Дом

Истерия – парадигма всех неврозов

Истерия - это серьезные нарушения в отношениях с другими людьми

Большинство сексуальных расстройств как у мужчин, так и у женщин связаны с истерией (фригидность, болезненный половой акт, импотенция, преждевременная эякуляция).

Сам психоанализ родился, исследуя истерию. Остальные неврозы – обсессивный, фобии – являются вспомогательными по отношению к истерии. Истерия – это парадигма всех неврозов.

Истерия также имеет важность для клинической практики. Любой невроз в процессе аналитического лечения превращается в невроз переноса. Невроз переноса имеет тенденцию трансформироваться в истерию. Если в процессе лечения этот невроз излечивается – также разрешается и основной, первичный невроз, с которым обратился пациент в терапию.

Истерия – парадигма всех неврозов

Каким образом мы можем распознать истерию? Допустим, к нам приходит пациентка (чаще встречается у женщин). Какие черты указывают нам на ее присутсвие?

Латентный невроз, проявляется в критические моменты жизни, в моменты важных событий.

Симптомы: двигательные нарушения, контрактуры, сложности при ходьбе, параличи, нарушения в области чувствительности, головные боли, потеря чувствительности в различных частях тела, истерические слепота, глухота. Потеря голоса, бессонница, доброкачественные потери сознания, обмороки. Характерны моменты безумия (не психотические), это когда пациентка, например, погруженная в некий фантазм, галлюцинациию, реагирует и действует согласно этому фантазму, обращается с людьми, включая их в этот фантазм. Она не способна слушать других в этом состоянии. Постепенно приступ смягчается и исчезает, а затем появляется вновь. Бывают также эпилептические приступы.

Ни один из этих симптомов не имеет органических причин.

Относительная анестезия в генитальной зоне: фригидность, импотенция, которые сопровождаются чрезмерной эротизацией других частей тела.

Серьезные нарушения в отношениях с другими людьми. Как бы «заболевает» связь с другим.

В переносе этим другим является аналитик.

Можно выделить три состояния, которые перекликаются между собой и через которые проходят эти больные отношения:

1. Истеричка ожидает удовлетворения от другого, требует и запрашивает его. Независимо от ответа и действий  другого переживает фрустрацию, которая поддерживает ее в состоянии постоянной неудовлетворенности.

2. Все отношения приобретают истерический характер: вступают в связь с эротическими и чувственными фантазмами – «истеризирование» отношений.

3. Характерный момент: истерик постоянно переживает моменты, при которых  встречается лицом к лицу с правдой своего бытия. Это такое особое состояние грусти, ощущения пустоты. Грусть связана с пустотой, в основе ее лежит пустота сексуальности. Сексуальность, которая не смогла идентифицироваться с женской или мужской моделью. Не сформировалась в идентичность, сексуальная  идентичность  продолжает оставаться неопределенной. Нарушения в области функционирования половых органов переживаются как пустота и сопровождается грустью. Отсюда неудовлетворенность в отношениях с другим, истеризированная связь с  ними.

Истерическая женщина очень часто желает мужчин-соблазнителей, бабников, обманщиков. Одновременно с этим требует, чтобы он был ей верен, серьезен и хочет быть для него единственной. Этот вариант невыполним с таким мужчиной. В результате выбирают в мужья серьезных мужчин, которые их не удовлетворяют (чаще всего обсессивных).

Неудовлетворенность является патогномической для истерии. В отношениях с другим доминирует бессознательный фантазм: истерик видит другого сквозь призму этого фантазма, то есть он его не видит, а всего лишь навсего проецирует  на него свои собственные фантазмы. Это обычно приводит в замешательство другого, удивляет его, потому что он встречается с тем, что с ним обращаются в соответствии с проективной фантазматикой. В этом фантазме истеричка занимает место невинной жертвы.

Что заставляет истерика жить такой жизнью?

То, что любое неудовлетворение переживается как опасность. Всегда, когда случается  пережить какое-либо удовлетворение – возникает беспокойство, недомогание. Это приводит в недоумение партнера.

Представим: мужчина дарит подарок, которого женщина очень ждала. Когда получает – сердится и упрекает его. Например, в том, что при вручении он не поцеловал ее, или что в целом ситуация была недостаточно романтичной.

Любое полученное удовлетворение приближает к фантазму максимального наслаждения, максимальной опасности. Это бессознательно и  может проявляться как тревога смерти, безумия. Когда это приближается к сознанию, может появиться приступ тревоги с ощущением неминуемой смерти – панические атаки. В бессознательном соответствует опасности инцестуозного наслаждения. Это наслаждение пребывает в бессознательном в очень активном состоянии. Поэтому истерик  старается избежать любого наслаждения, чтобы не приблизиться таким образом к  максимальному инцестуазному, в результате чего  поддерживает  себя в состоянии постоянной неудовлетворенности.

Другой для истерика – это тот, кто не удовлетворяет. В переносе – аналитик. Две грани: как кто-то сильный  и превосходный, либо как кто-то слабый и обесцененный. Те, у кого есть фаллос, и те, которые кастрированы. Когда другой предстает сильным – истерик чувствует  себя униженныим и обесцененным и не может этого выдержать. Когда другой появляется в  виде слабого и кастрированного – он обесценивается. Всегда неудовлетворенность.

 

Истерия – парадигма всех неврозов

Истеризирование отношений — это эротизация любых человеческих отношений, пропускание их через фильтр своих бессознательных фантазмов. Эта призма представляет перед истериком чувственные и сексуальные образы при любой минимальной возможности. Бессознательные фантазмы не являются ни вульгарными, ни порнографическими, скорее чувственными, похожи на мастурбаторные прикосновения, а не на сексуальный  акт. Так как сексуальная  идентичность не установлена, сексуальность является бисексуальной. Предварительные  игры – бисексуальны, сексуальный акт предполагает кастрацию, принятия различий между полами и установление сексуальной идентичности, не  сформировавшейся у истериков.

Истерическая сексуальность гипертрофирована в сексуальных играх, но теряет свою силу непосредственно при сексуальном акте, при котором  требуется участие половых органов, проникновение. В этот момент и появляется импотенция либо фригидность у женщин. Поэтому пары получают  огромное удовольствие от предварительных  игр и задерживаются на этапе мастурбации и так и не могут перейти непосредственно к сексуальным отношениям.

Переживание пустоты также имеет отношение к несформировавшейся сексуальной идентичности. Вместо ощущения половых органов ощущают  пустоту, до сознания это доходит как экзистенциальная пустота.  Очень часто философские труды пишутся именно в этом состоянии.

Истерик очень легко идентифицируется с любой ролью. Очень легко всупают в жестокую игру множественных идентификаций.

Любовница, например, идентифицируется с женой, затем с  самим любовником, затем с отношениями супругов. То есть с отношениями как связывающими супругов, так и разделяющими их. В любом случае истерик занимает место исключенного, третьего лишнего из любых отношений.

Также характерно для истерии испытывание сложностей при необходимости сделать какой-либо выбор, так как никакой партнер не может удовлетворить.

Нет идентичности, с помощью которой истерик мог бы сделать выбор. Нет определенной роли. Всегда исключен. Удовлетворенность от неудовлетворенности.

Истерики всегда создают конфликты: исполняют роли, которые им не принадлежат. Занимаются улаживанием дел, к которым не имеют никакого отношения.  Когда конфликты разрешаются – остаются  опять как третий лишний.

Часто становятся великими актерами, но когда опускается  занавес – наступает пустота. Поэтому они всегда должны продолжать создавать сцены, они не скучные люди, но когда театр заканчивается, они встречаются лицом к лицу с пустотой (цирк уехал – клоуны остались).

С психоаналитической точки зрения: неразрешение Эдипа  приводит к тому, что истерик становится заложником комплекса кастрации. Комплекс кастрации – это психическое образование, которое берет свое начало в инфантильной сексуальности (инцест, отцеубийство, кастрация). Сексуальность и смерть одновременно.

Любой невротик, до тех пор, пока продолжает быть связанным с Эдипом,  будет переживать любое наслаждение как опасность.  Опасность наслаждения. Истерик превращает наслаждение в телесное страдание, обсессивный – в страдания в сфере  мышления, фобики – проецируют опасность вовне и аспект внешнего мира становится опасным объектом – собаки, самолеты.

Различия между неврозами не имеют отношения к вытесненному, оно одинаково при всех неврозах, вытесненное содержимое невозможно определить ни как истерическое, ни как обсессивное или параноидальное. Названия, которые мы даем неврозам, не имеют отношение непосредственно к бессознательному, а имеют отношение к способам, с помощью которых Я защищается от  налаждения. Различные неврозы соответствуют  различным способам защиты Я.

Каковы механизмы образования истерических симптомов?

Фрейд поначалу считал, что истерики пережили в своем детстве травматический сексуальный опыт: ребенок стал жертвой соблазнения со стороны взрослого. Это событие спровоцировало чрезмерное сексуальное возбуждение, которое ребенок не смог метаболизировать психически и которое находится вне его сознательной сферы. То есть, присутствует избыток бессознательного сексуального возбуждения. Этот излишек приводит ребенка в «окаменелое» состояние, при котором он лишен возможности испытывать чувство тревоги. Если бы ребенок смог в момент происшедшего с ним испытать чувство тревоги, то этот опыт не был бы для него травматическим.

Возникает избыток не ассимилированного напряжения, ребенок не может попросить помощи, а также спастись бегством. Излишек напряжения будет продолжать свое существование в бессознательном Я подобно кисте и являться в будущем источником истерических симптомов.

Фрейд ставит акцент в этой первой теории на сексуальной инфантильной травме. Впоследствии акцент смещается на бессознательные фантазмы.

При травме внешнее является травматическим в связи с тем, что преобразовывается во внутреннее (бессознательный излишек напряжения). Этот излишек напряжения сопровождается определенным  телесным образом, который не является анатомическим образом, то есть не соответствует анатомическим границам.

В момент образования в теле сексуального бессознательного излишка, последний приобретает связь с какой-либо частью тела (реальной либо воображаемой). Эта часть тела обособляется от всех остальных образов тела и перестает функционировать нормальным образом (за нормальное функционирование тела отвечает Я). Обособленная часть тела загружается излишком сексуального напряжения, и Я теряет над ней контроль (истерическая слепота, например, при которой взгляд «загружается» избыточным возбуждением и Я теряет контроль над функцией зрения).

Та часть тела, которая вовлечена в образование истерического симптома и связана с сексуальной травмой, может быть часть своего собственного тела ребенка, а также может быть частью тела взрослого-соблазнителя (фантазия соблазнения, а не конкретный акт). Это также может быть какой-либо жест, либо запах, присутствующий в помещении в тот момент, звук и т.д. На какой-либо из этих элементов и переносится излишек возбуждения. Происходит фиксация.

С того момента, когда травма становится  внутренней, событие, вызвавшее ее, перестает быть важным. Значение приобретает след, которое это событие оставило в Я. Этот след является бессознательной перегруженной сексуальным возбуждением репрезентацией и источником невыносимой боли. Что происходит впоследствии с этой репрезентацией?

Она продолжает свое существование в изолированной от Я форме. И Я будет акцентировать эту изоляцию,  атакуя и отвергая ее. Этот механизм Фрейд назвал вытеснением (защита Я). Это неэффективная защита, приводящая к тому, что травма будет продолжать свое существование в бессознательном, не имея возможности разрешиться. Защита Я становится более патогенной, чем сама травма.

То есть, конфликт разрешается посредством смещения: избыток напряжения смещается с бессознательной репрезентации на какую-либо часть тела и дает начало образованию телесного симптома (конверсия). Такого рода смещение и преобразование происходят и при других неврозах, а не только  при истерии: при обсессивном неврозе смещение происходит на процесс мышления, а при фобиях — на какой-либо элемент внешнего мира.

Конверсия – прыжок из бессознательного напряжения в телесные страдания. Этот соматический симптом является эквивалентом оргазма (рвота, энурез, приступы плача, при которых вместо влагалища увлажняются глаза, потеря голоса, покраснение кожи).

Для разрешения конфликта обособленная репрезентация должна постепенно интегрироваться, пройдя через процесс символизации.

До тех пор, пока эта репрезентация находится в обособленном состоянии, могут возникать эпизоды истерического безумия. Эти эпизоды являются призывом о помощи, направленным к другому. Призывом предоставить ему недостающий символический элемент, который бы мог способствовать интеграции. Это и является задачей психоаналитического лечения.

Важно помнить, что репрезентация отвергается Я в связи со своим инцестуозным характером. опубликовано econet.ru

 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Если вы достаточно безумны, чтобы заниматься делом, которое любите - вы обречены прожить жизнь, полную смысла. Герберт Келлехер
    Что-то интересное
      Больше материалов
      Больше материалов