Подпишись

100 лет спустя. Вытеснят ли водородные авто электромобили

Экология потребления.Мотор:Как ни странно, соперников трое и на этот раз: за право стать основным движителем механических транспортных средств вместе с электродвигателями сражаются водородные и гибридные силовые агрегаты. И у каждого из соперников есть сильные и слабые стороны.

Столетие с небольшим назад за место под солнцем сражались электромобили, паромобили и автомобили, приводимые в движение двигателем внутреннего сгорания.

Именно в таком порядке они ставили рекорды скорости: электромобиль преодолел планку в 100 км/час, гоночный паромобиль первым разогнался до 200 км/час, а автомобиль с ДВС покорил отметку в 300 км/час. Но, в конечном итоге, битву за дорогу выиграл именно последний аппарат - благодаря сравнительной дешевизне, надежности конструкции и удобству в эксплуатации.

И если паромобили канули в небытие, то электромобили спустя столетие жаждут реванша. Как ни странно, соперников трое и на этот раз: за право стать основным движителем механических транспортных средств вместе с электродвигателями сражаются водородные и гибридные силовые агрегаты. И у каждого из соперников есть сильные и слабые стороны.

Водородный автомобиль

100 лет спустя. Вытеснят ли водородные авто электромобили
Mercedes-Benz GLC F-Cell. Производство планируют начать в 2017-м. Ориентировочная цена - от $50 тыс.

Его козыри - полная экологичность, большой запас хода и быстрая заправка. Какой бы вариант водородного привода мы не рассматривали - привычный ДВС, работающий на водороде, или топливные ячейки (их еще называют F-cell), способные вырабатывать энергию для электромоторов автомобиля прямо на борту, - продуктом эмиссии такого автомобиля будет чистая вода, которую даже можно пить.

Последнее наглядно продемонстрировали голливудские звезды Джошуа Джексон и Диана Крюгер, проведя в 2014-м три дня при температуре +50С в знаменитой пустыне - Долине Смерти. И средством передвижения, и источником воды им служил Mercedes-Benz B-Klass F-cell. Однако у таких агрегатов есть и серьезные недостатки. Для водородных ДВС это, к примеру, высокая взрывоопасность, меньшая, по сравнению с бензином, мощность, и быстрый износ. Тем не менее, ограниченными партиями на рынок уже выпущены две модели таких авто - BMW Hydrogen 7 и роторная Mazda RX-8 hydrogen. К слову, для роторных моторов указанные выше недостатки менее актуальны.

По сравнению с двигателем, работающем на водороде, топливные ячейки имеют ряд преимуществ. После того, как их стоимость удалось до экономически приемлемой величины, главным недостатком остается лишь сравнительно большой объем топливного бака и возможность утечки водорода через соединения в топливной системе.

С автомобилями этого типа экспериментируют многие производители: Mercedes-Benz А-Klass F-cell, B-Klass F-cell и недавно показанный GLC F-cell, Ford Focus FCV, Hyundai Tucson FCE, Nissan X-TRAIL FCV, Honda FCX, наконец Toyota Mirai. В разное время они поступали на рынок в виде экспериментальных образцов или промышленно-экспериментальных партий. И упомянутыми моделями список не исчерпывается.

Между тем, кроме взрывоопасности водорода, легко создающего гремучую смесь в замкнутых пространствах, на пути экспансии водородных авто стоит еще ряд преград. Это и дорогие, достаточно энергоемкие технологии производства и хранения водорода. И отсутствие заправочной инфраструктуры, создание которой потребует огромных инвестиций -водородная АЗС в 5-10 раз дороже бензиновой. При наличии дешевой нефти подобные инвестиции вряд ли оправданы в больших масштабах. Так что водородомобили, скорее всего, постигнет участь паромобилей. По крайней мере, серьезных аргументов, позволяющих думать иначе, пока нет.

Автогибрид

100 лет спустя. Вытеснят ли водородные авто электромобили

Hyundai Ioniq Hybrid. Стоимость - от 25 тысяч евро

Гибридный автомобиль, силовой агрегат которого помимо двигателя внутреннего сгорания включает еще и электромотор, независимо от того, по какому алгоритму осуществляется их взаимодействие, - это если и не вчерашний день, то уж точно "переходная" концепция. Агрегаты этого типа сегодня есть практически у всех производителей.

Самый известный гибридный автомобиль и самый распространенный в Украине - Toyota Prius, (популяция которого, впрочем, стремительно сокращается благодаря усилиям сотрудников патрульной полиции, нещадно их разбивающих). Из ожидаемых новинок, кстати, стоит упомянуть конструктивно близкие друг другу Kia Niro и Hyundai Ioniq, презентацию которых в Украине обещают на рубеже 2016 и 2017 годов.

Главное преимущество гибридов - экономичность, главный недостаток - цена и относительная сложность обслуживания. В зависимости от того, насколько удачно конструкторам удалось подобрать сочетание моторов и отстроить алгоритм их взаимодействия, реальная экономия топлива по сравнению с чисто бензиновыми аналогами составляет от 20 до 60% в зависимости от условий движения.

И это, похоже, предел. Поэтому на смену обычным гибридам приходят плагин-гибриды (Plug-in) которые можно не только заправлять бензином или дизтопливом, но и заряжать от обычной электрической розетки. Благодаря наличию батарей повышенной емкости такие автомобили в полной мере сочетают преимущества электрокара и традиционного автомобиля. Они способны преодолеть на одном электроприводе порядка 50-70 километров и, в то же время, обеспечивают владельцу возможность без проблем перемещаться на сколь угодно большие расстояния благодаря наличию бензинового ДВС.

Расход топлива будет зависеть от условий эксплуатации: при коротких поездках с регулярной зарядкой от розетки он стремится к нулю, а в дальних путешествиях - к показателям обычного гибрида. Так что ближайшее будущее наверняка именно за такими машинами. Не случайно Mercedes-Benz планирует к 2018-2020 году иметь плагин-гибридные модификации всех своих моделей. 

Электромобиль

100 лет спустя. Вытеснят ли водородные авто электромобили
Шведский электромобильный стартап Uniti собрал на создание городского автомобиля 1 227 990 евро. Стоимость авто составит от $23 тыс. Первые поставки планируются на 2019 год

Столетие назад электромобиль так и не стал привычным средством передвижения из-за технологического несовершенства тогдашних аккумуляторов: они были тяжелыми, имели малую удельную емкость и их было очень неудобно эксплуатировать. Чтобы перезарядить батареи, их нужно было снять с автомобиля и довольно долго заряжать.

В наши дни, как ни странно, приходится бороться с похожими проблемами: высоким весом и стоимостью батареи, ограниченным запасом хода, большим временем зарядки, быстрыми темпами амортизации автомобиля (существенной потерей им стоимости при последующей перепродаже в качестве бывшего в употреблении). Из-за этого долгое время электромобили выглядели явным аутсайдером по сравнению с более универсальными в использовании и менее дорогими гибридами.

Однако постепенно электромобиль выравнивает позиции. Выросли запас хода (до 300-500 км) и скорость зарядки (при помощи специальных зарядных станций на 80% батарею сегодня можно заполнить минут за 30). В самое ближайшее время разработчики обещают вдвое снизить стоимость блока батарей -до $5 тыс. Следовательно, начинает снижаться до экономически обоснованного уровня, позволяющего за счет экономии на топливе окупить переплату, и цена автомобиля.

А вскоре, глядишь, и графеновые технологии покинут стены лабораторий и выйдут на промышленный уровень, после чего доступными станут аккумуляторы нового типа - легкие, емкие и дешевые. Так что, несмотря на задержку на старте, в отдаленной перспективе у электромобиля есть все шансы на победу в этом поединке. опубликовано econet.ru 

 

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Если вы начинаете с самопожертвования ради тех, кого любите, то закончите ненавистью к тем, кому принесли себя в жертву. Бернард Шоу
    Что-то интересное