Дом

Хосе Антонио Марина: Почему глупыми бывают даже интеллектуалы

Какова природа глупости? Какую угрозу она представляет для общества? И самое главное, каких ошибок разума следует избегать, чтобы не прослыть глупцом?

На эти и другие вопросы отвечает испанский писатель, философ и психолог Хосе Антонио Марина в своей книге «Поверженный разум. Теория и практика глупости».

Хосе Антонио Марина: Почему глупыми бывают даже интеллектуалы

 

 

Изучение теории разума невозможно без обращения к обратной стороне явления — теории глупости. Марина называет глупость чрезвычайно заразной болезнью нашего времени, которая должна быть изучена не менее тщательно, чем СПИД. Если бы теорию глупости преподавали в школах и университетах, это принесло бы огромную общественную пользу и позволило избежать глобальных мировых катастроф. Но вот уже сотни лет человечество наступает на одни и те же грабли, из раза в раз повторяя ошибки своих предшественников.

В  классическом понимании разум определяется как способность мозга эффективно использовать усвоенную информацию для решения новых задач. Но подчас он не справляется с этой функцией и выбирает неверный путь. В таких случаях идет речь об ошибках разума (такой эвфемизм выбирает Марина для слова "глупость"), классификации которых и посвящена книга философа.

 

Когнитивные ошибки

Зачастую мыслить рационально нам мешает слепая убеждённость в самых невероятных утверждениях. Все может начинаться с банальных заблуждений бытового характера и приобретать впоследствии разнообразные критичные формы. Конечно, речь идёт не о патологиях, это всё-таки область исследования психиатрии. Но, тем не менее, когда в работу мозга вмешиваются когнитивные ошибки, и у больного, и у здорового включается схожий механизм отрицания. Никакие рациональные доказательства не могут убедить человека в его неправоте.

В нормальном состоянии приходить к логичным, взвешенным выводам нам мешают суеверия, догматизм и фанатизм.

Люди склонны интерпретировать события так, как им диктуют их предубеждения:

  • расисты винят во всех убийствах чёрных,
  • гомофобы видят на пустом месте гей-пропаганду,
  • радикалы расценивают действия правительства как исключительное зло.

 

Однако предубеждения владеют умами даже в тех социальных сферах, где, казалось бы, это недопустимо.

В 1982 году психологи Питерс и Чечи провели скандальный эксперимент: они отобрали 12 статей ведущих американских исследователей психологии, опубликованных в научных журналах. А потом, изменив имена ученых и названия университетов, в которых они работают, отправили те же тексты в те же самые издания. В результате только три статьи были приняты к рассмотрению. Редакторы остальных девяти журналов сообщили, что «статьи не обладают достаточными достоинствами, необходимыми для публикации».

Близки к предубеждениям и суеверия — многие поддаются влиянию этих мёртвых недоказуемых верований просто потому, что «так принято». Догматизм неуязвим к критике, а фанатизм объединяет в себе все перечисленные когнитивные ошибки, добавляя к ним крайне опасные элементы: «претензию на владение абсолютной истиной и призыв к действию».

Хосе Антонио Марина: Почему глупыми бывают даже интеллектуалы

 

 

О том, как умный человек может глупо использовать свой разум

Эта история потрясла юридическое сообщество Соединённых Штатов. Сол Уочтер, верховный судья штата Нью-Йорк и председатель апелляционной комиссии, весьма уважаемый коллегами за разумность своих решений по вопросам, связанным со свободой слова, гражданскими правами или случаями эвтаназии, был признан виновным в тяжком преступлении и заключен в федеральную тюрьму.

А оказался он там вот почему. Любовница покинула его, и судья Уочтер в течение тринадцати месяцев атаковал женщину бранными письмами и телефонными звонками, в которых непристойные оскорбления перемежались угрозами похитить её дочь. Мы сталкиваемся с примером жизненного парадокса: умный человек перечеркивает всю свою достойную жизнь совершенно нелепым поведением.

 

Аффективные ошибки

Разум является удачной комбинацией знаний и эмоций. Этот тезис возвращает нас к понятию эмоционального интеллекта, получившего широкое распространение в 90-х годах XX века. По сути, Марина пользуется схожими критериями для оценки эмоционального разума. «Человек разумный» разбирается в природе собственных чувств, умеет их контролировать, способен к самомотивации, понимает чувства других и выстраивает с этими другими благоприятные отношения.

Но когда мы избираем деструктивный аффективный стиль поведения, наш разум терпит очередное поражение. Мы оказываемся неспособны адекватно оценить реальность, светлое будущее кажется нам недостижимым, а настоящее — тяжким и гнетущим.

Любой человек, испытывавший любовную привязанность, понимает, как сложно бывает подчинить эмоции разуму.

То же самое относится и к таким эмоциональным проявлениям, как ярость, гнев, обида, зависть, ревность, ненависть.

Интересно другое — насколько сильным оказывается разрушительный потенциал такого, казалось бы, безобидного явления, как скука: «Специалисты знают, что неспособность освободиться от неё или терпеть её чаще всего и приводит к употреблению наркотиков. Судя по всему, именно скука — виновница большей части перестрелок, случающихся в США; она же является причиной бесчинства болельщиков или уличного вандализма и других опасных деяний».

Удивительно то, что мы сами вырабатываем эти негативные установки и делаем их частью нашего повседневного мышления, разум усваивает это и формирует привычку. Проще говоря, мы сами осложняем себе жизнь. В то время как способность наслаждаться жизнью — главный критерий разумности, считает Марина.

Хосе Антонио Марина: Почему глупыми бывают даже интеллектуалы

О глупых обществах

Испания начала XIX века кричала «Да здравствуют цепи!», французское общество аплодировало неистовой алчности и безумным завоевательским планам Наполеона, немецкое общество восторгалось Гитлером и позволило заразить себя его безумием. Передовое индустриальное общество, создающее экономику, которая непоправимо губит природу, <…> или глобализация, которая увеличивает пропасть между богатыми и бедными странами, — всё это примеры заблуждений коллективного разума.

 

Ошибки коммуникации

 

Здесь существуют две группы:

  • ошибки внутренней речи,
  • ошибки в разговорах с окружающими.

 

В первом случае речь идет о неспособности к самоанализу и рефлексии, и тогда человек живет под давлением невыраженных эмоций, природа которых ему неясна. Неспособность познать себя имеет и другую крайность, когда в психические процессы включается избыточный анализ, и бесконечное повторение одних и тех же истин блокирует нормальную работу разума.

Успешная коммуникация с другими людьми также осложняется несколькими факторами: мы можем неправильно интерпретировать слова собеседника или, поддавшись «речевому автоматизму», увести разговор совсем в ненужное русло. На наше восприятие речи другого могут влиять и гендерные стереотипы (коммуникация мужчин и женщин — вообще отдельный феномен). Но самой главным промахом разума в этом блоке ошибок я бы назвала умалчивание. Знаете те семейные пары, которые живут вместе, но годами не разговаривают друг с другом? Счастливыми их точно не назовёшь.

О том, что разумные мысли становятся глупыми, когда озвучиваются в глупых обстоятельствах

Некоторое время назад в одной немецкой газете было напечатано жалобное письмо некоего инженера, который разрабатывал печи крематориев для нацистских лагерей смерти. Он жаловался на то, что никто так и не оценил техническое качество его разработок. Ведь уничтожить быстро и эффективно миллион или несколько миллионов человеческих тел не так уж легко. Процесс уничтожения человеческих останков должен был быть непрерывным, быстрым и дешевым. Как вам нравятся претензии немецкого инженера?

 

Поверженная воля

Разум терпит неудачи и в тех случаях, когда мы проявляем слабость характера и неспособность прилагать усилия в достижении целей.

  • Вы думали, что нерешительность и непостоянство делают вас обаятельными?
  • Или наоборот, восхищаетесь импульсивными людьми за их умение добиваться своего здесь и сейчас?
  • Или избираете прокрастинацию как стиль жизни, потому что верите в преображающую силу завтрашнего дня?

 

Марина не оставляет нам возможности наслаждаться подобными проявлениями характера и объединяет их в ещё одну группу ошибок разума. Здесь же и наши зависимости, слабая мотивация, невосприимчивость к поиску новых решений и другие человеческие слабости, связанные с недостатком воли.

«Поверженный разум» не претендует на звание уникального научного исследования — все описываемые автором феномены мышления давно известны в мире психологии и когнитивистики. Однако то, что делает книгу интересной для массового читателя — это те абсурдные, невероятные, причудливые примеры, которые Марина включает в текст для иллюстрации проявлений человеческой глупости на протяжении всей нашей истории. опубликовано econet.ru

 

Автор: Сюзанна Кузнеченко

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг. Артур Шопенгауэр
    Что-то интересное
      Больше материалов
      Больше материалов