Подпишись

НЕочевидные причины детского воровства

Экологичное родительство: Как правило, за "непродуктивным поведением" - сигнал неблагополучия. И "наблюдение" за всеми пунктами может быть профилактикой "симптома". Единичные случаи - это не повод для волнения. У каждого ребёнка в жизни есть "пробы", но если мы замечаем систематическое присваивание чужого, то важно задуматься.

Известный психолог Светлана Ройз о детском воровстве


Много запросов было на неделе на эту тему. Хотела написать что-то универсальное. Но причин "воровства" может быть такое огромное количество, что, мне показалось, корректнее - дать "точки входа" в их поиск.

Как правило, за "непродуктивным поведением" - сигнал неблагополучия. И "наблюдение" за всеми пунктами может быть профилактикой "симптома". Единичные случаи - это не повод для волнения. У каждого ребёнка в жизни есть "пробы", но если мы замечаем систематическое присваивание чужого, то важно задуматься.

НЕочевидные причины детского воровства

Ребёнок до 3-х лет берет чужое: (все, написанное ниже, может быть профилактикой того, что может проявляться в более старшем возрасте)

  • лобные доли мозга, обеспечивающие контроль над импульсами, только включаются в работу. Ребёнок учится усилием воли останавливать свои "хочу". (когда видим, что ребёнок справился с искушением, мы можем поддержать его);

  • ребёнок учится тому, что существуют "границы". Он исследует правила. Ему намного легче освоить знание о чужих границах, когда мы уважительно относимся к нему. Спрашиваем разрешение, можно ли взять его игрушку, не заставляем делиться своим, не хватаем его на руки и не меняем траекторию его движения. Как минимум предупреждаем о своём желании. После того, как ребёнок сказал о себе Я - стараемся не употреблять местоимение МЫ о действиях ребенка (мы пошли в садик и проч). Если в семье несколько детей, то не передаём игрушки старшего без его разрешения, младшему;

  • единственному ребёнку в семье важно знать, что все-таки не все вещи мира принадлежат ему;

  • мы уважительно относимся к своим границам. Ребёнку важно знать, что есть наше время, что не все прикосновения приятны, что есть наши личные вещи, и что нам иногда важно побыть самим.

Примеры причин воровства, с которыми сталкивалась в практике с детьми от 5 лет и до ... (конечно, это все не осознаваемо у детей (и взрослых) с гармоничным развитием) и универсальных способов терапии, конечно, - нет, важно "точечно" разбираться с ситуацией.

НЕочевидные причины детского воровства

Ребёнок часто ворует игрушки в садике (берет чужие вещи в школе):

  • берет вещи постоянно у одного и того же ребёнка или детей одного "типа". Возможно, хочет "присвоить" себе качество этого ребёнка (помните истории о том, как съедая печень индейца, соплеменник приобретал его храбрость); 

  • хочет почувствовать близость к нему (хочет дружить, но не знает, как построить отношения), выбирает такой обходной способ контакта;

  • мстит за обиду (как правило, ребёнок телесного типа - кинестетик выбирает для "ответных действий" канал тела. Если боится ударить, то может выбрать "материальный объект");

  •  "возвращает" свою боль, уязвимость тому, кто, по-его мнению, "несправедливо" получает внимания и блага;

  • если ребёнок ворует одно и то же (например, только машинки). Возможно, потерял важную для него вещь (как правило, если у него отобрали или украли, или отдали его любимую игрушку, и если "зафиксировался" на этом, может "возвращать" себе образ этой вещи с каждым "воровством".

Ребёнок присваивает постоянно разные вещи у разных людей:

  • возможно, таким образом ощущает себя "частью группы";

  • это может быть завуалированной формой агрессии;

  • редко - способом привлечения внимания;

  • ребёнку важен эффект новизны. 

Ребёнок периодически ворует деньги:

Предыдущие пункты + важно узнать, на что ребёнок деньги тратит деньги, Деньги - ресурс. На что они тратятся: на удовольствия, на вкусняшки, на друзей, возможно, ребёнком манипулируют.

  • у ребёнка школьного возраста есть потребность в карманных деньгах. Важно определить сумму и периодичность "выплат". Важно учить ребёнка "распределять бюджет". Сам факт воровства может быть "знаком" того, что пришло время обсуждать тему бюджета и финансов;

  • возможно, ребёнку нужны карманные деньги и он боится о них попросить;

  • возможно ребёнку нужен драйв от самого факта "добычи", важно проанализировать его склонность к риску.

Если он берет деньги у конкретного человека:

  • Важно понять, почему именно у него.

  • Например, почему именно у мамы/папы? 

  • Мама/папа не заметит? 

  • Мама/папа не накажет? 

  • У мамы/папы деньги в доступе? 

  • Мама/папа не чувствительна к нарушению границ?

  • У мамы/папы есть чувство вины и ребенок таким способом "компенсирует" его?

  • Это месть маме/папе за невнимательность или авторитарность? 

  • Проявление конкуренции? 

  • Деньги "вместо" - внимания, тепла, заботы

  • Или - наоборот - стремление быть похожим, "отщепить" себе какую-то часть? 

На самом деле таких пунктов может быть очень много. И семейные системные терапевты могут предложить поискать причину в том, что бабушки и дедушки этого ребёнка могли быть раскулачены, лишены "ресурса", пострадать от воровства. И дети, таким странным образом, компенсируют несправедливость. И мы сейчас исключаем органические нарушения.

Нам важно не просто убрать симптом - сам факт воровства, а нам важно найти причину. Иначе "симптом" может просто изменить форму.

За системным непродуктивным поведением ребёнка - сигнал неблагополучия. И нам важно быть внимательным к сигналам и причинам.опубликовано econet.ru

©Светлана Ройз

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Не бойтесь кого—то потерять. Вы не потеряете того, кто нужен Вам по жизни. Теряются те, кто послан вам для опыта. Остаются те, кто послан Вам судьбой. Фридрих Ницше
    Что-то интересное