Дом

Манипуляции эмоциями: Как не делать то, что вы не хотите

В той или иной ситуации мы испытываем разнообразные чувства и эмоции. Их можно условно разделить на группы:

1. положительные (радость, интерес);

2. отрицательные (страх, тревога, гнев, горе, тоска);

3. нейтральные (удивление, скука).

Как с помощью эмоций нас заставляют делать то что мы не хотим

©Игорь Морски

Только положительные эмоции постоянно испытывать невозможно. К тому же известно, что именно отрицательные чувства ведут к тому, что человек адаптируется к ситуации, пытаясь их преодолеть. Положительные эмоции приводят к расслаблению и, наоборот, к дезадаптации.

При манипуляциях обычно обращаются к радости, тревоге, вине и стыду. Вызывание этих эмоций и чувств может заставить сделать человека то, что он изначально не планировал, заложить определенный алгоритм действий. Давайте рассмотрим их подробнее.

Радость

Мы можем выделить несколько видов радости:

  • истинная радость;

  • псевдорадость;

  • магическая радость.

Какие различия есть между ними?

Истинная радость

Если говорить об истинной радости, то ее человек получает лишь в качестве результата своей, обычно творческой, деятельности. Иначе говоря, это наслаждение от того, что вы создали, придумали, сделали. Радость длится недолго и считается энергозатратной эмоцией. После нее обычно человек испытывает опустошение. Когда кто-то испытывает радость, он является очень уязвимым. Любая критика или замечание будет для него вдвойне больней, поэтому не стоит в этот момент говорить что-то негативное, даже если и заслуженно.

Достаточно часто можно встретить ситуацию, когда человек сделал крупную покупку, например, купил телевизор, решил поделиться своей радостью со знакомыми, а они начали критиковать данную модель, производителя и пр. Особенно часто это делают те, у кого гипертрофировано чувство зависти. Что происходит с человеком? Его эмоциональный фон резко меняется с позитивного на негативный, причем, отрицательные эмоции чувствуются гораздо острее.  

Псевдорадость

Нельзя однозначно утверждать, что псевдорадость является положительной эмоцией. Для того чтобы объяснить, что это за чувство, следует привести следующий пример. Представьте, что вы отправились в командировку, и вам пришлось купить новые туфли. Ваш день оказался довольно насыщенным, вы отправились на встречи, конференции и другие мероприятия. Но ближе к обеду вы поняли, что туфли очень сильно жмут. В течение оставшегося времени вы испытывали сильный дискомфорт, с которым ничего не могли поделать. И лишь вечером, оказавшись в гостинице и сняв туфли, вы испытали облегчение.

Это и есть псевдорадость. Иначе говоря, это эмоция, возникшая после устранения каких-либо неблагоприятных факторов. Существует даже мнение, что псевдорадость – это радость невротика. Он сам создает себе проблемы, решает их и испытывает от этого удовольствие.

Представьте ситуацию, что вы не можете найти свой телефон. Вы начинаете искать его, вспоминать, где могли оставить и даже строить предположения, не украли ли его по пути на работу или домой. Что вы чувствуете? Тревогу, беспокойство. Наконец, телефон найден, и вы радуетесь этому. Но эта эмоция ненастоящая. Она является лишь подобием истинной радости, которую вы бы могли испытать от чего-то другого.

Данная эмоция очень часто используется в манипуляциях.

Главное ее отличие от истинной радости состоит в том, что ее появлению не предшествовал никакой творческий процесс. Для того чтобы заставить человека испытать псевдорадость, достаточно вызвать в нем чувство тревоги, дискомфорта, а потом убрать его.

Подобное часто встречается при принятии каких-либо законов и новых проектов, которые изначально не особо популярны среди обычных людей.

Схему вызывания псевдорадости можно обозначить следующим образом:

  • манипулятор использует «эффект маятника»;

  • адресат выводится в зону негативных эмоций;

  • часть негативных эмоций убирается;

  • оставшиеся эмоции воспринимаются как позитив.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию. В одном из крупных городов России мэр начал терять популярность перед выборами. Жители жаловались на повышение цен на проезд в городском транспорте, коммунальные услуги и пр. Вместо того, чтобы снизить тарифы, чиновник объявил о том, что, возможно, не обойтись без очередного повышения. И даже на некоторое время была установлена более высокая стоимость на проезд в транспорте. Через месяц в бюджете «нашлись» деньги, чтобы вернуться к старым расценкам. Народ ликовал и благодарил мэра. По сути, в данной ситуации ничего не изменилось, цены остались те же, которыми изначально все были недовольны. Но чиновник смог вызвать чувство тревоги, что будет еще хуже, после чего снизил его, позволил испытать облегчение, и, соответственно, псевдорадость.

Магическая радость

Магическая радость – это эмоция, которую мы испытываем от предвкушения будущих достижений. Наш мозг устроен таким образом, что не всегда может отличить реальность от вымысла. Соответственно в тот момент, когда человек начинает фантазировать, он испытывает те же эмоции, которые возникают от настоящих достижений.

Классическим примером магической радости является история о том, как семейная пара купила лотерейный билет и поссорилась из-за того, кто будет водить автомобиль, и что они с ним сделают. Проще говоря, выигрыш они еще не получили и неизвестно, получат ли вообще, но все эмоции, в том числе магическую радость смогли испытать.

Как с помощью эмоций нас заставляют делать то что мы не хотим

Подобное используется в манипуляциях, связанных с картинами будущего. К примеру, последнее время часто можно встретить рекламные слоганы «Пройди наш тренинг, заработай миллион рублей и купи «Мерседес». Что происходит в данном случае? Перед человеком нарисовали красивую картинку – он сможет купить машину своей мечты, а сделать для этого нужно совсем немного – всего лишь пройти обучение. Он начинает представлять себя за рулем авто, испытывать от этого радостные эмоции, которые его мозг воспринимает как настоящие. И то, что он пойдет на этот тренинг не вызывает никаких сомнений.

Прием «картина будущего» очень популярен у маркетологов. На нем строится множество рекламных кампаний. Перед потребителем «рисуют» картинку, как может измениться его жизнь к лучшему после того, как он приобретет данный товар или услугу. Это изображение остается в подсознании клиента, и он стремится купить то, что ему навязывают, даже не задумываясь, а нужно ли ему это на самом деле.

Другими словами магическая радость – это картина будущего. Она лежит в основе создания большинства финансовых пирамид. Клиенту говорится о том, что если он вложит 10,то за короткий срок получит 300, он рисует себе радужную картинку, начинает в нее верить и действительно несет деньги. Лишь после того, как действие этого приема заканчивается, человек начинает логически мыслить и понимать, что это был обман. И как мы помним, любая манипуляция оставляет у адресата чувство опустошения и разочарования.

Таким образом, мы часто сталкиваемся с тем, что нас заставляют делать то, что мы не хотим. Для этого манипуляторы пытаются вызвать различные эмоции и чувства, в том числе и положительные. Но стоит ли минутное удовольствие той энергии, которую мы на это затрачиваем? Будете ли вы действительно счастливы, приобретя то, что вам совершенно не нужно? Умение критически мыслить и разумно подходить к любой информации поможет вам не стать жертвой манипулятора. опубликовано econet.ru

Автор:Борис Литвак
 
 

Источник: https://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Все наши сетования по поводу того,чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то,что мы имеем Даниель Дефо
    Что-то интересное
      Больше материалов
      Больше материалов