Подпишись

Эльбрус-17. Выше земных радостей. Часть 1

Экология жизни: Быстрые восхождения - это, конечно, как кость в горле тем бывалым альпинистам, кто совершает подвиг медленно. Да, моя первая гора - Эльбрус, и случился он со мной в 2010-ом. Восточная вершина, на шестой день прибывания на Кавказе. До него, признаюсь, я не была даже на Говерле.

Эльбрус-2017. Выше земных радостей. Часть 1

Быстрые восхождения - это, конечно, как кость в горле тем бывалым альпинистам, кто совершает подвиг медленно.

Да, моя первая гора - Эльбрус, и случился он со мной в 2010-ом. Восточная вершина, на шестой день прибывания на Кавказе. До него, признаюсь, я не была даже на Говерле.

Эльбрус-17. Выше земных радостей. Часть 1

"Не надо пытаться повторить то, что делает Сахис (это одно из моих имён), у вас может это не пройти", - говорил мой гид и партнёр по проектам, имея в виду не только мои горы, парапланы, и другие виды экстрима, но и некоторые повороты в моей личной жизни, о которых в своё время напишет мой биограф, но это уже будет не здесь.

В 2017-ом я была готова посмотреть, как это делать правильно и, похоже, это получилось.

Мои горы начались внезапно и неожиданно, и особенно для меня, с истории, которая начиналась с "а по пятницам мы ходим в баню...".

Меня тогда, в 2010-ом, подвозил альпинист, мы разговорились, и…  Я поняла - хочу! Больше всего восхитило меня тогда, сложно в это будет поверить, но это было полное отсутствие эмоций в его рассказе: такая спокойная обыденность, которая для меня, ищущей доселе невиданных психологических глубин, вообще триггер. Это был уровень тотальности, лежащей за пределами чувств, это был зов, зов и безысходность в том, чтобы следовать этому зову.

Ворвавшись в баню, я с круглыми глазами сообщила своему близкому другу: "Люди ходят на Эльбрус!"

- Да. И ты хочешь?

- Конечно!

- Так пошли.

- Ты с ума сошёл, я вообще не спортсменка ни разу, а танцы в стиле "не бей лежачего" так высоко как спорт не котируются, какие горы?!

- Ну, ты же хочешь?

- !

- Я тебя потренирую и летом пойдём.

- Ты с ума сошел…

Вам для восхождения в горы нужны, только, две вещи – это вы и горный ланшафт.

А, если серьезно, то да, две вещи вас будут радовать в восхождении – это Погода и ваша Техническая Компетентность.

 

ПЕРВОЕ – Погода.

Да, первое и основное: с погодой у меня с чудесным образом всегда возникала нежная взаимность. Во время всех моих 9-ти восхождений на пятитысячники (а именно это мой любимый размер), в день самого восхождения, погода случалась волшебная, насколько это бывает возможным для этих ледяных высот.

Взаимность даже вопреки прогнозам. Мне кажется, здесь не в коем случае нельзя зазнаваться, ни на сантиметр нельзя присваивать себе это в заслуги, погода - это подарок. Это всегда подарок от мира, за ваше "хорошее поведение", за отсутствие гордыни, за наглость и смелость рискнуть посмотреть вверх, выше земных радостей, это подарок за смирение и служение высокому внутри и снаружи, всему тому, что вы сами для себя сочтете высотой и духовным подвигом. Но спорить, обижаться, бороться с погодой точно не стоит в горах - это вам скажет любой бывалый. Разве что станцевать вы можете ей или спеть песню, и, если у погоды будет вдохновение меняться - она откроет вам "лестницу в небо".

Когда я приезжаю к горному массиву - я его уже люблю, со всеми его погодными настроениями. Люблю даже в этот раз, умащиваясь спать в своей палатке на высоте 4100 м. Умоститься качественно - это очень важно для хорошего сна. Тем более, что под коврик я предусмотрительно разровняла опустошённый рюкзак, и его чудесные поролоновые вставки должны были создать буфер между промерзшей щебёнкой и моими изгибами.

Умостившись, я подумала: вот везёт же людям, на высоте их побило молниями… И про шаровую молнию так чудесно рассказывал мне один мой друг Олег. Целое полотно написал мне в личку об этом, вот бы посмотреть: "пространство в воздухе меж людьми искрило...", ледорубы у них поотлетали"… Красиво, должно быть...

И тут я спохватилась: "Так, ша, девочка! Ты на Эльбрус хочешь, или фейерверков тебе?!". "Да ладно, Эльбрус сам решит, чего я больше заслуживаю, меня устроит любой вариант, я ж так, погулять вышла, пофотографировать" - оправдываюсь, я.

Тогда, при первом моём знакомстве с этой горой, в 2010-ом, фотограф наш сдулся на ледовой базе, и со 105-ти метров повалил вниз.

Мы тогда ледник до скал Пастухова пересекли “навпростець” вдвоём с Эдмундом Щебальским. Позже нас догнал третий, очень ценный человек - "снежный барс" Виктор Олифиров. Так что наверх мы пошли уже без папарацци. Тогда я впечатлилась тенью на атмосфере от Эльбруса: кусала свой баф, протирала вечно запотевающие очки и сетовала: "Ай, не могу снести эту красоту в низ на большую землю - показать тем, кто сюда не ходит на рассвете, не нюхает морозных сумерек эльбрусских - ай, ай! Что делать?!" Щемящее чувство от невиданной, дивной красоты мест, где люди не живут, не давало мне покоя. Здесь, как нигде, я чувствую себя, человеком - от того, что могу позволить себе все это! Я, человек, могу идти вопреки инстинктам, двигаться вопреки рефлексам, чтобы достать до небес, охватить вниманием огромные расстояния, и, вдохнув это в себя, снести вниз состояние вершинных далей, безвременья, благоговейного безмолвного восторга от красоты простирающихся рельефов, переходящих в небеса.

Эльбрус-17. Выше земных радостей. Часть 1
 

Собрав в себя гектары доступных взгляду пространств - стать этим радиусом и ландшафтом изгибающегося горизонта. Исчезнуть, взорваться, обнаружив себя снова целой, целой и твёрдой, как никогда прежде, и только истончившаяся перегородка между миром и сердцем делает меня сентиментальной, необоснованно часто плачущей от красоты.

Да, за этим я сюда и хожу, а ещё за пустотой. Пустотой в голове и чувствах - той девственной пустотой, которая образуется, когда тело на восхождении наконец по настоящему исчерпывает первый слой привычного человеческого ресурса, выбрасывает лишний балласт из головы и чувств, и я вспоминаю - кто я, и если убрать все наносное, биографическое - там открывается такое! Что я понимаю: "Все люди - психи, тихие или буйные, а в клиниках - только те, кто спалился". Ну а если серьёзно, то в некоторых племенах джунглей Амазонки считают, что если человек не способен к трансперсональным переживаниям и мистическому опыту - то он болен психически. Удивительно то, что в культуре белого человека считают наоборот.

ВТОРОЕ – Техническая Подготовка.

Что помогает взойти? ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ!

Так что сразу перейду к делу. Что нужно для восхождения?

ОБУВЬ.

Ботинки двухслойные, или треккинговые ботинки с твёрдой подошвой, плюс правильные бахилы - не "фонарик", а полотняный чехол, в который вы помещаете всю ногу с ботинком, и это все предохраняет не только верх ботинка от попадания снега, а и вашу обувь от перемерзания в ночном восхождении, когда температура на снегу может быть -25 при воздухе -5,-7. Размер ботинок - на 2,3 больше вашего.

Если вы будете идти, то идти надо правильно. А правильно - это медленно. Это точно медленней, чем вы, например, скачете по Крыму, нижнему Кавказу или Карпатам, и учтите хорошо, что правильные ботинки - двухслойные, пластиковые со вставкой, или однослойные ботинки с бахилами, и тогда будет вам счастье.

Эльбрус-17. Выше земных радостей. Часть 1

НОСКИ.

Треккинговые. Две пары одеваем одновременно, но не три. Зачем две?

Это - давний секрет, работает даже на зеленке в жару. Два носка, создавая трение между слоями, не дают натирать кожу ноги. Один - потоньше, второй - потолще. Гениально работает, проверено многократно.

ОДЕЖДА.

Здесь так же необходима многослойость: термобельё (верх и низ), флисовая кофта, куртка-мембрана и/или велосипедная ветровка, тёплая пуховка, тёплые штаны-самосбросы или лыжные.

Очень важно для терморегуляции во время треккинга снимать и одевать вещи по обстоятельствам (!). Это - залог вашего успешного восхождения, и зесь не следует поддаваться мимолётному состоянию (типа: было лень уставшему раздеваться/одеваться). Как только стало жарко - снимаем или расстёгиваем одежду. Идеально, когда ваша одежда расстёгивается частями: под мышками - тоже молния, а "брюки лёгким движением превращаются", расстегнутые на половину, они прекрасно вентилируют перегретые ноги.

Голова: шапка, и хорошо, если будет ещё слой, флисовая повязка на уши, на шее - баф или платок/шарф - так вам удастся избежать локальных обморожений челюсти, лба и носа, а также перегрева (на последней стадии восхождения). Балаклава - индивидуально, не для всех подходит, она цельная, в ней или слишком жарко или неравномерно холодно.

СНАРЯЖЕНИЕ.

Ледоруб.

Кошки с антиналипанием.

Треккинговые палки.

Система – обвязка.

Половина людей вам будут говорить, что ледоруб не нужен, так знайте - это меньшая половина. Половина считает, что не нужна обвязка – это, похоже, большая половина. Здесь советуйтесь с вашим гидом.

ЕДА.

"Поход, был настолько тяжёлый, что сначала перевелись, вегетарианцы, потом - оптимисты, а после и атеисты..."

Берите понятную вам еду, лучше из того походного, что быстро готовится или заливается кипятком: каши, пюре, вермишель. На ледниках мясное порой идёт даже вегетарианцам, конская колбаса и сало - вполне.

Но экспериментировать с едой сильно не стоит, вам потом может быть не ясно - это от высоты тошнит или от непонятной консервы, которую вы обычно не едите.

Сухофрукты, орешки и сухарики из обычного хлеба - в карманы на каждый день трека, это - легкость вашего пути, как сахарок цирковой лошади, поощряет тело и прибавляет сил.

ЖИЛЬЁ И НОЧЛЕГ.

Палатка - лучше противоштормовая, они небольшие и невысокие, с растяжками. Обычную палатку сложит или снесет по время грозы и ветра, а это большая проблема. По периметру палатки между тентом и спальником хорошо разместить пакеты с одеждой и едой, т.к. ночью появлется сильный конденсат от перепада температур. На ледниках на улице мороз, а внутри вы надышали, так что утром можете удивиться, проснувшись в подмокшем спальнике. Для тепла можно под каремат положить рюкзак - ещё один слой от земли, очень утепляет; утепляет ещё сидушка на пояснице или коленях, если её положить вовнутрь спальника.

Спальник. Покупая, смотрите на его нижнюю температуру - это температура выживания в нем; температура комфорта – посередине, на неё и ориентируйтесь, а что касается женщин - так и вовсе смотрите на верхнюю, если вы спите не в стяжке - не вместе и не в обнимку.

Эльбрус-17. Выше земных радостей. Часть 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ХИТРОСТИ.

Меня они в своё время очень удивили, именно благодаря им мы очень неплохо выживали в 7-ми снежных ночевках во время февральского похода по румынской границе Карпат.

Спать правильно с ботинками, а не в ботинках. Их надо предварительно промокнуть от влаги туалетной бумагой или сухими салфетками, положить в полиэтиленовый пакет и засунуть в ноги спальника, так они утром будут тёплые и мягкие. Влажные стельки можно вынуть и сушить у себя на теле - на бёдрах, животе или подмышках, как захотите, хоть на попе, но важно, чтобы в тёплом месте. Так на утро у вас будет сухая обувь.

Газ тоже забираем в спальник. При сильном морозе, а ночью в Карпатах на хребте может быть и до -35, газ может замёрзнуть и не гореть.

Берем турбо-зажигалки. Там, где сильный ветер, мороз или низкое давление на высоте, пламя такой зажигалки не задувает. Этими зажигалками греем по периметру подмерзающий на открытом морозном воздухе газовый баллон во время использования, пока готовится кипяток. Спички тоже можете брать, но балон они не прогреют. Зажигалок в такой поход мы брали по 5 на каждого, тогда была зима и это гарантия что там, где на 20 километров никого, мы выживем.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Знайте: всегда найдётся человек, которому правила не писаны. Такой может взойти на гору практически в городской одежде. Интересуясь восхождением на Эльбрус, вам периодически будут рассказывать о таких героях. Однако стоит хорошо подумать, прежде чем вы решите что либо из снаряжения не взять, и стоит ли рисковать/бравировать/выделываться лично вам.

Эльбрус-17. Выше земных радостей. Часть 1
 

АККЛИМАТИЗАЦИЯ.

Или, как это, если идти по-правильному.

В этот раз в июле 2017-го на Эльбрус я шла "правильно".

У нас было 10 дней в запасе. С человеком, который был сегодня моим партнёром по пути, я познакомилась 7 лет назад, на высоте 5000, когда безнадёжно отстала от своих. Тогда впервые и по-серьезному меня накрыла горняшка, я засыпала на тропе, сидя на рюкзаке в одной термушке, не имея сил ни на то, что бы одеться, ни воли, чтобы встать, ни голоса, чтобы прокричать. Мне было тогда подозрительно хорошо, даже интересно было наблюдать, как уплывало сознание и становилось ещё лучше.

- Девушка, вам плохо?

- ... Мне хорошо...

- Немедленно вниз! - подняли меня под руки два добрых молодца, - Да она в одном термобелье!

- ... Сейчас за мной прийдут мои, я посижу немного и оденусь, там вещи в рюкзаке...

И тут такой нецензурный текс в адреса моей группы!

- Немедленно сбавлять высоту! Где твоя палатка? Ты идёшь с нами! И не молчи, разговаривай, не спать! Откуда?!

- Из Украины..

- Да ваша Говерла - это всего две тысячи...

Я молчу, я и на ней не была.

Дальше сознание прояснялось и через час спуска я уже пела своим героям-спасителям, по их настоятельной просьбе, украинские песни...

- Я найду тебя в интернете. Хорошая ты… И ты можешь меня найти.

Эльбрус-17. Выше земных радостей. Часть 1

Мой спаситель, назвал свою известную фамилию и добавил: - Только я не актер, я - учёный.

Я не буду здесь раскрывать его, он, можно сказать без преувеличения, спас меня на тропе. Может, я бы и не замёрзла, но сейчас этого проверить уже нельзя, а тогда я действительно была в на пределе. Можно смеяться чтобы не плакать, но тогда я была «принцесса в беде» и меня спас герой, без кавычек.

А спустя семь лет мы вдвоём пошли на Эльбрус. И здесь он мне показал, как это делать правильно.

Продолжение следует...

Автор: Наталья Валицкая, специально для econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Сколько бы мы это не отрицали, но в глубине души мы знаем: всё, что с нами случилось, мы заслужили Уильям Сомерсет Моэм
    Что-то интересное