Подпишись

Ирония судьбы: НЕсмешное кино

Экология жизни: Фильм «Ирония судьбы» я несколько раз смотрела в детстве и в подростковом возрасте. После этого мне не приходилось его пересматривать много-много лет. И вот недавно его пересмотрела. Ну что я могу сказать: моё восприятие этого кино за годы жизни очень изменилось.

Фильм «Ирония судьбы» я несколько раз смотрела в детстве и в подростковом возрасте. После этого мне не приходилось его пересматривать много-много лет. Он, конечно, шёл вокруг, но поскольку у нас дома много лет нет телевизора (мы его не смотрим), то шёл он мимо.

И вот год назад я купила диск со старыми отечественными фильмами (ради нескольких для меня драгоценных), среди которых была «Ирония судьбы». Пересмотрела. Недавно (когда болела) повторила попытку.

«Ирония судьбы» — взгляд психолога

Дорогие те, кто любит фильм «Ирония судьбы» - не читайте, пожалуйста, не портите себе настроение! И не пытайтесь испортить его мне защитой любимого фильма – я не претендую на истину и ни на чём не настаиваю – дальше частное мнение.

Ну что я могу сказать: моё восприятие этого кино за годы жизни очень изменилось.

Ирония судьбы: НЕсмешное кино

Во-первых, в детстве не вызывало сомнений, что фильм смешной и вообще, комедия.

Сейчас мне смешно не было. И не потому, что я это уже видела, а над одними и теми же шутками два раза не смеются. Я-то как раз смеюсь. Или если вдруг не смеюсь, то без усилий вспоминаю, как и чем меня смешил некий момент в книге или фильме раньше, и хотя бы улыбаюсь.

В «Иронии судьбы» мне показался смешным единственный эпизод: «Мы перестали делать большие хорошие глупости! Какая гадость! Какая гадость эта ваша заливная рыба!».

Всё.

Над всем остальным я не только ни разу не улыбнулась, но и не увидела повода для веселья. Три пьяных идиота в бане? Перипетии между Женей, Надей и Ипполитом? Постыдная сцена, где Женя, то ли пытаясь скрыть неловкость, то ли наоборот с особым цинизмом, говорит «Он мокрый от слёз»?

Чего смешного-то?

Это не комедия, это сильная бытовая драма, в которой гениально (Рязанов – гений) показаны неустроенность, беспросветность и тотальная подчинённость социальным стереотипам.

Ирония судьбы: НЕсмешное кино

Во-вторых, в детстве у меня не было сомнений, что фильм «про любовь», а Надя с Женей предназначены друг для друга.

Сейчас я увидела только одну истинно любящую пару: это Женя и его мама. И то «большую часть фильма они разлучены».

Женя не любит Галю, но как мне показалось, Надю он тоже не любит. Да и Надя его, если уж на то пошло.

Когда я перестала смотреть на эту пару, как на предрешённую судьбой, я вдруг заметила, что они ведь совершенно не интересны друг другу! Нет между ними ни притяжения двух личностей, ни неуловимой сексуальной нити (кроме, может быть, эпизода, в котором Женя надевает на Надю сапоги и то…). Они задают друг другу гораздо меньше вопросов, чем было бы логично для хоть сколько-то заинтересованных друг в друге людей. Совершенно не ощущается, что им хорошо вместе.

Просто Наде опротивело жить одной, она до смерти хочет замуж и ей по большому счёту всё равно за кого: за Женю или за Ипполита. Лишь бы не было больше этих выходных в одиночестве, жалости и любопытства подруг и пересудов в школе.

Между прочим, когда Женя ей проговаривает, что она не любит Ипполита, а хочет выйти за него от безысходности, Надя не возражает, хотя ей и больно это слышать.

Женя… Мне показалось, что он так легко переключился на Надю, во-первых, потому, что так ему легче расстаться с Галей. Во-вторых, потому что у него есть ощущение, что эти отношения ни к чему не обязывают.

У меня был знакомый юноша очень строгих правил, который решился на свой первый секс в 24 года, оказавшись в другой стране. Как он потом рассказывал: «потому что там это было как бы не по-настоящему». И это ощущение очень освобождало его – с одной стороны слабого и нерешительного, с другой – катастрофически правильного.

Женя, в общем-то, не грешит против истины, когда говорит, что обычно он бесхребетный. Вот только в причинах своих резких изменений он ошибается – это не любовь.

С ним происходит то, чему учат людей на простейших тренингах общения: «когда вам нужно сделать нечто сложное для вас, попытайтесь представить, что это делаете не вы, а кто-то другой, или что это происходит в иной реальности».

«Иная реальность» - другой город, приключение, остатки алкоголя в крови, ряд эмоциональных потрясений – на время меняет Женю Лукашина. «Иная реальность» (а не Надино обаяние или возникшее большое чувство) добавляет Жене драйва и мужского напора. Ну и, конечно, тот факт, что главная любовь его жизни – мама сейчас далеко.

Именно так (вдалеке, в командировках) порядочные мужья изменяют своим искренне любимым жёнам.

Я почему-то уверена, что если бы Надя не рванула следом за Женей в Москву, то больше она бы Женю никогда не увидела. Нет, он не стал бы настаивать, приезжать по выходным, пытаться завоевать или хотя бы уговорить.

У него слишком мало для этого заинтересованности в результате и (главное) чувств к этой женщине.

И, полагаю, Надя это понимала. Поэтому и не стала ждать милостей от природы.

Ирония судьбы: НЕсмешное кино

В-третьих, в детстве мне Надя и Женя нравились.

А вот теперь как-то не очень.

В детстве было удивительно, как это прекрасная лирическая Надя – одинока? Тем более, что в реальности примеры прекрасных, одиноких не по своей вине женщин встречаются и нередко: нет достойных её мужчин, сложная демографическая ситуация, неочевидные на первый взгляд и вполне решаемые психологические проблемы (после решения которых одиночество проходит) и т.д. Да, всё это бывает.

Но вот с Надей всё несколько проще. Она не только плохо готовит, она еще и невероятная неряха. У неё дома (даже с учётом переезда) дикий бардак – надо сказать, что в квартире у свежепереехавших Жени с мамой значительно аккуратнее. Причём, речь идёт о празднике, а Надя расстаралась, желая «произвести впечатление» на жениха: тем не менее, стол уставлен малосъедобной пищей, а в квартире такой бардак, что одинокий алкаш теряется на его фоне.

Сомневаюсь, что Надиному приходящему мужчине, который на момент фильма почил в бозе, было с ней сильно уютно.

Ничто в её разговорах о работе не выдаёт того, что школу и детей она любит. Сужу по своим знакомым преподавателям, которые действительно любят своё дело и говорят о нём совсем иначе – с множеством чувств от удовольствия до раздражения и откровенного сарказма, но без этого усталого холодка человека, которому смертельно надоело то, чем он занимается. Вообще, Надя впечатления интересного человека («зато я богат духовно» ц.) не производит.  

Хотя не могу не отметить у Нади три ярких достоинства: он красива, хорошо одевается и поёт.

Главное, что можно сказать о Жене, что он функциональный муж своей мамы. Нет, я не про инцест. Это в семейной психотерапии есть такой термин «функциональный» - означающий функцию, которую человек выполняет в семейной системе. Например, функциональными родителями ребёнка часто бывают не мама и папа, а мама и бабушка: именно они воспитывают ребёнка, уделяют ему внимание, вникают в его проблемы и т.д. Или наоборот функциональные родители – это бабушка и дедушка, а мама с папой – ещё одни дети или просто посторонние люди.

А вот Женя давно и прочно психологически «женат» на своей маме. Ему поэтому и не нужна никакая лишняя женщина, которая будет «мелькать» мимо него в его комнате, он потому и не стремится к супружеству. В нём (вопреки его представлению о себе) ничего нет от старого холостяка, который строит свой быт отдельно от женщин – он напротив построил крепкий быт с женщиной. Просто эта женщина – его мама, которая, надо сказать, вполне счастлива в этом браке.

Сразу оговорюсь: дело совсем не в том, что Женя с мамой вместе живёт: в те времена было трудно найти людей, которым удавалось разъехаться с родителями. Но можно жить с родителями в одной квартире и быть при этом сепарированным: отдельным, взрослым и самостоятельным, а можно жить в другом городе, но колоссально зависеть от родителей и находиться в состоянии необрезанной пуповины. У Жени второй случай.

Даже если бы он переехал в Ленинград, да что там, даже если бы в Магадан, он остался бы в браке с матерью.

Забавно, что первые «уроки» по обращению с женщинами, мама даёт своему сыну, когда ему исполнилось 36 лет. Не поздновато ли? Казалось бы, всё это – про объяснение в любви, про то, что следует, а что не следует говорить женщинам, она должна была бы рассказать Жене лет в 18: тем более что у Жени была великая любовь в юности – Ира (та, которая потом вышла замуж за Павлика). 

Мама постоянно посылает сыну двойные послания: с одной стороны она говорит «Тебе надо жениться», и в то же время она не одобряет ни одну его девушку (на ком жениться-то при таком раскладе?). Не только Галю. Наде, если посмотреть не предвзято, она тоже совершенно не рада. Я не могу сказать, что слова «поживем – увидим» это хорошее благословение или демонстрация радости от встречи. А когда сын говорит, что никто не будет за ним ухаживать лучше, чем она – мама откровенно радуется.

И ещё, Женя вовсе не такая овца, какой прикидывается. Этот тихий интеллигент, «на котором все ездят», устроил на свадьбе у лучшего друга (!) сцену, которую не каждый брутальный мачо решится устроить на свадьбе у злейшего врага – произнёс тост, способный испортить праздник молодожёнам «Ира, я желаю, чтобы ты как можно скорее ушла от Павла и вышла замуж за меня».

Этот «необыкновенно порядочный человек» ещё до Гали бросил женщину, которой сам же сделал предложение (никто за язык не тянул – он даже крайне удивился, когда она согласилась), и уехал в Ленинград.

Кстати, Галю он явно не любит, но продолжает встречаться с ней уже два года. По-хорошему ему следовало бы прямо сказать барышне, что ловить ей нечего, что жениться он не хочет (в советские времена законный брак имел совершенно другое значение, чем сегодня, и женщина, на которой «никак не женятся», находилась в унизительном, двусмысленном положении). Или уж жениться (глупо, неправильно, но хотя бы соответствует нормам тогдашней морали). Женя предпочитает на ёлку не лезть и с ёлки не слезать.   

И, наконец, в детстве казалось, что те, кто остался с носом – получили по заслугам.

Я помню, что все вокруг меня говорили, что противная Галя – хищница. Она неприлично хочет замуж за Женю, предлагает выставить на Новый год его маму из квартиры («а мама уйдёт!») и, наконец, шантажирует Женю, чтобы он согласился встречать праздник не в кругу друзей, а с ней вдвоём.

Ирония судьбы: НЕсмешное кино

При пересмотре фильма Галя не показалась мне противной.

И, честно говоря, Надя тоже неприлично хочет замуж. Причём о Гале я по фильму не могу сказать – она хочет замуж, потому очень любит Женю или потому что ей жаль убитых на него двух лет жизни или ещё по какой-то причине. То есть, на мой взгляд, слишком мало данных, чтобы сказать, что Галя чувствует к Жене. Я не исключаю, что именно любовь: что-то же держит эту яркую, неглупую и молодую женщину с этим мужчиной. А вот то, что Надя готова выйти замуж практически за всё, что готово жениться и любовью здесь не пахнет, я почти уверена.

Во всём остальном мне не понравился в Гале только шантаж («а вот Олег предлагает встречать Новый год в Останкинской башне»). Она хочет, чтобы Женина мама ушла? Знаете, но ведь Надина мама тоже ушла, и тоже для того, чтобы дать новоиспечённой паре построить счастье в новогоднюю ночь. Не удивлюсь, если Надя её об этом попросила. «Не наказуемо» (ц.).

И ещё одно: скажите честно, а вы бы не хотели? Вы бы не хотели встретить НГ с любимым человеком только вдвоём? И главное, БЕЗ его мамы?

Судя по всему, они с Женей, встречаясь уже два года, нечасто остаются наедине: даже целуются при открытой двери. Поэтому и её желание отказаться от общества Жениных друзей мне, в общем, понятно. Да, она бросает о них довольно грубым голосом небрежное слово «Обойдутся!». Некрасиво? Не очень, конечно. Но, что ни с кем из нас такого не случается? Мы все всегда обо всех говорим идеальным тоном и в идеальных выражениях, особенно за глаза и находясь в огромном нервном напряжении? А Галя на сильных нервах – во-первых, Женя, наконец, сподобился сделать ей предложение, во-вторых, она перед этим кучу сил угрохала, пытаясь понять, что же ждёт её в Новогоднюю ночь.

Поэтому, повторюсь, единственное недопустимое, что я увидела в Галином поведении, это шантаж.

Нисколько не оправдывая Галю (шантаж – это мерзко), хочу сказать: я долго думала, а как Галя могла бы общаться с Женей по-другому? Ну, есть у меня такое хобби: смотрю на героев фильмов и думаю «да, так неправильно, вот если бы здесь не лукавить, а прямо сказать; или наоборот – не лезть с откровениями, а подождать, когда человек успокоится».

Так вот, вопреки обыкновению, не нашла ответа. Женя до такой степени саботирует любые прямые просьбы и вопросы, до такой степени избегает любых попыток что-то обсудить, до такой степени увиливает от любой откровенности, что мой любимый способ – без наездов, но прямо и искренне прояснить ситуацию, здесь бы не сработал.

Приходится признать, что единственный хороший вариант поведения для Гали был бы бежать от Жени со всех ног, встречать Новый год с Олегом хоть в Останкинской башне, хоть в монастыре в Суздали.

Ирония судьбы: НЕсмешное кино

Кто там еще не охвачен рецензентским порывом? Ипполит?

Перечень недостатков Ипполита, который озвучивает Женя Лукашин, звучит как приговор, не подлежащий обжалованию.

А вот перечень недостатков Жени в исполнении Ипполита для детско-подросткового романтического восприятия был даже симпатичен. Сейчас я понимаю почему: это «невзрослые» недостатки.

То в чем Ипполит обвиняет Женю, это то, в чём обычно упрекают детей и то, что, как правило, утрачивают взрослые. Поэтому ребёнку они импонируют. Правда, зрелый человек, возможно, назвал бы эти качества инфантильностью. 

Со своей сегодняшней колокольни могу сказать следующее: у Ипполита низкая самооценка, поэтому он такой критикующий, авторитарный и недоверчивый; поэтому же ему необходимо всё время получать доказательства любви и провоцировать сцены, после которых нужны такие доказательства. Хотя не могу не отметить: доказательства любви ему требуются ещё и потому, что он жопой чувствует – Наденька его не любит.

Возможно, с реально любящей женщиной Ипполит был бы гораздо более спокойным и уверенным в себе (прецеденты знаю и немало). Низкую самооценку он компенсирует тем, что хорошо укладывается в общепринятые социальные рамки (благо в те поры они есть) и, благодаря этому, вечно «знает, как надо» (правда, это разрушает его обаяние, но это другой вопрос). У него, конечно, тяжёлый характер.

Но. Думаю, что Надю он любит. Хотя это ничего не меняет – ей было бы с ним тяжело. Впрочем, с Женей, ей тоже вряд ли будет легко.

Ирония судьбы: НЕсмешное кино

Еще я задумалась, почему фильм так любим народом.

Во-первых, в нём есть то, что необходимо для любого сильного произведения – атмосфера. Узнаваемая, щемящая, всепроникающая, создающая отдельный мир. Это очень много.

Во-вторых, прекрасные артисты – все как на подбор.

В-третьих, песни, которые отчасти создают атмосферу. Песни, которые невозможно забыть и хочется петь. 

Есть и ещё кое-что. Все персонажи узнаваемы.

Таких мужчин как Женя – слабых, «женатых на маме», боящихся серьезных отношений и не способных развиваться (то есть, живущих по стереотипу и повторяющих одни и те ошибки отношений) очень много.

Таких женщин – одиноких, измученных женским коллективом, безрадостных, никогда не бывавших замужем – тоже огромное количество.

И мам таких – почему-то же эти люди выросли именно такими – неустроенными и несчастными, и дурацких традиций, вроде похода в баню, которые давно никому не приносят большой радости, но их упорно повторяют из года в год – всего этого хватает.

И всё это – такое же типовое, смутно знакомое, а потому почти родное – как типовые дома, воспетые Рязановым в первых кадрах. Когда человек родом из СССР это видит, он волей-неволей ощущает какое-то узнавание.

А ещё это история про Поступки. Пусть порой не слишком красивые, но на фоне всей этой добропорядочной одинаковости – поступки. Может быть, (и даже, скорее всего) первые и последние в жизни этих людей.

Под этот фильм приятно рассказывать о Поступках из собственной реальности.

Например, как «папа отбил маму у дяди Пети» (пусть даже потом папа для мамы ничего не сделал, пусть ставшая его женой мама жила в нищете и смотрела на дядю Петю только в окно дядипетиной машины, проезжающей мимо мамы, когда она плелась от метро домой, но маму всю жизнь грела мысль о пережитой большой любви – отбил же!) или как «мы однажды напились с ребятами».

То, что эти Поступки такие же типовые, как и быт, на фоне которого они происходят, уже неважно. Они похожи на те, которые воспел кинематограф, а значит, делают нашу жизнь значительной и не зря прожитой.

В-третьих, мы все любим истории, где всё кончилось хорошо просто так. Согласитесь, истории о том, где некто очень старался и получил по заслугам и вполовину не настолько греют душу, как Сага о Халяве.

Просто потому, что Сага о Халяве – это всегда намёк на то, что и с тобой может быть то же самое. Что прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте и БЕСПЛАТНО покажет кино. Это позволяет забыть о том, что сидя на жопе ровно, въехать в рай пока ни у кого не получилось. опубликовано econet.ruЕсли у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 1)
    • 0 / 0

      Я тоже раньше очень любила этот фильм, а теперь смотрю его другими глазами. Начнем с того, что если бы я бы нашла такого мужчину у себя дома, я бы сдала его в полицию. Мое мнение, что статья полна проекциями автора. Это пристрастное восприятие, проекции Вашего опыта. Любовь она у всех разная, инфантильная, зрелая, короткая, долгая, сильная или стабильная. Любая любовь имеет право на существование. А сила чувств здесь есть. У Гали скорее расчет, чем любовь, поэтому она так злится, когда Женя "сбегает", и она любуется собой в этих отношениях. А Ипполиту трудно любить, он суховат, утратил живость души и очень сильный собственник. Героиня Барбары Брыльской отдельная тема. Брыльска абсолютно не советская актриса и нелепо смотрится в роли советской учительницы. Посмотрите "Анатомию любви", после которой Рязанов ее пригласил на эту роль. У нее западный шарм. Если бы Надю играла советская актриса, она бы воспринималась совсем по-другому. Этот фильм похож на сказку с не очень правдоподобной концовкой. У нас любят сказки) В Голливуде, кстати, тоже. Да, оба они не готовы к созданию семьи несмотря на возраст, героиня еще не вышла из прошлых отношений, связь с женатым мужчиной она считает "семьей". Жаль, что у них нет детей, дети помогают повзрослеть, особенно подростки, с ними рядом уже не получается быть инфантильными.

      Ответить

    Добавить комментарий

    Не бойтесь кого—то потерять. Вы не потеряете того, кто нужен Вам по жизни. Теряются те, кто послан вам для опыта. Остаются те, кто послан Вам судьбой. Фридрих Ницше
    Что-то интересное