Экология жизни. Досуг: Иностранцы, интересуясь нашей культурой, часто просят порекомендовать хорошие русские фильмы. Не задумываясь, называю...
Сегодня мы живем в изобилии: у зрителя большой выбор, что посмотреть. Мы - свидетели масштабных сражений орков с нежитью, динамичных погонь на спорткарах с прыжками через разведенные мосты. Наблюдаем высадку людей на немыслимых планетах, созданных воображением сценаристов. Огненных монстров и супергероев изо льда, неотличимых от реальности.
Реализм достиг пределов, когда забываешь, что смотришь художественный фильм. Визуальные технологии достигли необычайного прогресса.
Но у прогресса есть обратная сторона. Кинопроизводство сегодня - прежде всего бизнес. А кинофильм - продукт, который должен окупиться, иначе предприятие придется закрыть.
Потому режиссеры используют то что хорошо работает: снимают фильмы в жанрах, которые гарантированно окупятся. Снимают с уклоном в спецэффекты. Вкладывают бюджет в уже раскрученных актеров.
Все иначе с жанром семейного кино. Кино, которое должно понравится разным поколениям.
Такой фильм снять сложно. Много социальных нитей нужно сплести вместе. Написать серьезный сценарий. Продумать тысячу деталей. Неудивительно, что жанр непопулярен.
Иностранцы, интересуясь нашей культурой, часто просят порекомендовать хорошие русские фильмы. Не задумываясь, называю комедии Леонида Иовича Гайдая: «Операция Ы», «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница».
Эти фильмы мы смотрели всей семьей, с бабушкой и дедушкой. Двадцать лет назад. Эти фильмы мне нравились уже тогда. Их повторяют по телевизору по сей день. Их можно посмотреть в любо время на YouTube.
Почему хороший фильм смотришь вновь и вновь? Потому что он качественный. Идеи фильма актуальны как в момент выхода, так и сегодня. Ценности этого фильма созвучны ценностям в душе зрителей.
Почему пересматриваешь фильмы Гайдая? Фильмы Гайдая несут идею. Высмеивают пороки общества, такие как пьянство, тунеядство. Учат культуре. Посмотрите, как интеллигентно персонажи общаются между собой! Картина понятна людям любого возраста. Это фильм о простых людях: студенте, подрабатывающем на стройке, старшем экономисте Гипрорыбы или химике-испытателе. Фильмы необычайно хороши. И дело не в ностальгии по Советскому Союзу: в то время тоже были неудачные фильмы. Дело в режиссере. Он умел снимать кино для всех. Даже в условиях жесткой цензуры.
Но сегодня такие фильмы в России не снимают. Наша страна изменилась после развала Советского Союза. Изменились ценности. Ушла идея. Что чувствуется и в кинематографе. Фильмы редко держатся в голове дольше недели.
Однажды, перелистывая каталог фильмов в онлайн кинотеатре, наткнулся на фильм «3 идиота» индийского производства. Для разнообразия решил его бегло просмотреть минут за 10, ожидая увидеть привычный сюжет с непривычными лицами. Но трехчасовой фильм задержал меня у экрана до конца.
Фильм понравился, и я выяснил больше. «3 идиота» - один из 4 фильмов режиссёра Раджкумара Хирани, которые считаются культовыми в Индии. Картины получили 20 кинопремий и наград в различных номинациях. В многоконфессиональной стране, говорящей на разных языках, по населению стремительно догоняющей Китай, это что-то да значит. В дальнейшем я посмотрел 3 других фильма: «Пикей», «Братан Мунна» «Братан Мунна -2».
Но почему эти фильмы так удивляют?
Во всех картинах есть новое для скучающего взгляда европейского обывателя. Каждый индийский фильм — мюзикл. Хореография, картинка сегодня ушли далеко вперед со времен советского телевидения, когда крутили "Зиту и Гиту". Музыкальные вставки гармонично вплетены в тело самой картины. Большинство песен саундтрека фильмов стало хитами сами по себе. Не понимая в песне ни слова, без перевода впитываешь саму суть: драйв и живую энергию картины, бьющую через край.
Фильмы немного наивны и глупы, и от этого трогательны. Чувствуется: персонажи, живые люди. Они чувствуют, переживают. Неважно, кто это: гангстер Мунна или молодой студент Ранчо. Картинка как будто нарочито красочна. Это не находка режиссера, а реальная Индия: солнечная страна пестрит красками цветов, одежды, живой природы. Это первое что бросается в глаза всякому российскому путешественнику в далекую юго-восточную страну. Если вы уже путешествовали в стране Ганди и великих Моголов, фильмы понравятся вдвойне.
В фильмах нет реклам: ни скрытой, ни явной. Нет внешнего блеска. Здесь суть не скрывается за формами главных героинь или красивыми визуальными эффектами.
Персонажи похожи на настоящих людей, которых видишь каждый день. Они вызывают доверие и оставляют отклик.
Вспомните советское кино: Никулин, Демьянов, Вицин, Моргунов. Они проживают, а не играют свои роли.
Это не гламурные актеры сегодняшних картин, получивших славу благодаря пиару, чьи персонажи - бездушные манекены.
Герои похожи на людей, которых видишь вокруг ежедневно. Они совершают ошибки, смеются, грустят, меняются.
Здесь нет пошлости. Максимум увидите поцелуй. В Индии вы вообще не увидите на билбордах, как груди и ягодицы рекламируют газировку или быстрый интернет. В этом отношении там сохранились советские стандарты.
Самое главное, каждый фильм несет большую идею. Идею, полезную для общества.
"3 идиота" – о следовании мечте.
"Братан Мунна" – о человеческом отношении к окружающим в любой ситуации, об уважительном отношении к старшему поколению.
"Пикей" - о единстве религий и глупости суеверий. Неважно в какого бога веришь. Все люди едины. Фильм вызвал протесты в Индии, широкую критику религиозных лидеров. Дошло до вандализма в кинотеатрах. Индия – религиозная страна. Показать "Пикей" там – все равно что публично высмеять православную церковь в России. Фильм стал самым кассовым в Индии за все время.
Персонажи, как основные, так и второстепенные, живут духом единства и взаимопомощи. Чувствуется, что все люди - братья. Все идеи подаются легко: каждый фильм —приключенческая комедия.
Жаль, что в России 21 века нового Гайдая пока нет. Человека, который поднял бы проблемы в новейшем российском обществе, легко и доступно любому зрителю. Опыт Раджкумара Хирани показал, что без копирования голливудских идей, коммерциализации проекта всевозможной рекламой чипсов и отелей, можно сделать фильм по нраву всей стране.
Если вы скучаете по Гайдаю, обратите внимания на Раджкумара Хирани. Его фильмы действительно семейные. Который смотришь с родителями и советуешь друзьям. Смотришь с детьми. И с удовольствием смотришь вновь через 20 лет.
Автор: Никита Цеханович, специально для econet.ru
Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий