Экологичное родительство: Как правило, за "непродуктивным поведением" - сигнал неблагополучия. И "наблюдение" за всеми пунктами может быть профилактикой "симптома". Единичные случаи - это не повод для волнения. У каждого ребёнка в жизни есть "пробы", но если мы замечаем систематическое присваивание чужого, то важно задуматься.
Известный психолог Светлана Ройз о детском воровстве
Много запросов было на неделе на эту тему. Хотела написать что-то универсальное. Но причин "воровства" может быть такое огромное количество, что, мне показалось, корректнее - дать "точки входа" в их поиск.
Как правило, за "непродуктивным поведением" - сигнал неблагополучия. И "наблюдение" за всеми пунктами может быть профилактикой "симптома". Единичные случаи - это не повод для волнения. У каждого ребёнка в жизни есть "пробы", но если мы замечаем систематическое присваивание чужого, то важно задуматься.
Ребёнок до 3-х лет берет чужое: (все, написанное ниже, может быть профилактикой того, что может проявляться в более старшем возрасте)
лобные доли мозга, обеспечивающие контроль над импульсами, только включаются в работу. Ребёнок учится усилием воли останавливать свои "хочу". (когда видим, что ребёнок справился с искушением, мы можем поддержать его);
ребёнок учится тому, что существуют "границы". Он исследует правила. Ему намного легче освоить знание о чужих границах, когда мы уважительно относимся к нему. Спрашиваем разрешение, можно ли взять его игрушку, не заставляем делиться своим, не хватаем его на руки и не меняем траекторию его движения. Как минимум предупреждаем о своём желании. После того, как ребёнок сказал о себе Я - стараемся не употреблять местоимение МЫ о действиях ребенка (мы пошли в садик и проч). Если в семье несколько детей, то не передаём игрушки старшего без его разрешения, младшему;
единственному ребёнку в семье важно знать, что все-таки не все вещи мира принадлежат ему;
мы уважительно относимся к своим границам. Ребёнку важно знать, что есть наше время, что не все прикосновения приятны, что есть наши личные вещи, и что нам иногда важно побыть самим.
Примеры причин воровства, с которыми сталкивалась в практике с детьми от 5 лет и до ... (конечно, это все не осознаваемо у детей (и взрослых) с гармоничным развитием) и универсальных способов терапии, конечно, - нет, важно "точечно" разбираться с ситуацией.
Ребёнок часто ворует игрушки в садике (берет чужие вещи в школе):
берет вещи постоянно у одного и того же ребёнка или детей одного "типа". Возможно, хочет "присвоить" себе качество этого ребёнка (помните истории о том, как съедая печень индейца, соплеменник приобретал его храбрость);
хочет почувствовать близость к нему (хочет дружить, но не знает, как построить отношения), выбирает такой обходной способ контакта;
мстит за обиду (как правило, ребёнок телесного типа - кинестетик выбирает для "ответных действий" канал тела. Если боится ударить, то может выбрать "материальный объект");
"возвращает" свою боль, уязвимость тому, кто, по-его мнению, "несправедливо" получает внимания и блага;
если ребёнок ворует одно и то же (например, только машинки). Возможно, потерял важную для него вещь (как правило, если у него отобрали или украли, или отдали его любимую игрушку, и если "зафиксировался" на этом, может "возвращать" себе образ этой вещи с каждым "воровством".
Ребёнок присваивает постоянно разные вещи у разных людей:
возможно, таким образом ощущает себя "частью группы";
это может быть завуалированной формой агрессии;
редко - способом привлечения внимания;
ребёнку важен эффект новизны.
Ребёнок периодически ворует деньги:
Предыдущие пункты + важно узнать, на что ребёнок деньги тратит деньги, Деньги - ресурс. На что они тратятся: на удовольствия, на вкусняшки, на друзей, возможно, ребёнком манипулируют.
у ребёнка школьного возраста есть потребность в карманных деньгах. Важно определить сумму и периодичность "выплат". Важно учить ребёнка "распределять бюджет". Сам факт воровства может быть "знаком" того, что пришло время обсуждать тему бюджета и финансов;
возможно, ребёнку нужны карманные деньги и он боится о них попросить;
возможно ребёнку нужен драйв от самого факта "добычи", важно проанализировать его склонность к риску.
Если он берет деньги у конкретного человека:
Важно понять, почему именно у него.
Например, почему именно у мамы/папы?
Мама/папа не заметит?
Мама/папа не накажет?
У мамы/папы деньги в доступе?
Мама/папа не чувствительна к нарушению границ?
У мамы/папы есть чувство вины и ребенок таким способом "компенсирует" его?
Это месть маме/папе за невнимательность или авторитарность?
Проявление конкуренции?
Деньги "вместо" - внимания, тепла, заботы
Или - наоборот - стремление быть похожим, "отщепить" себе какую-то часть?
На самом деле таких пунктов может быть очень много. И семейные системные терапевты могут предложить поискать причину в том, что бабушки и дедушки этого ребёнка могли быть раскулачены, лишены "ресурса", пострадать от воровства. И дети, таким странным образом, компенсируют несправедливость. И мы сейчас исключаем органические нарушения.
Нам важно не просто убрать симптом - сам факт воровства, а нам важно найти причину. Иначе "симптом" может просто изменить форму.
За системным непродуктивным поведением ребёнка - сигнал неблагополучия. И нам важно быть внимательным к сигналам и причинам.опубликовано econet.ru
©Светлана Ройз
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий