Подпишись

Будущее электромобилей

Хватит ли энергии для подзарядки все растущего числа электромобилей?

Февральская публикация исследования транспортной администрации Большого Лондона (Transport for London) омрачила мечту о всеобщем благе, которое должно наступить с переходом всего пассажирского транспорта на электропитание. Это вызовет, гласит исследование, перегрузки энергосетей, а для зарядки всех электромобилей Лондону потребуется 7–8 гВт∙ч в год. 
 

Будущее электромобилей

Ровно столько электроэнергии производят два «средних» реактора. Ну а если перевести на электричество транспорт всей Британии, то для «прокорма» электромобилей придется построить 20 реакторов. Иначе электроэнергии просто не хватит. 

Автору статьи не удалось ознакомиться с этим исследованием. Но его выводы подозрительно напоминают предсказания начала ХХ века. Если вы помните, тогда всерьез утверждали: стремительное развитие городского транспорта непременно приведет к тому, что лондонцы станут ходить по колено в навозе. Так что, пытаясь заглянуть в будущее, ограничимся разумными и методически корректными прогнозами. 

А для экономии места обозначим электромобили аббревиатурой EV (Electric Vehicle). 


МЭА: потребитель голосует за электромобили 
Международное энергетическое агентство в своем докладе World Energy Outlook 2016 замечает, что мировой парк EV в 2015 году достиг 1,3 млн — почти вдвое больше, чем в 2014 году. 

Заметим, что в этих подсчетах не учтены сверхпопулярные в Индии и Китае электрические и гибридные двухколесники, парк которых исчисляется миллионами. В 2013 году на дорогах Китая насчитывалось 180 млн электробайков, а в 2016 году продажи электрических двухколесников в Азиатско-Тихоокеанском регионе составили 32,8 млн шт. 

Чтобы EV стали по-настоящему массовым товаром, считает МЭА, нужны следующие условия: 

  • правительство принимает меры для стимулирования снижения затрат;
  • производители смиряются с падением прибылей;
  • покупатели готовы платить за электромобили больше, чем за автомобили с ДВС;
  • стоимость батарей радикально снизилась.

С ценами на батареи — они составляют треть стоимости электромобиля — все отлично: в 2015 году они упали на 35 %. Дело идет к тому, считают аналитики Bloomberg New Energy Finance (BNEF), что несубсидированный электромобиль уже за шесть лет станет таким же доступным, как его предок с двигателем внутреннего сгорания. То есть он выйдет на массовый рынок, причем к 2040 году электромобили для дальних поездок будут стоить менее $22 000, а 25 % новых автомобилей будут подзаряжаться от электросети. 

Правительственная поддержка EV и поощрение выбора потребителей в их пользу далеко не повсеместны. Но нет сомнений, что если регулирование топливной экономичности и выбросов станет более жестким, а финансовое стимулирование производителей и потребителей — более щедрым, то, по амбициозному сценарию МЭА, к 2040 году мы увидим на дорогах примерно 715 млн электромобилей, а потребление нефти соответственно сократится на 6 млн баррелей в день. 

Итак, рост продаж EV в 2015 году составил около 50% (МЭА), а в 2016 году — даже 60% (BNEF). Именно такой рост продаж до 2020 года — по 50–60% в год — прогнозирует Tesla; такими же темпами росли продажи знаменитого Ford Model T, выжившего с рынка гужевой транспорт в 1910-х годах. Для сравнения можно привести цифры ежегодного роста продаж солнечных панелей (50%) и светодиодных электроламп (140%). 

Все это доказывает, что мы имеем дело не с кратковременной модой, а с масштабным технологическим сдвигом, к которому лучше бы приготовиться. Вспомним еще один прогноз, он же пример недоучета скорости перемен в обществе и технологиях: когда в 1909 году юрист Генри Форда решил стать совладельцем автомобильной компании своего знаменитого клиента, президент Мичиганского сберегательного банка отговаривал его: «Не делайте этого. Лошади будут всегда, а автомобили — всего лишь временная причуда». 

Согласно основному сценарию развития, разработанному МЭА, число EV превысит 30 млн к 2025 году и достигнет 150 млн в 2040 году, тем самым снизив спрос на нефть примерно на 1,3 млн баррелей в день. Тем не менее, полагает МЭА, зависимость спроса на электроэнергию от электротранспорта — особенно на фоне прогноза резкого роста общего энергопотребления — останется незначительной. 
Ах, да, нефть… Знайте же, что электромобили, помимо прочих несчастий, грозят миру нефтяным пиком, то есть снижением потребления нефти. 


Пик потребления нефти? 


По сообщениям СМИ, компании Tesla, Chevy и Nissan планируют в ближайшие годы начать продажу дальнемагистральных автомобилей по цене около $30 000. Не исключено, что к 2020 году некоторые модели станут дешевле своих собратьев с двигателями внутреннего сгорания (а пахнуть будут лучше). Как этот технологический сдвиг повлияет на спрос на нефть? Снизится ли он настолько, чтобы привести к очередному нефтяному кризису? 

Сегодня электротранспортные средства (в том числе и комбинированные, в которых есть и ДВС, и батареи) составляют десятую часть процента мирового авторынка. Их редко увидишь на улицах, и они все еще существенно дороже своих бензиновых и дизельных аналогов. OPEC, Exxon и Conoco полагают, что EV к 2040 году составят всего один или два процента глобального автопарка. Того же мнения придерживаются многие топ-менеджеры глобальных нефтяных корпораций. 

Последние в своих прогнозах опираются на общепринятые представления и житейскую мудрость: «Поспешай медленно и не слушай фантазеров». Они исходят из общей стоимости владения EV (техобслуживание, затраты на топливо или, в нашем случае, на подзарядку батарей и стоимость самих батарей). 

Возможно, аналитики и преувеличивают, полагая, что уже в 2023 году из-за роста числа EV спрос на нефть снизится на 1,3 млн (МЭА) или 2 млн (BNEF) баррелей в день. Но тем, кто помнит причины перенасыщения нефтяного рынка в 2014 году, отозвавшегося падением нефтяных цен вдвое, этот прогноз преувеличением не покажется. 

Будущее электромобилей

Впрочем, ежегодный рост продаж новых EV на 50–60 % наверняка долго не продержится, и агрессивный прогноз о снижении дневного спроса на нефть нуждается в корректировке. К тому же интерес массового покупателя диктуется в основном ценой. А это значит, что стоит мониторить цены на компоненты EV, дабы понять, когда они упадут достаточно, чтобы заманить покупателя среднего автомобиля. Аналитики называют переломным в этом отношении 2028 год. Это консервативный вариант прогноза. 

Скепсис производителей нефти основан еще и на отсутствии достаточного числа станций быстрой зарядки батарей, и на общей неготовности энергосетей, которая будет сдерживать дальние поездки EV. Также многое будет зависеть от продаж EV в Китае и Индии. А рост спроса на нефть в развивающихся странах — особенно если нефтяные цены продолжат падение — может перевесить негативное влияние EV. 

Где взять энергию? 


Сегодня можно сказать одно: никто не знает, сколько людей в будущем станут пользоваться EV и как именно. Но ясно, что с ростом продаж электромобилей инфраструктура электроэнергетики будет меняться. 

Верно и обратное: если инфраструктурные изменения будут отставать от продаж и сети начнут испытывать перегрузку, спрос на EV снизится, а потребители, устав от неудобств, вернутся к традиционному автомобилю. Вероятно, временным выходом может стать гибридный транспорт, множество моделей которого доступны уже сегодня. 


Но у роста числа электромобилей есть и другая сторона: где взять энергию для зарядки огромного парка EV? Если исходить из прогноза BNEF, то к 2040 году они потребят 1900 тераватт-часов электроэнергии. Это 10 % мирового производства электроэнергии в 2015 году. 

Есть и другие мнения. Северные страны известны и приверженностью к «зеленым» решениям, и высокой мобильностью населения, и числом продаж электромобилей. Ученые этих стран давно занимаются проблемой энергопотребления и инфраструктуры для EV. 

Будущее электромобилей

Так, журнал Energy опубликовал статью, в которой рассматривается стороцентный перевод на электричество пассажирского транспорта Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции к 2050 году*. Автор статьи утверждает, что потребление электроэнергии вырастет максимум на 7–7,5 %, то есть «всего» на 30 тераватт-часов в год. При этом «глупая» модель зарядки батарей дает пиковые нагрузки утром и вечером, а «умная», основанная на спрогнозированной на день вперед спотовой цене, дает рост потребления в периоды низких цен, то есть ночью. 

Вне зависимости от преобладания той или иной модели, рост потребления электроэнергии предполагается покрывать биоэнергией, атомной энергетикой и небольшим импортом электроэнергии (пусть даже из ископаемого топлива, но произведенной в других, соседних странах). 

Исследователи из Нидерландов не стали рассматривать вариант стопроцентного перевода пассажирского транспорта на электричество и ограничились 30% «проникновения» электромобилей в повседневную жизнь**. По их расчетам, в этих условиях национальная нагрузка в пиковое время вырастет на 7%, а в домохозяйствах — на 54 %, что превышает возможности существующей инфраструктуры распределения энергии. Если же заряжать автомобили в ночное время, национальная нагрузка вырастет на 20%. 

Подведем итог. Потребление электроэнергии будет расти, причем основной рост, по прогнозу МЭА, придется на страны, не входящие в ОЭСР. В основном это страны Азии и Африки. При этом точной цифры роста энергопотребления, приходящейся на электромобили, МЭА не называет. Слишком много неизвестных в уравнении «число электромобилей — потребление энергии», слишком много факторов, в числе которых и стремительный рост энергопотребления, и меняющаяся на глазах энергоструктура, и степень готовности инфраструктуры для EV. 

Еще два неизвестных в этом уравнении — рост числа беспилотных автомобилей и обмен услугами по типу Uber и LYFT. Рост предложения этих услуг может к 2040 году увеличить рыночную долю EV среди новых автомобилей до 50%. 

В любом случае электромобили не «съедят» людей. И прогноз уважаемой Transport for London, ведающей перевозками жителей 10-миллионного Большого Лондона, едва ли имеет отношение к действительности. Зато он стал поводом поговорить о прогнозах, электромобилях и страшилках для взрослых. опубликовано econet.ru 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Не бойтесь кого—то потерять. Вы не потеряете того, кто нужен Вам по жизни. Теряются те, кто послан вам для опыта. Остаются те, кто послан Вам судьбой. Фридрих Ницше
    Что-то интересное