Книга лауреатов Нобелевской премии по экономике Джорджа Акерлофа и Роберта Шиллера
Рыночная экономика — сложная штука, поэтому нам всем необходимо уметь защищаться от манипуляций и обмана со стороны тех, кто использует уязвимости свободного рынка.
Рыночная экономика устроена так, что удовлетворяет потребности людей. Многие из нас склонны играть по правилам и всего лишь стремятся обеспечить себе достойную жизнь. Тем не менее конкурентное давление неизбежно заставляет бизнесменов прибегать к манипуляциям и обману на свободном рынке, в результате мы сильно переплачиваем, покупаем товары, которые нам не нужны, выполняем бессмысленную работу, а потом удивляемся, почему в нашей жизни всё пошло не так.
Именно об этом написана книга лауреатов Нобелевской премии по экономике Джорджа Акерлофа и Роберта Шиллера «Охота на простака. Экономика манипуляций и обмана».
Что такое фишинг?
В экономической системе есть множество ловушек. Они так искусно замаскированы и настолько распространены, что, согласно теории вероятности, все мы рано или поздно попадём на крючок мошенников, даже если будем очень аккуратны и осмотрительны в своём экономическом поведении.
Когда мы попадаемся на крючок мошенников, это и называется «фишинг». Нам забрасывают блестящую леску с наживкой, а мы её заглатываем.
(источник: Wiki)
Согласно Оксфордскому английскому словарю, слово «фишинг» появилось в 1996 году, одновременно с распространением интернета. Этот же словарь трактует фишинг как «интернет-мошенничество, направленное на получение персональных данных пользователей». Заниматься фишингом — значит «выуживать» конфиденциальную информацию обманным путём (например, выступая от имени уважаемой компании).
Авторы книги Джордж Акерлоф и Роберт Шиллер стремятся дать фишингу новое, более широкое определение. Они исходят из того, что криминальный характер — лишь один аспект фишинга; в их понимании фишинг — это нечто гораздо более масштабное и имеющее давнюю историю.
Фишинг — это умение заставлять людей совершать в интересах фишера (мошенника) действия, не отвечающие их собственным интересам.
Кто такой простак?
Простак — это человек, который по какой-то причине заглатывает приманку. Существует два вида простаков: психологические и информационные.
Для первого характерно преобладание эмоций над здравым смыслом, а у второго вида когнитивные предубеждения, подобно оптическому обману, приводят к искажению реальности, заставляя его действовать на основе этого ложного толкования.
В качестве примера авторы книги рассказывают историю девушки Молли из Лас-Вегаса. Она типичный эмоциональный простак: девушка прекрасно осознает свою проблему, но ничего не может с собой поделать.
Американские фермеры не прочь испытать удачу, отдав немного денег игровому автомату. Ну совсем чуть-чуть.(источник: Wiki)
Молли состоит в Обществе анонимных игроманов в Лас-Вегасе. Она рассказала психологу об аспектах своей зависимости и показала это на рисунке, где девушка изображена, как одинокая фигура, стоящая возле игрового автомата, со всех сторон окружённая (как будто в ловушке) кольцевой дорогой, соединяющей шесть самых важных мест в жизни Молли: гостиничный комплекс MGM Grand, где она работает менеджером по бронированию; три точки с игровыми автоматами, где она чаще всего играет; сайт анонимных игроманов, где она пытается побороть свою страсть; и сайт, на котором она подбирает лекарства, позволяющие снять тревожный синдром.
Молли отдаёт себе отчёт в своих проблемах и, направляясь к очередному автомату, точно знает, что проиграет, но она не в силах справиться с влечением. Погрузившись в любимое занятие, женщина чувствует полное одиночество, а действовать нужно быстро и непрерывно. Тут Молли попадает в мир, который называет «зоной».
Нажать красную кнопку. Зажигаются огоньки, начинается представление. Она выигрывает или проигрывает. Нажать красную кнопку ещё раз. И ещё раз. И ещё... Снова. И снова. И снова... до тех пор, пока не закончатся деньги.
В Лас-Вегасе таких Молли тысячи. Около десяти лет назад смерти от инфарктов прямо в игровых залах стали такими частыми, что казино сформировали собственные медицинские бригады. Они успевали подбежать с дефибрилляторами к игрокам и спасали их от смерти. На одном из видео подобного экстренного случая видно, как в то время, когда группа медиков пытается восстановить сердцебиение одного из игроков, остальные невозмутимо продолжают играть, хотя несчастный буквально валяется у них под ногами.
Люди готовы тратить деньги на удовольствие и адреналин, рискуя целым состоянием.(источник: Кадр из х/ф «Карты, деньги, два ствола» (1998))
В отличие от эмоциональных, когнитивные (информационные) простаки исходят из информации, которая преднамеренно сфальсифицирована, чтобы ввести их в заблуждение. Примером простаков этого типа могут служить акционеры компании Enron, экономический подъём которой основывался на использовании сфальсифицированного бухгалтерского отчёта.
«Consume»
Но чтобы попасться на удочку фишеров, вам необязательно быть игроманом из Лас-Вегаса или членом совета директоров нефтяной корпорации. Даже в богатых странах большинство взрослых людей, ложась спать, беспокоятся об оплате счетов. Рыночная экономика работает так, что в самые эмоциональные моменты нашей жизни мы забываем про свои тщательные расчёты, бюджеты, долги и бросаемся в омут импульсивных покупок. Причиной может быть Новый год, рождение ребёнка или свадьба.
Ради таких моментов мы можем отказаться от рациональности и тратить деньги, как будто живём последний день. Предпринимателям удаётся продать нам продукты, которые выгодны им, а не нужны нам.
Мы забываем про счета, а потом не можем из-за них спокойно спать.
Никому не хочется быть ограбленным, и всё же нас грабят даже при совершении самых продуманных покупок в жизни. Так у нас появляется две машины, слишком большой дом или слишком дорогой телефон, хотя удовлетворить наши потребности могут гораздо более дешёвые и сбалансированные вещи. Примечательно, что общая сумма транзакционных издержек при покупке дома — а это одно из примечательных жизненных событий — в 30% сделок составляет свыше половины суммы, которую платит покупатель.
Вы покупаете, потому что это кому-то нужно. (источник: flickr.com)
Для кого эта книга?
Лауреаты Нобелевской премии по экономике Джордж Акерлоф и Роберт Шиллер уверены, что всем потребителям нужно проявлять бдительность и помнить о большом разнообразии хитрых способов выманивания денег. Эта книга будет полезна для государственных служащих, зачастую выполняющих неблагодарную работу по регулированию экономики. Она пригодится волонтёрам, филантропам, «лидерам мнений», отстаивающим честность в экономических взаимоотношениях, молодым людям, только вставшим на трудовой путь.
Если хотите, чтобы рыночная экономика удовлетворяла ваши потребности, а не только потребности продавцов за ваш счёт, вооружитесь знаниями против охотников за простаками.опубликовано econet.ru
Автор: Влад Чертыков
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий