Все дети из поколения в поколение с неизменным азартом крутят в руках детали конструктора и строят из них модели новых миров. Как это делали их предки и предки предков, и первые люди на Земле.
От правильного ответа на любой вопрос наших детей отделяет поисковая строчка в гугле. С 6-7 лет они ловко «серфят» в интернете, общаются смсками и в чатах, заводят первые аккаунты в социальных сетях. И мы справедливо за детей боимся.
Нам кажется, что если отнять у них все гаджеты, смартфоны и планшеты, они не смогут и малой части того, что в их возрасте умели мы. Ведь мы были другими: больше гуляли, много общались вживую, меньше смотрели телевизор, в поисках информации обращались к книгам. С одной стороны, может показаться, что между нами пропасть.
С другой стороны, нам вполне по силам от одного поколения к другому проложить мостик. Из конструктора.
Скорее всего, при упоминании конструктора вы засмеялись и решили: «Ну что за ерунда!». Но вы вспомните сами: любили ли вы в том своем невиртуальном детстве мастерить что-то из деталей конструктора? А что про ваших детей? В их виртуальном детстве с множеством девайсов играют ли они в конструкторы с тем же увлечением, что и вы когда-то? В большинстве случаев ответ будет положительным, и вот что из этого следует. Если ребенок увлеченно моделирует и конструирует – он справится с любой исследовательской задачей (даже если вы отберете у него гаджеты). Но мы опять забегаем вперед.
Кто из современных родителей готов подписаться под словами: «Воображение важнее знания. Воображение ‒ это все. Оно способно показать нам заранее, как будут развиваться события»? Это изречение принадлежит лауреату Нобелевской премии по физике Альберту Эйнштейну и относится к 1929 году. Почти 90 лет назад великий ученый подсказал всем нам, что в попытке укомплектовать мозг ребенка ячейками энциклопедической информации или в страхе перед технологическим прогрессом мы часто упускаем из виду главное преимущество, которым по умолчанию обладает каждый ребенок. Воображение как навык, как рабочий инструмент, присущ любому дошкольнику. Для того чтобы не растерять прирожденную детскую креативность и фантазию, нужно и дома, и на протяжении всех лет обучения в школе создавать ситуации развития творческих способностей. Если по-простому, то проводником воображения сквозь тернии шаблонных знаний и пугающий родителей «белый шум» интернета может стать всем знакомая игра в уже упомянутый конструктор. Конструирование и моделирование, умение анализировать, разбивать на части и мысленно создавать новые, а потом и реальные объекты приводит к формированию инженерного мышления, а именно, познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и использование новых технологий.
Тут вы решите возразить, что все это прекрасно в теории, но, к примеру, в школах от детей сейчас требуется стандартный набор знаний, соответствие нормативам, выполнение в срок учебной программы. Все это, помноженное на виртуальный суррогат социальной активности, заставляет тлеть огонек фантазии, творческого мышления, нешаблонного видения. В конце концов, тот же Эйнштейн говорил: «Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов». Как в эту формулу вписать конструирование, и что из этого может получиться?
Вы будете правы: российская система образования не может удариться оземь и в один миг обернуться, к примеру, новаторской финской, где отменяют привычный формат преподавания, смешивают предметы, вводят игровую и проектную среду. Но и в наших реалиях уже делаются робкие шаги к воспитанию в детях качеств, которые позволят им не растеряться в нештатных ситуациях и заново изобрести велосипед, если вдруг случится апокалипсис, и весь технологический прогресс обнулится (помните, тот сценарий, когда мы боимся, что наши дети не справятся без девайсов?). Или, напротив, те же самые качества позволят подрастающему поколению совершить прорыв в будущее и придумать портал для путешествий по Вселенной.
Прозвучит парадоксально, но здесь не требуется глобальная революция. Это воспитание креативных качеств возможно осуществить в рамках дополнительного образования - в кружках и секциях. Уже сейчас для школ разрабатываются экспериментальные программы, в основу которых заложены конструирование, моделирование и проектирование. Конечно, гарантом креативности выступит не любая сборная игрушка. В образовательных программах используются конструкторы, обеспечивающие пространственное моделирование и проектирование. Методики проходят предварительное тестирование и согласование с институтами, по ним проводятся пробные занятия на различных учебных и альтернативных площадках. Специальную дополнительную подготовку получают и педагоги, собирающиеся впоследствии преподавать уроки творческого конструирования, - в частности, в первом «Педагогическом STEM парке» при Московском городском педагогическом университете (МГПУ) в Москве.
В ходе специальных курсов для детей их учат не столько сборке моделей, сколько универсальному навыку находить правильные решения и превращать их в конструктив, моделировать объекты окружающего мира, придумывать конструкцию, структуру, композицию, правила игры, сценарии и сюжеты. По словам изобретателя трехмерного конструктора "Фанкластик", на основе которого разработана образовательная программа для детей 7-12 лет, и выпускника МГТУ им. Баумана Дмитрия Соколова, подобные методики в полной мере отвечают запросам на креативное мышление из ближайшего будущего. «Конструктором «Фанкластик» уже оснащают классы российских образовательных учреждений, - отмечает Соколов.
Предварительно его апробировали в московских школах, коррекционных и математических классах. Трехмерное моделирование используют нейропсихологи на занятиях с детьми, в начальных классах школы вводят уроки конструирования с использованием конструктора.
Три года назад изобретатель Дмитрий Cоколов впервые привез свой конструктор в школу 2086. Изобретение было с восторгом встречено и взрослыми, и детьми. Идею подхватил учителя технологии и так в начальной школе началась работа с конструктором. Опыт этой школы является абсолютным подтверждением того, что с помощью конструктора можно сделать множество авторских моделей, что, по сути, является инженерным искусством, основой инженерного образования.
Через какие-то мимолетные «дцать» лет наши внуки будут телепортироваться, нанимать роботоняню своим детям, отправляться на выходные посмотреть земляничные закаты в небе Марса, в их резюме будет значиться красивое «роботехник», «специалист по галактических языкам», а быть может и «изобретатель вечного двигателя».Но все они из поколения в поколение с неизменным азартом будут крутить в руках детали конструктора и строить из них модели новых миров. Как это делали их предки, и предки предков, и первые люди на Земле.
Автор: Анна Куусмаа
P.S. И помните: всего лишь изменяя свое сознание, мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий