Подпишись

Современная и древняя русская печь

Неизменным свойством печи является то, что она является центром тепла и уюта. 

Русская печь совсем не гасла никогда. Она потихоньку теплилась в своем уголке при индустриализации, электрификации, газификации, и всегда была объектом пристального внимания специалистов ввиду своих замечательных качеств. Ныне русская печь переживает второе рождение; немалую роль в этом сыграли ее экономичность и многофункциональность...

Между прочим, в столовой у Билла Гейтса стоит настоящая русская печь, в которой ему пекут пироги и кулебяки с мясом и другие блюда русской кухни. Очень многие иностранцы открыто заинтересовались этим чудом «русских инженеров».На лондонском аукционе братьев Батье, крупному английскому бизнесмену была продана печь работы российского мастера — Василия Федорова, за двадцать тысяч долларов.

При расчете по готовым формулам и упрощенным методикам КПД русской печи выходит где-то 25-30% Это значение издавна внушало сомнение, и в 1927 г. Наркомзем СССР провел натурные испытания. Результат ошеломил специалистов: точно измеренное значение оказалось 68%! Это выше КПД большой ТЭЦ! Тогда же был объявлен конкурс на усовершенствование печи. Образцы, разработанные в ВТИ (Всесоюзный теплотехнический институт), Грумм-Гржимайло и Подгородниковым, показали КПД около 80%. Исследования русских печей ведутся по сей день: еще вполне не понятно, как достигается такой КПД.

Современная и древняя русская печь

Русская печь уникальна по своей сути. Являясь очень важным элементом быта, русская печь по праву заняла свое заслуженное место в истории. В старину на Руси существовал обычай, что при сватовстве пришедшие сваты, зайдя в избу сначала крестились перед образами, а после этого клали руки на печь, чем показывали чистоту и порядочность своих намерений и «приобщались» таким образом, к семье хозяев, считались близкими людьми…

А уж если кому доводилось получить приглашение поспать на печи, то после этого он в данной семье навсегда почитался родственником.

В разных уголках России русские печки имели разную форму, иногда встречались очень необычные экземпляры, но основные размеры все же соблюдались довольно строго. Русская печь, это массивная конструкция, среднестатистическая русская печка имела следующие размеры: ширина русской печи составляла – 2 аршина (около 142 см), длина – 3 аршина (около 213 см), а высота от пола до лежанки – 2,5 аршина (около 180 см)

Курная русская печь (печь без дымовой трубы), использовавшаяся в Древней Руси на протяжении долгого времени была прообразом известной «русской печки». Когда же избы стали топить «по-белому», то пришлось озаботиться материалом для труб. Поскольку по трубе прямо из топки шли горячие газы, ее вынуждены были делать из огнеупорного материала – из битой глины или кирпича. Чтобы как можно лучше улавливать выходящий из печи дым, непосредственно перед устьем печи труба расширялась, образуя так называемый кожух. За сходство с предметом женской одежды, его еще прозвали епанчой. Впоследствии для устойчивости епанчу стали подпирать снизу двумя стойками, которые опирались на припечек. Возможно, что именно эти шестики и дали новое название припечку, который стали называть шестком.

Шесток – полочка перед устьем печи, на которой хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонке сгребались раскаленные угли, предназначенные для следующей топки.

У простой русской печи шесток в основном предназначается для горшков и чугунов,которые отсюда вносятся с помощью ухватов в печь. Во время варки чугунки время от времени выставляют на шесток, чтобы проверить степень готовности варева и добавить что-либо. Сюда же хозяйка выдвигает их в конце варки перед тем, как отправить на стол.

Хотя в основном шесток служил подставкой для печной посуды, в некоторых случаях его использовали в качестве открытого камина. Например, нужно подогреть варево, а печь давно остыла – не затапливать же ее снова. На выручку и приходил шесток. На нем размещали небольшую кованую треногу, называемую таганком. Сверху на обод таганка ставили чугунок, кастрюлю или чайник. Устье печи закрывали заслонкой таким образом, чтобы ее ручка была повернута в сторону топки. Открыв вьюшку, под треногой разжигали небольшой костерок из коротких чурочек. Если таганком обзавестись не пришлось, из подпечка доставали два кирпича и ставили их на ребро на некотором расстоянии друг от друга. Между кирпичами также разводили костерок, а сверху ставили посудину с пищей или чайник с водой.

В боковой стене печи делались неглубокие ниши – печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы и лучину для растопки. В теплом опечье в холодное время держали домашнюю птицу. В русской печи всегда имелись многочисленные полочки и ниши, которые служили как для увеличения площади поверхности печи, а, следовательно, повышенной теплоотдачи, что позволяло быстрее прогреть помещение, так и для хранения всевозможной посуды и домашней утвари.

В русской печи обжигали глиняную посуду. В русской печки обжигали не только посуду, но и игрушки. Причем игрушки обжигались, как правило во время обычной топки. Пивовары – варили в печи пиво, петельщики (так в старину называли людей, которые плели корзины) – распаривали в печи ивовые прутья для придания им мягкости и гибкости…

Сон на полатях – крепкий и глубокий. 6 часов его достаточно, чтобы всласть выспаться; просыпаешься всегда бодрым, с ясной головой.Указанные свойства сна на полатях относятся к медленно выстывающей за ночь печи. Сходный, но значительно более слабый эффект дает пользование хорошим фирменным электроодеялом с автоподстройкой по физиопараметрам.

Места же на печи отводились каждому члену семьи согласно строгой системе иерархии, старики обычно – внизу, справа от устья, а детвора – на полатях (верхняя часть печи, так называемая «лежанка»).

Местные непослушных, вредных, безалаберных детей нередко укоряли: «Видно, что не на полатях тебя делали!»

Современная и древняя русская печь
 

УКЛАДКА ДРОВ

Мало кто знает что в Русскую печь необходимо по особому укладывать дрова"клеткой"(хотя можно топить чем «чем Бог послал»: ,хворост, валежник, солома, курай (сухие сорняки), кизяк, антрацит, уголь-семечку, торфобрикеты, торфокрошку, опилки а в безлесных частях страны в ход шли солома, тростник, бурьян и даже кизяк. Но печь хлеб нужно только на дровах или древесном угле. Иначе вкус получится магазинный.)

Дрова для того, чтобы они прогорали одновременно и давали хорошие угли, стараются наколоть и подобрать одинакового размера, без больших сучков. При этом, чтобы угли получились равномерными, дрова больше не подкладывают, а стараются протопить печь одной партией дров, держа жар от углей, как можно дольше. Чтобы растопить русскую печь дрова укладывают колодцем.

Укладывается от 7 до 13 поленьев, длинной деревянной лопатой. желательно как можно дальше от устья.Первое полено укладывается поперёк печи.Три следующих вдоль печи дальними концом на первое полено.,5,6,7 поперёк второго,третьего , четвёртого и так далее.

Делается такой колодец для того чтобы дрова загорались и прогорали разом.Для этого ,на самый низ, между поленьями укладываются и поджигаются пучки длинных лучин.

Русская печь работает только на медленно горящем твердом топливе. Быстро сгорающие жидкое и газ требуют много воздуха, подток которого русская печь обеспечить не может. Ставить в горнило форсунку для мазута или газовую горелку не только бесполезно, но и опасно для жизни.

ПИЩА

Русская печь в крестьянской избе топилась каждый день зимой и летом. Она обогревала избу, в ней готовилась еда для семьи. Более того, благодаря своей большой массе прогретая печь очень долго сохраняет отданный ей пламенем жар, т.е. очень долго остывает. Таким образом, еда — приготовленная с утра оставалась горячей до глубокой ночи, сваренные каши – распаривались и становились рассыпчатыми, молоко, поставленное в печь – томилось практически без вмешательства хозяев, целый день трудившихся в поле или по хозяйству, а вечером лакомившихся таким любимым на Руси напитками как топленое молоко, простокваша и ряженка.В ней же готовили корм для скотины. Размеры русской печи были очень внушительны. Через широкое устье свободно проходил двухведерный чугун. По высоте проходила глиняная корчага с солодом для пива.

Конструкция русский печи позволяла готовить на ней не только каши, но и печь хлеб(а его за один раз можно испечь порядка шестидесяти килограмм, что являлось недельным хлебным запасом для целой семьи), пироги. Кроме того, как в печи так и на печи сушили грибы, ягоды, рыбу ,зерно и т.д.

На чердаке,в дымоходе устраивали специальные коптильни.

Конструкция печи позволяла использовать одно и те же ее части для различных видов тепловой обработки пищи. Пищу можно было варить или парить, жарить, печь или томить.

Обычно:

• жарили у входа в топку;

• варили в топке;

• на шестаке подогревали ранее приготовленную пищу;

• томили продукты внутри печи, после топки;

• на поду - выпекали.

Кулинарная русская печь, приготовление пищи в которой проработано веками, по-прежнему неповторима. Современные кухонные печи, духовки, микроволновки и пароварки уже дают совсем другой эффект.

Секрет вкуса пищи, приготовленной в русской печи, заключается в том, что жар печи распределяется равномерно и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнем, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон равномерно, не пригорая.

В русской печи безо всяких перегородок и закоулков, усложняющих, а то и делающих невозможным ремонт или чистку, образуется виртуальный сложный дымовой канал, по эффективности превосходящий любой лабиринтный. Остается жалеть лишь об одном: имя или имена создавших ее гениев так и остаются в безвестности.

ПЕЧЬ –БАНЯ

Лечить разную простудную хворь и то могла печь. Больного на специальном лежаке заталкивали в печь, чтобы он хорошенько пропотел. Снаружи печь обрызгивали водой или квасом, и густой «хлебный» пар был своего рода ингаляцией и благотворно влиял на больного. Также в печах лечили грудных детей от рахита. Малышей обмазывали глиной и клали в теплую печку. Такой общий прогрев организма приводил к исправлению костей.

В печи еще и парились. Места в русской печи достаточно. Отопительная печь занимала не меньше трети избы, и внутрь могли забраться сразу два взрослых человека.

Веником в ней, конечно, не размахнуться, но аккуратно париться вполне можно. Неизвестно, чего больше в такой изобретательности – рачительности (чего теплу зря пропадать, чугуны поставим – и вода согреется) или «Емелевской» лени (зачем баню топить, если в печке вымыться можно).

После растопки под очищали выметая тщательно золу и выстилали соломой, чтобы не прожигало, ставили внутрь чугуны с водой, после чего можно было использовать печь в качестве своеобразной мини-бани. На шесток клали чистый половичок. Дальше человек залезал в печь и садился на солому. Можно было плеснуть из ковша на раскаленные стены, а можно просто, помочив веник, потрясти его за спиной. Если хочется вдохнуть свежего воздуха, можно лечь головой к устью. Первыми парились мужчины, потом мать с ребятишками. Взрослые мылись сами, чаще по одному, а детей и стариков подавали внутрь на деревянной лопате.

Мылись щелоком, для мытья волос использовали золу или яйцо. Поддавали пару, обливая водой горячие стены печи. Русским людям нравилось мыться в печке, баню топили, только для большой компании.

Именно поэтому предложение "в печи попариться", которое для современного человека звучит подозрительно и даже дико, в контексте старорусских времён звучало совершенно нормально.

Интересно, что девушки мылись в печке чаще, чем мужчины. В некоторых областях – например, во Владимирской губернии – девушкам вообще считалось грешным мыться в бане. Ходить туда разрешалось лишь замужним, а девицам или вдовам приходилось использовать домашние русские печи. А может быть, они сами не хотели мыться там, напуганные рассказами о баннике – нечистой силе, хозяине бани, который мог и раскаленный камень из банной печи бросить в немилого гостя, и дверь наглухо закрыть. Русская печка же стояла в доме, где висели иконы и каждый угол кропили святой водой. Поэтому мыться в ней было спокойнее.

ИСТОЧНИК СВЕТА

Разожженная печь в зимнее время была одним из основных источников света, а важнейшим женским рукоделием в те времена было прядение. Сидя на лавке возле устья печи, женщина правой рукой вращала веретено, левой же сучила нить и, конечно, то и дело поглядывала в ту сторону. Если печь стояла слева от входа, свет падал не удобно для работы. Еще в начале XX века в русской деревне было множество курных изб, работали у печи домашние мастерицы. Не случайно в словаре В. И. Даля изба с левосторонним расположением печи названа «избой-неряхой» за то, что в подобном жилище женщине не с руки прясть.

МЕСТО В ИЗБЕ

Существует три традиционных варианта ориентации устья печи.

Наиболее древний – южнорусский. Печь располагается в одном из дальних от входа углов. Печной угол (не путать с углом, в котором стоит сама печь) занимает пространство от устья до противоположной ему стены. Если он отделен занавеской или перегородкой, то это будет «кухня». Угол, лежащий от устья по диагонали, называется большим, или красным. Здесь стоят стол, сундук, длинные лавки и висят иконы. В четвертом углу под потолком устраиваются полати (настил из досок для спанья). Выгороженный занавеской, он делается «спальней». Рукомойник, ведра с водой и весь кухонный инвентарь находятся в печном углу. Красный угол одновременно является прихожей, столовой, гостиной и местом для работ. Такая планировка крестьянских домов распространена от южного Подмосковья до среднего течения Дона.

Второй вариант – севернорусский. Устье («чело», «цело») основной, хлебной печи обращено к противоположной входу стене и освещалось боковым окном. Печь стояла почти вплотную к боковой стене. Между ними оставалось 20-30 см, где хранили кухонную утварь. Между печью и торцевой стеной, над входом, устраивались деревянные полати. Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской. В крестовых домах и пятистенках с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с подтопком или камельком. Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была часть избы около входа, располагавшееся между койкой и печью, – «под порог». Правила вежливости заставляли пришедших в дом останавливаться у входа и ждать приглашения пройти дальше. Пространство между печью и стеной, где располагался «передний угол», называли «куть». Оно традиционно принадлежало женщине и предназначалось в основном для приготовления пищи и шитья. Там стоял «ящик» с вещами хозяйки – сундук с приданым, взятым из дома родителей. Возле печи был вход в подполье. К печи со стороны входной двери примыкала небольшая лавочка.

В третьем варианте ось печи перпендикулярна продольной оси дома. На севере этот вариант называют «финским», так как он встречается в жилищах обрусевших финнов, на юге – украинским. Печь стоит рядом с дверью, но устье смотрит не на противоположную от входа, а на боковую стену. Соответственно красный угол расположен так же, как и в севернорусской избе, а вот печной – у входа, весь на виду, поэтому он является одновременно и кухней, и прихожей.

Срединное расположение печи в доме совершенно не свойственно жилищам восточнославянских народов.

ПЕЧЬ В СОВРЕМЕННОМ СТИЛЕ

Нет предела совершенству. Появляются новые технологии, новые материалы, новые строительные возможности. Меняются вкусы, взгляды.

Некоторые современные русские печи дополнительно содержат котёл с разводкой труб по дому.

Печь помимо своих прямых функций начала становится предметом декора интерьера. В любом помещении печь всегда будет в центре внимания, всегда будет «гвоздем». Неизменным свойством печи является то, что она является центром тепла и уюта. опубликовано econet.ru 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Искусство жизни состоит не только в том, чтобы сесть на подходящий поезд, сколько в том, чтобы сойти на нужной станции Андре Зигфрид
    Что-то интересное