Когнитивная революция вдохновила психологов воспринимать мозг, как часть органического компьютера, а не как чёрный ящик, который никогда не будет раскрыт.
Пятнадцать лет назад произошла революция в психологии, которая изменила наше представление о разуме. Когнитивная революция вдохновила психологов воспринимать мозг, как часть органического компьютера, а не как чёрный ящик, который никогда не будет раскрыт.
Эта метафора побудила психологов исследовать центральное программное обеспечение как наши повседневные функции, открывая таким образом завесу тайны о том, как устроен мыслительный процесс, обучение, запоминание, и речевой аппарат.
Ниже представлены 10 классических когнитивных исследований в сфере психологии, которые помогли лучше понять, как устроен процесс мышления.
Без специалистов, которые повлияли на ход истории, человеческий род прекратил бы своё существование. Но как на счёт того, каким образом эксперты мыслят для достижения потрясающих результатов?
Ответ в том, как эксперты, в отличии от новичков, относятся к проблемам. Вот что Chi et al. (1981) открыли для себя, когда сравнивали что думают о проблемах физики эксперты в отличии от новичков.
Новички, как правило, застревают на том, что думают о поверхностных деталях проблемы, в то время как эксперты видят основную ее причину. Абстрактный подход к проблеме делает экспертов успешнее.
Кратковременная память на самом деле намного короче, чем многие думают. Она длится всего 10-15 секунд.
Мы знаем это благодаря исследованию классической когнитивной психологии Ллойда и Маргета Петерсонов (Peterson & Peterson, 1959), учасники которого пытались запомнить и воспроизвести строку из трёхбуквенных выражений, например FZX. Во время испытания через 3 секунды они могли вспомнить только 80% информации, а через 18 секунд - всего 10%.
Люди находят формальную логику чрезвычайно трудной и это нормально.
Вот быстрый тест для вас; не удивляйтесь, если ваш мозг перегреется:
“Вам показывают четыре карточки, разложенные на столе, каждая из которых пронумерована на одной стороне, а обратная сторона цветная. На видимой стороне двух первых карточек показывают 3 и 8, двух других - красный и коричневый. Сколько и каких карт надо перевернуть, чтобы проверить истинность следующего утверждения: если на карте изображено чётное число, то рубашка у карты красная? ”
Правильным ответом является переворачивание двух (и только двух) карт: с числом 8 и с коричневой рубашкой. Даже услышав ответ и объяснение этой задачи Уэйсона, большинство людей не верят в его правдивость. Если же вы решили эту задачу правильно, вы относитесь к меньшинству, а именно к 10% (Wason, 1968).
Наш мозг не воспринимает данный вид формальной логики.
То, каким образом вы преподносите проблему, имеет огромное влияние на восприятие её окружающими. Люди не любят рисковать настолько, что даже намёк на опасность способен заставить их бежать со всех ног.
Участникам одного опроса, проведённого Канеманом и Тверским (1981), предложили представить 600 смертельно больных людей. Болезнь подвергалась лечению, но это рискованно. Если вы решили использовать лечение, вот шансы:
«33% - шансы на спасение всех 600 больных, 66% - вероятность летального исхода» Услышав это, 72% людей ответили, что это хорошая ставка.
Затем была предоставлена иная фомулировка:
«33% - шансы, что больные не умрут, 66% - вероятность, что все умрут» …количество опрошенных, которые стали бы рисковать по такой статистике, уменьшилось до 22%!
Уникальность этого исследования в том, что обе формулировки имеют идентичную смысловую нагрузку. Всё дело в подаче информации, которая всё в корне меняет. Способ нашего мышления кардинально влияет на решение проблем.
В действительности у нас есть два вида зрения – реальное и виртуальное.
Наши реальные глаза вращаются в глазных орбитах, а виртуальные осматриваются вокруг поля зрения, выбирая объект фокусировки внимания. Люди постоянно используют виртуальное зрение: например, когда рассматривают друг друга, используя периферийное зрение. Нет надобности смотреть привлекательному человеку прямо в глаза, достаточно окинуть его взглядом искоса.
Психологи называют это "прожектор внимания" и исследование фактически измерило это движение. Это означает, что мы можем замечать вещи за долю секунды до того, как наши глаза фокусируются на чём-то одном.
Не только зрение позволяет сосредоточиться, слух также тонко устроен.
Так, если вы находитесь на шумной вечеринке, можете абстрагироваться от всех голосов, кроме голоса вашего собеседника. Или же вы можете подслушать разговор стоящих позади.
Прекрасная демонстрация этого факта была изложена в 1950 году Cherry (1953). Он сделал открытие, что люди могут различать разные голоса при чтении двух разных сообщений.
Если взять игрушечную утку и показать 12-тимесячному младенцу, а затем положить руки под подушку и оставить её там, ребёнок не заметит пропажи и будет по-прежнему смотреть на ваши руки, и с очень маленькой вероятностью заглянет под подушку. Это объясняется тем, что в этом возрасте вещи, которые ребёнок не видит, он воспринимает как несуществующие.
Как сказал известный детский психолог Жан Пиаже:
“Окружающий мир представляется ребёнку совокупностью картинок, возникающих из небытия в момент действия, и уходят в небытие по его окончанию”.
И, наконец, только спустя шесть месяцев ребёнок заглядывает под подушку; он осознаёт, что вещи, которые не находятся в поле зрения, могут продолжать своё существование. И это лишь малая толика чудес, касающаяся развития детей.
Мозг объединяет информацию из всех наших органов чувств. На этой информации основывается весь наш жизненный опыт. Этот факт блестяще доказан опытом МакГарка (McGurk & MacDonald, 1976).
Просмотрите нижеприведённый ролик BBC, чтобы увидеть эффект а полной мере. Вы не сможете поверить в это, пока не увидите самостоятельно. Ощущения действительно странные:
Иногда в наших мыслях возникают воспоминания, которые находились где-то в глубине нашей памяти и были, как нам казалось, забыты или трансформированы.
Одно из наиболее разительных исследований Элизабет Лофтус продемонстрировало, что воспоминания могут быть изменены, их даже можно внушать спустя какое-то время.
В её исследовании внушали детское воспоминание “однажды вы потерялись в торговом центре” в память некоторых людей, несмотря на то, что члены их семей утверждают ложность такого воспоминания. 50% участников исследования поддались внушению
В сознании находятся все виды когнитивных предубеждений.
David Dunning и Justin Kruger выяснили, что наиболее невежественные люди наименее осведомлены в своём невежестве. С другой стороны, по той же шкале, наиболее компетентные лучше всех знают свои недостатки. опубликовано econet.ru
Перевод Анна Сущенко
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий