Хотите в своей области добиться успехов, сравнимых с достижениями Азимова? Тогда стоит присмотреться к приёмам писателя и внедрить их в свой рабочий процесс.
Мне всегда было интересно, как творческие люди материализуют свои гениальные идеи.
Где, к примеру, писатели берут сюжеты книг, которыми зачитываются миллионы? Как они умудряются не потерять вкус к творчеству, когда оно превращается в ежедневный монотонный труд? Как они проживают спады? Как работают с сомнениями?
Недавно я прочитала эссе Чарльза Чу, в котором он проанализировал автобиографию писателя Айзека Азимова — одного из столпов мировой научной фантастики, автора сотен книг.
Мне показалось, что шесть методов стратегии писателя, которые рассматриваются в этом исследовании, полезны не только людям, работающим со словом, но и каждому из нас.
Откуда черпать идеи? Как бороться с творческим кризисом и преодолевать страх? Как победить перфекционизм и воплотить идею в жизнь? Хотите в своей области добиться успехов, сравнимых с достижениями Азимова? Тогда стоит присмотреться к приёмам писателя и внедрить их в свой рабочий процесс.
Предлагаю вам свой перевод этой статьи.
Если потребуется описать Айзека Азимова одним словом, то это будет «плодовитый».
Чтобы догнать Азимова по количеству написанных романов, эссе, писем и прочих рукописей, вам потребуется выпускать полноценный роман каждые 2 недели в течение 25 лет.
Как так получается, что пока некоторые из нас реализуют 1-2 идеи за всю жизнь, Азимов воплотил столько необычайных задумок?
Чтобы разобраться в этом, я изучил биографию Азимова «Это была хорошая жизнь».
Люди не рождаются способными с детства работать над черновиками по 8 часов в день 7 дней в неделю. Айзек Азимов не исключение. Он рвал страницы, разочаровывался, терпел неудачи снова и снова, но не останавливался.
В автобиографии Азимов поделился стратегией, как никогда не исчерпать запас идей.
1. Не переставайте учиться
Азимов был не только писателем фантастом. Он получил докторскую степень по химии в Университете Колумбии, писал научные труды по физике, античной истории и даже написал книгу по Библии.
Как ему удавалось работать над таким разнообразием тем, тогда как все стремятся сузить специализацию?
В отличие от некоторых «профессионалов своего дела», Азимов не прекратил учиться и после получения степени.
«Я не смог бы написать такое количество книг, основываясь только на тех знаниях, что получил в школе. Я посвящал время самообразованию. Моя библиотека справочных материалов росла, и мне пришлось долго корпеть над ними в постоянном страхе, что я мог не правильно понять концепцию, которая человеку, разбирающемуся в предмете, показалась бы просто смехотворной».
Чтобы генерировать хорошие идеи, необходимо также поглощать хорошие идеи. Диплом специалиста — не конец, это начало.
Взрослея, Азимов читал всё…
«Это разнообразное чтение — результат отсутствия руководства, но оно оставило неизгладимый след. Меня заинтересовали 20 направлений, и все эти интересы остались и по сей день. Я написал книги по мифологии, Библии, Шекспиру, истории, точным наукам и о многом другом».
Не ограничивайтесь одной темой. Следуйте за своим любопытством. И не прекращайте инвестировать в себя.
Приятно знать, что так же, как и у меня, у Азимова случались времена ступора.
«Нередко работая над научно-фантастическим романом, я ловил себя на мысли, что сыт по горло и просто не в состоянии написать еще хоть одно слово».
Кризис — это нормально. Реакция на ситуацию — вот что отличает профессионала от любителя.
Азимов не позволял ступору остановить себя. Спустя годы он выработал стратегию…
«Я не упираюсь в чистый лист бумаги и не ломаю голову днями и ночами, если она и так пуста. Вместо этого, я откладываю роман и берусь за другой проект. Работаю над редакционной статьей, эссе, коротким рассказом или над одной из нон-фикшн книг. К тому времени, как я устаю от новых задач, голова снова способна функционировать на полную мощность и вернуться к старой задаче. Я возвращаюсь к написанию романа, и всё снова получается без титанических усилий».
Работая над этой статьей, в один момент я так разочаровался в результате, что отбросил её на две недели и занимался другим проектом. После того, как я отвлекся, работа снова пошла.
Наш мозг работает загадочным образом. Стоит нам отвлечься, заняться другим проектом и намеренно игнорировать что-то, как наше подсознание находит почву для развития идей.
Представителям творческих профессий — предпринимателям, писателям, художникам знаком страх, связанный с воплощением идей. Как только мы реализуем идею, она уже навсегда открыта для критики миллионов людей.
Иногда, после того как я опубликую статью, я так нервничаю, что избегаю комментариев и даже электронной почты.
Этот страх — злейший враг креативности. В книге «Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить» Стивен Прессфилд дает имя этому страху — сопротивление.
Азимов тоже знаком с сопротивлением.
«Писатель обязан преодолевать неуверенность по мере того, как он пишет. Это предложение, что я только что написал, имеет смысл? Это лучшая форма, выразить то, что я хотел? Будет ли это звучать лучше, если написать по-другому? Именно поэтому, писатель часто пересматривает свою работу, что-то меняет, что-то сокращает и всегда примеряет разные способы выразить мысль. И насколько мне известно, никогда не бывает полностью удовлетворен».
Неуверенность в себе — враг.
Я сам — неумолимый редактор. Эту статью я переделывал, наверное, дюжину раз и всё равно не доволен результатом. В один момент необходимо остановиться, иначе материал никогда не будет опубликован.
Страх быть отвергнутыми делает нас перфекционистами. Но этот перфекционизм — ракушка. Мы используем её только, когда нам тяжело. Она дает чувство безопасности… Безопасность за счёт лжи.
Правда в том, что у всех нас есть идеи, маленькие семена творчества. Разница между нами и Айзеком Азимовым в том, что мы отвергаем идеи даже не попытавшись реализовать их.
В конце концов, отсутствие идей означает, что мы не потерпим неудачу.
Азимов был противником перфекционизма. Пытаться сделать все идеально с первого раза, как он говорил, — большая ошибка. Сначала займитесь основами.
«Подумайте о себе, как о художнике, который сначала делает набросок, чтобы ясно представлять композицию. Потом берется за цвета, баланс и всё остальное. Сделав это, наступает время для тонкостей».
Не пытайтесь написать Мону Лизу за один присест. Снизьте планку. Сначала сделайте пробный продукт, набросок или сырой макет.
В то же время, Азимов говорит о том, как важна уверенность в себе.
«Писатель не имеет права погрязнуть в сомнениях относительно качества своего письма. Он должен любить то, что пишет. Я люблю».
Верьте в то, что вы создаете. Это не значит, что надо делать лучший в мире продукт каждый раз, садясь за дело. Настоящая уверенность выражается в попытке расширить границы, терпеть неудачи и при этом иметь силы подняться.
Мы терпим неудачи, боремся. И поэтому одерживаем победы.
Как средство борьбы с перфекционизмом Азимов рекомендовал больше творить.
«К тому моменту, когда книга поступает в магазины, писателю некогда беспокоиться о том, что её не примут или будут низкие продажи. К этому моменту он уже продал несколько книг и работает над новыми. И это всё, что его беспокоит. Такой рабочий поток поддерживает душевное спокойствие».
Если каждую неделю вы выпускаете новый продукт, то вам попросту некогда зацикливаться на неудачах.
Поэтому я стараюсь писать несколько статей в неделю, вместо того, чтобы фокусироваться на создании одной, но «идеальной».
Многообразие — страховка для вашего разума.
Писатель и друг Азимова как-то спросил его: «Откуда ты берешь идеи?»
Азимов ответил: «Думаю, и думаю, и думаю до тех пор, пока не готов убить себя… Ты думал, идеи достаются легко?»
Много ночей он провёл наедине с собой. Никто не говорит, что находить идеи легко. опубликовано econet.ru
Автор перевода: Лера Петросян
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий