Подпишись

5 произведений Януша Корчака, которые заставляют родителей задуматься

Януш Корчак - врач, писатель, педагог, основатель «Дома сирот», не бросил своих воспитанников даже в газовой камере.

5 «золотых» произведений Корчака

Януш Корчак - врач, писатель, педагог, основатель «Дома сирот», не бросил своих воспитанников даже в газовой камере. Он доказал, что его слова о любви к детям – не пустой звук.

А еще подарил всем нам свои книги. Мудрые, философские, заставляющие задуматься.

Мы выбрали 5 произведений Корчака, к которым наверняка захочется вернуться.

5 произведений Януша Корчака, которые заставляют родителей задуматься

«Как любить ребенка»

Книга пронзительная, философская и сентиментальная. Ребенок у Корчака непонят, одинок, чужд миру взрослых. Сердце сжимается от величия и одиночества детской фигуры. Из тех книг, к которым возвращаешься и делаешь пометки на полях.

Иной раз впечатлительный ребенок выдумывает, что он — подкидыш, чужой в родительском доме. Так и есть: тот, чей образ он повторил, век тому назад умер.

"Ребенок — папирус, убористо заполненный мелкими иероглифами, ты сумеешь прочесть лишь часть их, некоторые же тебе удастся стереть либо вычеркнуть и наполнить своим содержанием.

Страшный закон. Нет, прекрасный. В каждом твоем ребенке он кует первое звено в бессмертной цепи поколений. Ищи спящей частицы себя в этом твоем чужом ребенке. Может, ты и найдешь ее, даже, может, сумеешь развить".

«Несерьезная педагогика»

Книга составлена из цикла одноименных бесед по польскому радио. В ней можно познакомиться с добрым и мудрым писателем. Он, ироничный и чуткий, будто бы оживает перед глазами, о серьезном Корчак говорит с мудрой и понимающей улыбкой. Содержит живые зарисовки и практические советы.

(Корчак беседует с ребенком с трудностями в поведении): «Давай, попробуй: программа исправления и лицом к вежливости. Я уже знаю тебя настолько, насколько человек человека способен понять. Намерения у тебя благие, но ты совершаешь тактические ошибки, так что - небольшие коррективы…

Он брови нахмурил. Замечаю напряжение мысли. Сосредоточен. Слушает. Есть эффект. - Я продолжаю: - Ты уже большой и умный парень… А он вдруг перебивает: - Какой Вы хииитрый. Вы мне это гоните, чтоб я мамочку слушал. Ищите дураков. Тогда я говорю: "С возрастом рассосется. Советую оставить его в покое."

5 произведений Януша Корчака, которые заставляют родителей задуматься

«Право ребенка на уважение»

Манифест, в котором Корчак призывает уважать личность ребенка. Разбирая отдельные аспекты: уважение к его потребности в деньгах, незнанию, праву на познание.

«Уважайте неудачи и слезы! Не только порванный чулок, но и поцарапанное колено, не только разбитый стакан, но и порезанный палец, синяк, шишку — а значит, боль. Клякса в тетрадке — это несчастный случай, неприятность, неудача. «Когда папа прольет чай, мамочка говорит: „Ничего“, а мне всегда попадает». Непривычные к боли, обиде, несправедливости, дети глубоко страдают и потому чаще плачут, но даже слезы ребенка вызывают шутливые замечания, кажутся менее важными, сердят.

Слезы упрямства и каприза — это слезы бессилия и бунта, отчаянная попытка протеста, призыв на помощь, жалоба на халатность опеки, свидетельство того, что детей неразумно стесняют и принуждают, проявление плохого самочувствия и всегда — страдание».

«Лето в Михалувке»

Еврейских мальчишек из бедных кварталов отправляют на лето в деревню с воспитателями из «Общества летних колоний». О жизни лагеря и рассказывает Корчак.

Потрясающие зарисовки о детях, впервые в жизни увидевших бабочек и жеребенка. В Михалувке был справедливый суд, хранилище для мальчишеских сокровищ, неравнодушные воспитатели и бесконечное уважение к детям. Бесценный практикум от вдумчивого и чуткого педагога.

« А одного из воспитателей, как я уже говорил, уму-разуму научили овцы. Дело было так. - Идемте, дети, я вам расскажу интересную историю, - сказал как-то ребятам этот воспитатель. И ребята целой толпой, человек сто, подбежали послушать этот рассказ.

- Сядем здесь, - предлагает один. - Нет, пойдем подальше в лес, - говорит воспитатель, гордясь тем, что столько ребят идут за ним, чтобы его послушать.

И так дошли они до самой опушки, и расселись тут большим полукругом.

- Не толкайтесь, я буду говорить громко, всем слышно будет, говорит воспитатель, а сам доволен, что ребята толкаются и ссорятся, стараясь сесть как можно ближе, чтобы ничего не пропустить.

- Ну, тише, начинаю. Однажды... Вдруг Бромберг, тот самый, у которого на блузе только петли, а пуговиц ни одной, повернулся, привстал на одно колено и, глядя вдаль, объявил тоном человека, который не может ошибиться: - Вон овцы идут.

В самом деле, по дороге гнали стадо овец. Овцы шли в облаке пыли, беспорядочно толкаясь, смешные, пугливые. И ребята, все как один, сорвались с места, забыв про интересную историю, и помчались смотреть на овец.

Воспитатель остался один. В эту минуту ему, правда, было не по себе, но зато с тех пор он меньше верит в свой талант рассказчика и потому стал скромнее, а значит, и умнее. Овцы научили его уму-разуму».

«Когда я снова стану маленьким»

В этой повести-фантазии Корчак снова оказывается мальчишкой, и, благодаря помощи доброго гнома, предлагает читателям посмотреть на детскую жизнь взрослыми глазами. Вы просыпаетесь и понимаете, что снова стали ребенком, не потеряв прежнего опыта и знаний. Но в жизни ребенка, оказывается, есть не только беззаботное счастье, но и переживания, страхи и тревоги. Осознав, как иногда трудно быть ребенком, легче понять своих детей.

«Боюсь. Неприятно бояться. Если бы я был взрослый, я бы не боялся. Никто бы примеров у меня не списывал. А раз я ученик и товарищ меня попросил, не мог же я ему отказать. Он бы сразу сказал, что я эгоист, только о себе и думаю. Сказал бы, что я хитрый — хочу, чтобы учительница только меня одного хвалила…»

«А теперь мчусь так, что ветер в ушах свистит. Я вспотел, но это ничего. Хорошо, весело. Я даже подпрыгнул от радости и крикнул:

— Как здорово быть маленьким!»

«Два раза мне пришлось испытать страх: один раз, когда у меня Ковальский тетрадку взял, другой раз — с директором. А ведь с директором это еще не все, и я не знаю, как мне быть».

«Ну и натерпелся же я стыда, когда меня, как вора, за шиворот держали. Взрослого ведь никто не хватает и не трясет, когда он нечаянно кого-нибудь толкнет. Правда, взрослые осторожнее ходят, но все-таки иногда это с ними случается.»опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Каждый имеет для другого лишь то значение, какое тот имеет для него. Артур Шопенгауэр
    Что-то интересное