снаряжение.
Говоря об устройстве мотособаки, нужно сказать несколько слов о полезном дополнении — лыжном модуле. Он превращает машину в подобие легкого снегохода, позволяя водителю сидеть на грузовой платформе, комфортно управляя движением.
Лыжный модуль мотобуксировщика
Популярность мотособак на сегодняшний день такова, что только ленивый производитель не пытается предложить рынку свой вариант машины. Разобраться в пестром разнообразии названий и моделей непросто. Как всегда полезным ориентиром в этом деле выступают видеоролики, размещенные в интернете и отзывы владельцев.
В связи с этим заслуживают внимание мотобуксировщики компании Бурлак. Надежность конструкции и отсутствие проблем с запчастями радует владельцев этой техники. В 2016 году самую бюджетную модель данной фирмы (6.5 л.с.) можно приобрести за 52 000 руб., самую оснащенную (15 л.с.) за 82 600 руб.
Не менее популярны всесезонные машины российской компании Койра (KOiRa). Они оснащены двумя гусеницами и пневмокатками, повышающими проходимость по болотистым участкам. Ценники на них стартуют с отметки в 82 000 и заканчиваются на уровне 135 000 рублей.
Не вызывают нареканий у владельцев скоростные мотобуксировщики Чинук российской сборки, уверенно преодолевающие рыхлый снег и весеннюю распутицу. Ориентировочные цены на эти машины находятся в диапазоне от 74 000 до 105 000 рублей (с лыжным модулем в комплекте).
Положительные отзывы заслужили мотособаки Пахус (Paxus) за высокую проходимость, надежность и ремонтопригодность. Приобрести их можно по цене от 51 000 до 250 000 руб. в самой богатой и полной комплектации.
Высокие позиции в народном рейтинге занимает мототехника Барс. Самые популярные модели этого производителя — Партизан и Следопыт. Они экономичны, просты в управлении и обслуживании. Стоимость машин в зависимости от мощности мотора и комплектации находятся в диапазоне от 56 до 120 тыс. руб.
Многие любители самодельных конструкций успели приложить руки к созданию мотобуксировщиков. Дело это не простое, требующее хороших конструкторских и слесарных навыков.
Самодельную мотособаку, собранную на основе маломощного двигателя от бензопилы или мопеда нельзя считать серьезным механизмом. Это скорее забавная игрушка, а не надежный помощник на охоте или рыбалке.
Основные узлы будущего буксировщика – двигатель, вариатор, цепь, ведущую звездочку, катки и гусеницу лучше купить готовыми, сосредоточив основные усилия над изготовлением прочной рамы и качественным монтажом приобретенных агрегатов.
Сварив по чертежам раму, к ней крепят опоры для гусеницы, валы с катками и ставят гусеницу.
Следующий этап – монтаж платформы из толстой фанеры или стального листа и крепление на ней двигателя, вариатора и приводной цепи.
Сделать мотособаку своими руками без ограждения грузовой платформы – значит каждый раз тратить время на фиксацию поклажи с помощью веревок или упругих строп. Решетку ограждения сваривают из мелкого трубчатого профиля сечением 20х20 мм.
Далее наступает черед сборки системы управления. Ее основой служит стальная рамка с ручками, шарнирно прикрепленная к раме. К ручкам подводят и крепят тросики газа и тормоза.опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий