Подпишись

Идеальная жизнь: обратная сторона медали

Чем сильнее мы стремимся к идеальному, тем стремительнее отдаляемся от реального. Реальной жизни. Реальных отношений. Реальных людей рядом. Реального себя.

Как различить собственные сокровища и чужой багаж, который я зачем- то тащу?

«Если к двадцати годам вы не идеалист – у вас нет сердца, а если к тридцати вы все еще идеалист – у вас нет головы» (приписывается Рэнфолду Борну)

Первый курс психологического факультета начинался с рисуночных методик. Классическая пара «Я-реальный/Я-идеальный». Мы рисовали. Например, хиленькое деревце с пятью листами и роскошный пышнокронный дуб. Или скажем, уязвимого мышонка с тонким хвостом и ленную грациозную пантеру. В целом, любопытное времяпровождение.

Мы обсуждали, анализировали с видом ученых-первооткрывателей, смаковали озарения, находя различия и пути к их преодолению. Что нужно писклявому мышу, чтобы стать грозной пантерой? Что в принципе значит быть мышью? В чем радости пантерной жизни? В чем нуждается рябинка, чтобы стать многовековым дубом? Может, ее полить чем? Как-то так начинается история еще одной утопии. Не имеющей к реальности никакого отношения.

Идеальная жизнь: обратная сторона медали

кадр из фильма " Степфордские жены"

Идеальная жизнь. Идеальный муж. Идеальная жена. Идеальный человек (а может даже сверх-человек, каждому по амбициям). Идеальный ребенок. Идеальный друг. Идеальные отношения. Вы много таких встречали? Я нет.

Более того, чем сильнее мы стремимся к идеальному, тем стремительнее отдаляемся от реального. Реальной жизни. Реальных отношений. Реальных людей рядом. Реального себя. Самого себя, проявляющего порой слабость, порой трусость и лень, стареющего, болеющего, умирающего в конце концов, но ведь реального, живого (пока что).

Конечно, лысеющий Альфонс (в данном случае случайное имя) с пивным животиком по сравнению с соблазнителем Батлером (хоть Митчеловским, хоть Голливудским) – тоска… И осознание этого в отдельных случаях помогает встряхнуться, задуматься над тем, что вас устраивает, а что нет, с чем/кем вы готовы жить и как именно, а с чем/кем жить не можете.

Но может ли коллажная картинка идеального мира стать альтернативой?

Идеальное видится как некий готовый продукт. Как свершенность, которую мы можем встретить, найти (если повезет, или если сильно молиться, если торговаться, если… Но ведь в сказках случается).

На фоне идеальной картинки действительность может показаться особенно неприглядной, жалкой, обделенной. Мы рисуем себе образ альтернативного, идеального сценария: «если бы я встретил…», «если бы был молод…», «если бы был богат…», «если бы поступил тогда на другой факультет…», «там тогда»… Но жизнь не имеет сослагательного наклонения. Не существует никаких «если бы». Есть только одна реальная жизнь, здесь и сейчас, с реальными людьми и реальными отношениями, которые мы не находим, но изо дня в день, из часа в час формируем. Как и себя самого.

И верный путь не в движении к абстрактному идеальному Я, но к конкретному потенциальному, включающего в себя не только одобряемые стороны, но и нашу собственную Тень.

Потенциальное Я – это то, кем мы действительно можем стать, то что уже сегодня мы несем внутри себя самих (пусть пока не проявленное). В отличие от идеального, к которому мы со талантами и слабостями, можем не иметь никакого отношения.

Идеальная жизнь: обратная сторона медаликадр из фильма " Степфордские жены"

Как формируются идеалы

Задумывались ли вы о природе идеала? Ну например, идеальной жизни идеальной женщины (неидеальной жизни идеальной женщины? идеальной жизни неидеальной женщины?).

Нередко идеальное – это нечто подсказанное или навязанное нам извне. Формирование идеального часто связано с понятием «правильного», например «правильно» выйти замуж, иметь детей, хорошую стабильную работу. «Правильно» иметь определенную внешность (может быть, в широком диапазоне, но все равно в каких-то рамках), определенные навыки и умения. Конечно, западный мир XXI века в целом предлагает довольно много свободы, более разнообразные вариации, чем были допустимы сто, двести, триста лет назад. Но рамки отдельно взятой семьи, где растет ребенок (например, вы) остаются вполне обозримыми. Идеальное Я формируется через родительские послания, то, что родители поощряют, а что нет. Что они считают хорошим, а что плохим. На что они дают одобрение, а что осуждают. Затем к родительской семье присоединяются взгляды воспитателей, учителей, сверстников и многих других людей и социальных институтов, в которые мы входим по мере нашего взросления. Пройдя столь долгий путь, пронеся через себя столько взглядов и мнений, становится нелегко вспомнить Кто же я на самом деле? Кто я в своем потенциале? Впрочем, как и различить, где мои собственные сокровища/тараканы, а где чужой багаж (чемодан без ручки), который я зачем-то тащу.

Но в конечном итоге, если допустить возможность вопросов и ответов после прожитой жизни, то вас не спросят: Почему ты не стал Достоевским или Гретой Гарбо?

А спросят: Почему ты не стал собой?

Этот вопрос осознанно или нет мы сами задаем себе в течение всей нашей жизни. И в случае, если не реализуем свой потенциал, испытываем блуждающее чувство вины (экзистенциальной вины за «преступление которое совершили против своей судьбы»), тяжелое, болезненное ощущение «что-то не так», «это не моя жизнь», тоску по несбыточному. Это чувство может сохраняться и в случае, если формально все хорошо, близко к «идеальному» набору, но чувство того, что все это не про меня не отступает.

Как метко заметил Ялом, искупление достигается погружением в “подлинное” призвание человеческого существа, которое есть “воля быть собой” (по Кьеркегору).

В чем отличие идеального и потенциального?

В основе идеального лежит идея. В основе потенциального лежит реальные жизненные возможности.

«Тот, кто идеей увлечён,
Тот слеп к тому, чем облачён» (П. Малахов).

Идеальное предполагает отсутствие изъянов, оно предъявляет требование совершенства. Потенциальное не претендует на это. Реальное и потенциальное соотносятся друг с другом как желудь и дуб, как ребенок и взрослый. Идеальное же может быть чем-то совершенно посторонним, чуждым реальному. Идеальное может требовать от семечки тыквы стать розовым кустом. Но семечка тыквы может вырасти лишь в тыкву: сильную или чахлую, может не вырасти совсем, однако розой ей не стать.

Идеальное почти всегда связано с социально-культурным контекстом, с внешними требованиями, ожиданиями. Смена социальной среды, жизненного контекста, культуры меняет и образ идеального.

Когда я работаю со своими клиентами, вопрос реального и альтернативного встает всегда. Человек приходит с трудностью в самых разных областях, но в конечном итоге это неудовлетворенность реальной ситуацией. Но что может быть альтернативой? Идеал? Нет. Хотя именно он чаще всего и рисуется. Утопические представления о прекрасном идеальном мире, где все хорошо, где дети всегда слушают родителей, где мужья с женами всегда влюблены в друг друга, где есть гарантии на чувства, где нет болезней, а если повезет и бессмертие. Идеальное как иллюзии. Новые иллюзии, разрушение которых вновь и вновь причиняет боль.

Альтернатива или альтернативы, потому как выходов всегда несколько (помните анекдот, даже если вас съели - выхода два) предстают как потенциальные возможности. Они неотрывны от реальности, они реалистичны, хотя и намного шире, масштабнее, смелее, чем привычная неустраивающая реальность. Потенциальные возможности это то, что у нас есть, но что мы по какой-то причине не используем. Наши запылившиеся ресурсы, наша собственная сила, которая уже есть в нас, но от которой мы почему-то отказываемся…опубликовано econet.ru

Автор: Евгения Карлин

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Каждый слышит то, что понимает. И.Гёте
    Что-то интересное