Дом

ТЕЛО И ХАРАКТЕР: Мне досталось чужое тело

Несмотря на то, что френология и физиогномика признаны лженауками и канули в Лету, мы продолжаем пользоваться той же логикой, по которой френологи сто лет назад «определяли» склонность к преступлениям у людей с определенной формой черепа.

Нелепо? Вспомните, как часто, глядя на полную женщину, вы приписывали ей те или иные качества – например, предполагали, что она ленива, или говорили, что «толстушки добрые и веселые».

Быть может, вы и сами становились объектом подобного «анализа» - например, вашу грудь связывали с вашим сексуальным темпераментом, или же телосложение – с инфантильностью.

ТЕЛО И ХАРАКТЕР: Мне досталось чужое тело

 

В культурном пространстве параллель внешность/характер является ведущей для создания персонажей, что насаждает и укрепляет стереотипы. 

С определенной точки зрения мне очень повезло с культурным багажом. Во времена моей юности в фантастических книгах и фильмах, которыми увлекалась моя мама, были сильные женские героини, тогда как множеству девочек демонстрировались в основном нежные диснеевские принцессы. Они были на обложках – прекрасные женщины в кольчужных бикини или мудрые ведьмы в облегающих платьях.

У меня до сих пор хранится несколько книг Андре Нортон, благодаря которым я не выросла с ощущением, что с девочками не происходит ничего интересного. Происходит. Женщина может обладать умом, личностной силой и властью. Она может победить злого короля или коварного колдуна, спасти себя, своих близких и целое королевство. 

Если, конечно, она не толстая. 

Ни в моем детстве, ни в моей юности я не видела и не читала описаний героинь, похожих на меня. Мои образцы для подражания не обладали круглым лицом или коротким широким телом, которым обладала я.

Прочная связка «полнота – безволие, тупость, лень» становится причиной, по которой нам очень тяжело существовать в телах, которые «нам не подходят». Нам начинает казаться, что вот это громоздкое тело или это слишком «простое» лицо, этот маленький рост или эти круглые щеки достались нам «по ошибке», с таким телом должна была родиться другая женщина.

Полным женщинам в культуре отведено место забавной подружки главной героини, заботливой мамочки, мерзкой ведьмы или стереотипной «тупой толстухи». Среди и без того небольшого числа изображаемых ученых, художниц, музыканток, активно действующих, интеллигентных, интеллектуальных и сильных героинь толстых женщин практически нет. А если они есть – к финалу истории им надлежит «осознать свою женскую природу» и стать прекрасными и худыми. 

Несмотря на то, что градус фэтфобии высок, и она действительно задевает оба пола, у мальчиков и юношей найдется больше примеров для подражания. Взять Портоса из романов Дюма. Крупное тело не мешает ему жить на полную катушку, быть не «страшненьким дружком» главного героя, а равноправным, автономным участником событий, получать женское восхищение и секс, проявлять остроумие. Когда он действует храбро, никто не говорит – надо же, толстяк может быть крутым. Он не воспринимается окружающими как аномалия, он в своем праве, он не доказывает окружающим, что «тоже человек», он сильный и уверенный в себе.
Была ли в нашем детстве хоть одна подобная героиня?

Принято считать, что тело – отражение личностных качеств, и соотношение «внешность – характер» является четким и нерушимым. 

Вы можете сказать, что толстые женщины могли бы, вообще-то, похудеть, чтобы окружающие поняли, что они не безвольные, а интеллектуальные и творческие. Но почему-то Лужин из романа Набокова «Защита Лужина» не вынужден был сесть на диету, чтобы мир признал его великим шахматистом.

Женщины маленького роста, очевидно, должны вырасти, чтобы окружающие обнаружили, что они не инфантильные девочки, а взрослые компетентные специалистки, женщины с большой грудью должны ее уменьшить силой мысли или путем хирургии, чтобы в них перестали видеть «легкомысленных», и так далее.

Вот эта порочная ситуация, когда на основании наших тел нам приписывают личностные характеристики, никак не связанные с нами и оскорбительные для нас, порождает наше желание отречься от наших тел – не «той» формы, не выражающих нас как личность. 

При этом, если мы откажемся от попыток характеризовать людей по форме их тел (в том числе и следовать этим идеям применительно к себе), внезапно окажется, что наши тела вполне выражают нашу личность. Женщины, занимающиеся музыкой или изобразительным искусством, знают, как тело задействовано при игре на музыкальном инструменте или при станковой живописи, когда работает не только кисть ведущей руки, но и мышцы пресса, нога, на которую опираешься для устойчивости, и так далее.

Инструмент, выражающий наши творческие идеи – это тело. Тело, играющее на гитаре, тело, рисующее фантастический пейзаж. И размеры этого тела практически не имеют значения. Было бы странным предположить, что худые писательницы создают более качественные произведения, чем толстые, или работают над ними эффективнее. Вес ученой никак не влияет на эффективность ее исследований. 

Потому что связь между размерами тела и личностными характеристиками – ИСКУССТВЕННА. Ее придумали люди, как придумали определять склонность к насилию по форме лба, а затем поняли, что это ерунда. Размеры вашего тела ничего не говорят о вашей личности. Форма груди ничего не говорит о вашей личности. Обхват талии ничего не говорит о вашей личности. Точка. 

Избавиться от этой идеи – значит, понять, что у вас никогда не было тела, «доставшегося по ошибке». Это всегда было ваше тело, справлявшееся по мере возможностей со своими функциями – вы читали этими глазами, вы ходили этими ногами. Вы были собой от макушки до пят.
опубликовано econet.ru

 

Автор: Софья Егорова

 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Искусство жизни состоит не только в том, чтобы сесть на подходящий поезд, сколько в том, чтобы сойти на нужной станции Андре Зигфрид
    Что-то интересное
      Больше материалов
      Больше материалов