Подпишись

Ирина Чадеева: Школьная программа — иллюзия выбора

Экология жизни. Дети: Сегодня любой ученик уже в средней школе может выбрать предметы по душе, углубленно изучая биологию, химию...

Сегодня любой ученик уже в средней школе может (и часто должен!) выбрать предметы по душе, углубленно изучая биологию, химию, литературу и даже экономику.

Но так ли просто сделать выбор?

Спросите первоклашку, кем он хочет быть? Список профессий вряд ли окажется большим, и, скорее всего, будет находиться в рамках детских представлений о мире: лётчик, врач, моряк, учитель, продавец. Но уже в пятом классе дети чётко сопоставляют свои возможности и реальность, и с каждым годом список возможных профессий всё шире. На выбор, конечно же, влияет множество факторов (родители, друзья, интернет и телевидение), но в большинстве случаев главное место занимают школа и её учителя. 

Ирина Чадеева: Школьная программа — иллюзия выбора

Всё очень просто:

  • попался скучный, грубый учитель — и весь класс ненавидит историю,
  • а с биологией, к примеру, повезло, и глаза горят у десятка (а то и больше) учеников.

Понятно, что школьнику, чтобы сделать выбор, надо в достаточной степени познакомиться с как можно большим числом предметов. Набившее оскомину деление на физиков и лириков слишком банально, в современном мире есть множество профессий, которые находятся на стыке совершенно разных дисциплин (например, структурная лингвистика или биотехнологии).

Чем глубже и разнообразнее обучение — тем больше шансов встретить что-то своё, изменить мнение, полюбить предмет или в нём разочароваться.

Ещё 20 лет назад максимальный выбор, который могла предоставить школьная программа, — это учёба в специализированной школе. Выбор этот был не велик и включал математику, иностранный язык, биологию, физику, химию и, быть может, ещё пару менее популярных дисциплин. 

Совсем необязательно такую школу «выбирали». Чаще всего она просто оказывалась рядом с домом, а учиться в ней было престижно — хорошие знания давались обычно не только по профильным предметам, но и по всем остальным. В результате выпускники довольно-таки спокойно выбирали любые вузы и, опять-таки спокойно, в них поступали.

Сегодня всё иначе, и началось это с ЕГЭ. На мой взгляд, несколько последних лет он действительно является хорошим, справедливым и объективным инструментом для оценки знаний выпускников. Вузы это подтверждают, требуя для поступления именно результаты ЕГЭ (и в некоторых случаях результаты внутренних экзаменов). 

Собственно говоря, чтобы поступить в выбранный вуз, школьнику надо только на максимально хороший балл сдать ЕГЭ. Или стать победителем всероссийского этапа профильной олимпиады. Звучит неплохо? Так и есть.

Ирина Чадеева: Школьная программа — иллюзия выбора

В чем же проблема?

Проблема в школьном рейтинге. Хотя на первый взгляд кажется, что это универсальный измеритель качества образования, на самом деле всё не так просто.

Заложниками рейтинга становятся все. И учителя, и ученики, и родители. Родители ищут «рейтинговые» школы для поступления, веря и надеясь, что в хорошей школе — хорошее образование. 

Школе, в свою очередь, просто необходимо, чтобы её ученики «держали планку», поэтому экзамены для поступления в школу с каждым годом всё сложнее, а требования к поступающим и учащимся всё выше. 

Учителя тоже не должны сплоховать — не дай бог, средний балл в нынешнем году окажется ниже, чем в предыдущем! Это гонка не на жизнь, а на смерть, где цена ошибки слишком высока (для кого-то — разбитые мечты, для кого-то — отсутствие гранта в следующем году). Пожалуй, все её участники давно бы выдохлись, не приди кому-то в голову гениальная идея под названием «профиль».

Профиль — это выбор, который школа предоставляет ученику. Сейчас уже с пятого класса! И это настоящий квест, из которого сложно выйти победителем.

Стартуем сразу после начальной школы. Английский или математика? Выбрав одно, назад уже не вернешься! Если ты после начальной школы выбрал математику, учить английский на более глубоком уровне вряд ли сможешь. 

Через год выбор еще шире: углубленная биология, математика или история? Ещё пара лет, и история делится на историко-филологический и юридический профили, математика — на экономико-математический и физико-математический. И так далее, и тому подобное.

Вам кажется, что выбор всё больше? Но это только кажется. С каждым годом он всё уже и уже, и помните: пути назад нет! Ведь углубление в одном — всегда за счёт чего-то другого. Кто-то учит физику 5 дней в неделю, но у него всего час истории, а географии нет вовсе. Кто-то получает экономику 4 раза в неделю, лишаясь сразу и полностью физики, химии и биологии. Ученики пытаются понять, что же им больше нравится, и времени у них на это, увы, очень мало… 

Более того — чтобы сделать выбор, надо обладать достаточным набором знаний о предмете. А откуда эти знания взять, если количество часов стремится к нулю?

А школа, меж тем, только в плюсе. Ученики, которые углубленно изучают предметы, хорошо сдают ЕГЭ, а также хорошо выступают на олимпиадах. А это тот самый рейтинг, который для школы очень важен. 

Что же остается тем несчастным (а их, судя по всему, довольно много), которые не готовы определиться с выбором дела всей жизни уже в 7-9 классе? Тем, кто сначала увлекся физикой, а потом заинтересовался биологией? Кто хотел стать переводчиком, а оказалось, что химия круче? Искать школу с нужным профилем или нанимать репетитора?

Сегодняшняя ранняя профилизация, предоставляя ученикам широкий выбор, на самом деле его лишает, заставляя выбирать. Выбирать не широко и произвольно, а из нескольких предложенных вариантов.

Ученики мечутся, переводясь с одного профиля на другой, меняя классы и школы, расставаясь с друзьями и учителями. Думая, что же с ними не так, раз они никак не могут определиться. Но ведь это нормально и правильно — посмотреть и попробовать многое, подумать, поразмышлять, и только тогда сделать выбор. 

Увы, школ, которые дают общую и стандартную программу, сейчас все меньше и меньше. Профилизация гораздо выгоднее для школы, ведь она повышает баллы учеников за ЕГЭ. В этой ситуации ученики — заложники своей собственной школы, обязанные оправдать возложенные на них ожидания. Что с этим делать? Я не знаю…опубликовано econet.ru

Автор: Ирина Чадеева

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 1)
    • 0 / 0

      Я за это спокойна. Обучаемся по системе начальная школа 21 века. И у нас как раз обучение боле чем глубокое и разнообразное. Предусморет индивидальный и творческий подход к обучениею. Никто на уроках не скучает, наоборот у детей глаза горят от полученных знаний. Надеюсь, так будет и дальше.

      Ответить

    Добавить комментарий

    Чувства не обманывают, обманывают составленные по ним суждения. Иоганн Вольфганг фон Гёте
    Что-то интересное