Подпишись

Не превращайте детство в гонку школа-домашка-курсы-спорт-еда-сон!

Экология жизни: Дети. Зачем детям ходить на кружки, сколько их должно быть и как понять, счастье это для ребенка или уже мучение?

Зачем детям ходить на кружки, сколько их должно быть и как понять, счастье это для ребенка или уже мучение?

В своё время у меня получилось не поддаться всеобщему движению по развитию супер-способностей у младенцев, и до 3-х лет (с ума сойти!) моя старшая дочка не посещала никаких кружков.

В три года мы отправились на занятия по системе Монтессори, но без меня ребенку там было плохо, и мы перестали ходить.

Все было очень интересно - но дочка была не готова.

И я на время оставила ее в покое, потому что это очень часто лучшее, что можно сделать.

Не превращайте детство в гонку школа-домашка-курсы-спорт-еда-сон!

А с 4,5 человека прорвало и она выкатила мне список, чем бы хотела заниматься: музыка, скалолазание, ролики, плавание, рисование, танцы, «ходить в школу как взрослые», а потом к пожеланиям добавился теннис и совсем недавно пение.

Я пробовала водить ее на скалодром, танцы, рисование и лепку из глины, брать с собой во взрослый бассейн. Режим, график и успешность занятий менялись под влиянием переездов, болезней, смены интересов и прочего. Сейчас, в пять с хвостиком лет, она ходит на скалодром раз в неделю, на теннис — два раза, по два раза на подготовку к школе и творческие занятия.

Я все время слежу за состоянием дочки: не устает ли она слишком сильно, нравятся ли ей занятия, с охотой ли она идет туда.

Всё это заставило меня крепко задуматься, зачем мы всем этим занимаемся, чего именно я хочу, чего хочет дочка.

Вот что получается:

1. Я хочу, чтобы мои дети понимали: в любой момент можно заняться практически чем угодно, сменить вид деятельности, научиться чему угодно, и заниматься этим как для себя, так и профессионально.

Для того, чтобы у детей был этот выбор и понимание, я даю возможность попробовать и оказываю поддержку в сложные моменты.

Просто сдать ребенка в какой-то кружок и никак не принимать в процессе участия — путь в никуда.

2. Любое занятие можно незаметно для себя превратить в мучение, а это очень вредно, особенно в детстве.

Мы были на грани этого со скалолазанием: ходили три раза в неделю, по два часа, у дочки стало очень хорошо получаться. Я купила ей специальную обувь, которая оказалась неудобной, и она отказалась лазить и потом вовсе не захотела ходить на занятия.

Выяснилось, что ей не нравилось отношение тренера к ребятам и особенно то, что я стала отходить по делам и пропускала её тренировки. И мы перестали туда ходить.

Если сначала было хорошо, а потом стало плохо, я не должна ломать ребенка и заставлять его заниматься.

Спустя полгода дочка попросила сводить ее на скалодром снова и побыть с ней там. Дочка в восторге, с удовольствием соглашается усложнять маршруты. Мы договорились, что я рисую и читаю, пока она тренируется, но обязательно наблюдаю за сложными, новыми маршрутами. Кроме того, нужно сурово выбирать тренера/учителя, наблюдать за взаимодействием с ребёнком. Прежде, чем отдать ребенка на занятия, лучше несколько раз сходить туда вместе и убедиться, что счастье и удовольствие детей в приоритете.

3. На родителей давит установка, что надо дать ребёнку все, чтобы он был успешным,

но секрет не в количестве кружков и курсов, которые он посещает, секрет — в счастье.

Много кружков — не плохо, мало кружков — не плохо, полное отсутствие кружков — не плохо. Сенсация, но если ребенка не трогать, он не обрастает мхом, не превращается в овощ, а отдыхает и потом интересуется чем-то сам.

4. Важно продумать что-то вроде базы.

Обучение/тренировка ума (шахматы, математика, языки, ораторское искусство); подвижные тренировки (спорт, танцы); созидание (музыка, творческие занятия, программирование, шитье, роботостроение, да хоть вязание с вышивкой), и на ней построить систему занятий.

Но не надо превращать детство в постоянную гонку школа-домашка-курсы-спорт-еда-сон.

Важно следить, хорошо человеку или нет. Кроме того, не для всех увлечений и умений нужны курсы или тренировки. Если я знаю, что могу научить ребенка чему-то сама, или может папа, то предпочту найти на это время.

Кроме того, дети часто сами находят способы что-то изучить. Мои дети сами выучили кучу песен, научились распознавать цвета, считать до 10-20, запомнили названия животных, и все это на английском, просто так, потому что интересно.

5. Надо стараться и быть примером.

Во-первых, когда родители чем-то увлеченно занимаются, этот интерес и стремление передается ребенку. Во-вторых, самому очень важно быть спокойным, действительно получать удовольствие от процесса, принимать неудачи как опыт, а не конец всему, и так далее.

Ну, и конечно, не перекладывать на плечи ребенка свои нереализованные амбиции.

Я наблюдаю такого папу на тренировках по теннису. Он каждый раз доводит дочку до слез недовольством и фразами типа «не ной и тренируйся лучше».

6. Есть много факторов, которые влияют на успех в занятиях чем-то, но один из самых важных: спокойствие, поддержка и уверенность родителя и учителя.

Не превращайте детство в гонку школа-домашка-курсы-спорт-еда-сон!

Важно сохранять спокойствие, и, возможно, снижать свои родительские ожидания. Видеть разницу между тем, когда ребёнку больше не интересно/не нужно какое-то занятие и тем, когда он обескуражен неудачей и просто ждет поддержки.

Нельзя сравнивать с другими. Сравнивайте только достижения самого ребенка: ты месяц назад не умел что-то делать, а сейчас умеешь, вот здорово.


7. Если ребенок хочет заниматься всем подряд - надо давать ему пробовать-бросать сколько угодно.

Подростку же нужно давать инструменты и показывать их назначение, а он уже сообразит, что делать, и в это надо верить. Школьное обучение отдельным дисциплинам не дает объемной картины мира, это задача родителей.

8. Важно понимать, что дети из одной семьи разные и не должны заниматься одним и тем же. 

Родители сиблингов знают, насколько разными могут быть дети: в темпераменте, пищевых предпочтениях, вкусах в одежде. Так же и с занятиями. Очень, конечно, удобно выгрузить всех в одном месте, через два часа забрать и расслабиться, но так бывает не всегда. И винить их за это нельзя.

Есть мнение, что без принуждения у мира бы не было Паганини и Бетховена, великих спортсменов и ученых. А что, если с принятием, любовью и поддержкой, у мира было бы в разы больше гениев и они не обязательно были бы несчастны?
опубликовано econet.ru

Автор: Саша Паис

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Реальность — это разница между тем, что доставляет нам удовольствие, и тем, чем мы вынуждены довольствоваться. Габриель Лауб
    Что-то интересное