Дом

Упражнения для развитие точности движений и зрительно-моторных координаций у детей

Развитие точности движений и зрительно-моторных координаций

 

Однажды к великому мастеру у-шу пришел юноша и стал просить, чтобы тот взял его в свои ученики. Мастер сказал: «Приходи ко мне, когда сможешь поймать палочками для еды летящую муху». Через несколько лет юноша вернулся к мастеру и сообщил, что наконец-то смог это сделать. «Возьмешь ли ты теперь меня к себе в ученики?» - спросил он. «Мне больше нечему тебя учить» - ответил мастер.

Упражнения для развитие точности движений и зрительно-моторных координаций у детей

 

Когда мы говорим о письме, не оставляет сомнений важность умения совершать точные движения рукой. От точности движений зависит то, насколько разборчивым будет почерк, смогут ли другие (да и сам создатель письма) прочесть написанное. Когда-то в школах специально преподавали каллиграфию, полагая, что это полезно не только для красоты письма, но и для формирования личности ученика. Ведь для того, чтобы писать каллиграфически, требуется много внимания, терпения и аккуратности. Сейчас, конечно, требования к почерку сильно изменились, в мире поговаривают о том, что письмо от руки – рудимент, который давно пора заменить печатанием на клавиатуре компьютера. И все же…

Точность движения – вещь относительная, в том смысле, что у точного движения всегда есть либо цель (например, когда мы кидаем стрелки в мишень), либо образец (например, когда мы пытаемся повторить чей-то танец), в общем, то, с чем это движение соотносится.

Умение совершать точные движения тесно связано с умением выделять в пространстве специальные ориентиры, «точки отсчета», с умением в нужном месте начать и в нужном месте остановиться.

Для ребенка, учащегося писать, умение ориентироваться на различные точки отсчета очень важно. Ориентирами при письме служат край листа, разлиновка, размер уже написанных букв, расстояние между линейками, наклонные линии и так далее.

Следование внешним ориентирам – важное, но не единственное условие точного движения. Результат графического движения должен соответствовать внутреннему представлению о том, что мы хотели написать. Например, написанная буква должна соответствовать той, что существует в нашем воображении. Это требует определенного уровня развития системы зрительных представлений. Не все детишки 6 лет могут самостоятельно нарисовать ромб, при том, что им вполне удается обвести его по контуру. Совершение точных движений во многом опирается на зрительное восприятие и зрительные представления. Поэтому случается, что проблемы совершения точного движения вторичны и являются результатом недостаточно развитых зрительных функций.

У детей, испытывающих трудности с совершением точных движений, буквы отличаются друг от друга по размеру, выползают за строку, клонятся в разные стороны, письмо получается неаккуратным, неразборчивым. При раскрашивании эти дети часто выскакивают за контур изображения. Интересно, что низкой точностью могут отличаться и движения глаз. В этом случае, при чтении, ребенок будет перескакивать через строчки, пропускать слова, а при письме – терять из виду кончик ручки.    

Компенсаторно ребенок будет снижать скорость письма, пытаться подправить или обвести еще раз ту букву, которая вышла некрасиво, многократно возвращаться взглядом в начало строки или слова, чтобы убедиться, что ничего не упустил. Конечно, все это будет не самым лучшим образом сказываться на качестве письма и чтения.

Как развивать точность движения? Предлагаем ряд упражнений, которые помогут ребенку научиться лучше рассчитывать свои усилия:

1. Возьмите колокольчик на небольшой веревочке так, чтобы он мог звенеть от прикосновений к нему. Предложите ребенку указательным пальчиком правой руки попасть по колокольчику, чтобы он зазвенел. Переместите колокольчик в другое место. Попросите его снова ударить по колокольчику. Начинайте выполнять упражнение медленно, чтобы ребенок спокойно успевал за перемещениями колокольчика. Потом начните немного наращивать скорость, до тех пор, пока ему не станет сложно за вами угнаться. Потом предложите ему делать то же самое левой рукой. Попросите теперь дотронуться до колокольчика так, чтобы он не звенел. Это заставит ребенка рассчитывать, когда надо затормозить, что тоже крайне важно для развития точности.

2. Нарисуйте на листе бумаги две параллельные дорожки. Попросите ребенка быстро карандашом ставить точки по очереди, то на первую, то на вторую дорожку. Цель – поставить за 20 секунд как можно больше точек, ни разу не промахнувшись мимо дорожки. Постепенно ширину дорожек нужно уменьшать. Можно заменить дорожки на круги, нарисовать их не два, а три или четыре, на разном расстоянии друг от друга, чтобы усложнить схему движения.

3. Используйте все игры, требующие попадания в цель. В том числе, дартс, баскетбол, кегли, бадминтон (что, кончено, сложнее, так как цель движется). Важно, чтобы цель можно было достигнуть, двигая определенным образом рукой. С маленькими детьми, или с детьми у которых очень низкая точность движений хорошо использовать мячики разных размеров. Сначала можно катать большой мяч друг другу (постепенно уменьшая диаметр мяча), потом ловить мяч, отскочивший от пола или от стены, или подкидывать и ловить одной рукой маленький каучуковый мячик.

4. Такие виды деятельности как вышивание, пришивание пуговиц, нанизывание бус также подходят для развития возможности попадания в цель.

5. Существует известное выражение «играть в бирюльки», означающее «заниматься чем-либо несерьезно, не на должном уровне». На самом деле игра в бирюльки – дело, требующее большого внимания, осторожности и точности движений. Существуют разные варианты этой игры. Один из них – игра с изогнутыми палочками, которые изображены на рисунке. Палочки кучкой высыпаются на стол. Первый игрок пытается вытащить палочку так, чтобы другие не пошевелились. Если ему это удается, он повторяет ход и так до тех пор, пока  получается делать это осторожно. Если палочки шевелятся, в игру вступает следующий участник. У каждой палочки есть своя «цена» - количество очков, которые можно заработать, заполучив ее. Задача игроков – набрать как можно больше очков. Есть японский аналог этой игры – Микадо. 

6. Следующий этап – обучение своевременной остановке движения. В этом могут помочь раскрашивание и штриховка. На штриховках также возможно отрабатывать представление о параллельности линий, очень важное для становления почерка.

Упражнения для развитие точности движений и зрительно-моторных координаций у детей

 

7. Для письма также важно научиться соблюдать определенную траекторию движения. Для тренировки этого навыка можно использовать следующее упражнение. На листе нужно нарисовать несколько дорожек разной ширины и формы (прямые, кривые, с резкими «поворотами» и т.д.). Ребенка просят «проехать» карандашом по дорожке так, чтобы «не выехать» на обочину. Сделать это надо как можно быстрее. Начинать следует с широких дорожек, постепенно их сужая, чтобы усложнить задание.

8. Для того чтобы ребенок легче справлялся с задачей точного воспроизведения заданного зрительного образа – рисунка или буквы, важно обучить его самостоятельному активному выделению значимых элементов изображения, например, точек поворота или перелома. Такую методику обучения письму с успехом использовали в научной школе Петра Яковлевича Гальперина. Основное ее преимущество заключается в том, что ребенку в руки дается инструмент, ключ к пониманию способа решения целого класса задач. Разобрав написание 1-2 букв этим путем, ребенок оказывается способен к самостоятельному анализу всех букв алфавита.

9. Особое внимание важно уделить обучению ребенка соблюдению пропорций. Тут не помешает линейка или любой другой измеритель (циркуль, например), который можно использовать для самопроверки. Упражнения могут быть следующего характера:

  • Нарисуй такой же отрезок, как в образце.

  • Раздели отрезок на 2, 3 равные части.

  • Найди два одинаковых отрезка из множества нарисованных на листе, отрезок, в 2 раза меньше, чем данный, в 2 раза больший, чем данный и т.д.

10. Весьма удачной, с точки зрения формирования точных движений при письме и, соответственно, красивого и аккуратного почерка, является методика В.А.Илюхиной («Письмо с секретом»). Ключевым моментом этой методики является обучение ребенка следованию определенным пространственным ориентирам, как тем, что заданы разлиновкой тетрадной страницы, так и тем, которые созданы самим учеником в процессе письма. Так, например, ребенок, когда рисует наклонную линию, учится смотреть при этом на предыдущую наклонную линию, чтобы линии получились параллельными. Или же он пробует делить «палочку» на две или равные части, чтобы потом легко находить правильное место соединения двух букв. Это – основные условия метрически выверенного, пропорционального письма.

11. Важными для развития точных движений глаз являются упражнение на прослеживание. Одним из таких упражнений является «рисование» в воздухе знака бесконечности. Ребенка просят вытянуть вперед правую руку с выпрямленным указательным пальцем, положить голову на правое плечо, чтобы зафиксировать ее. Дальше ребенок должен из центра медленно рисовать выпрямленной рукой знак бесконечности, следя за кончиком пальца глазами. Так нужно сделать 4-5 раз. Потом можно выполнить упражнение левой рукой. 

12. Ну, и самый главный советнаучиться ловить палочками для еды летящую муху! опубликовано econet.ru

 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Эмоции, обычно, через какое-то время проходят. Но то, что они сделали — остаётся. В. Швебель
    Что-то интересное
      Больше материалов
      Больше материалов