Экологичное родительство: Вэнди Берлинер, британская журналистка, удостоенная премии British Media Award, CEO образовательной компании Education Media Centre и писательница, использует данные научных исследований для того, чтобы доказать, что одаренных детей не существует. Вернее, что одаренным может стать любой ребенок.
Вэнди Берлинер, британская журналистка, удостоенная премии British Media Award, CEO образовательной компании Education Media Centre и писательница, использует данные научных исследований для того, чтобы доказать, что одаренных детей не существует. Вернее, что одаренным может стать любой ребенок.
Примеры великих
Не так давно мир лишился выдающегося математика — на 40-м году жизни скончалась единственная женщина-обладательница Медали Филдса (эквивалента Нобелевской премии в математике) Мариам Мирзахани.
Родилась в Иране, подростком начала выигрывать золотые медали на олимпиадах по математике и стала профессором Стэнфордского университета в 31 год. И все, конечно, подумали, что такой человек был гением с рождения, считал в уме еще в пеленках и так далее.
На деле же мы видим, что детство Мариам было достаточно ординарным, кроме небольшого периода ирано-иракской войны, которая закончилась, когда девочка завершила обучение в начальной школе.
Семья из среднего класса, трое детей, правда, достаточно элитная женская школа в Тегеране. В которой девочка не особо интересовалась математикой, прямо скажем, что несколько лет в средних классах, она показывала довольно посредственный уровень.
Зато она интересовалась чтением и читала все подряд. Но однажды старший брат похвастался тем, что он решил очень сложную математическую задачу из журнала. Объяснение очаровало Мариам и с тех пор математика стала ее страстью.
Был ли ее бэкграунд необычным? Нет. Многие нобелевские лауреаты ничем не блистали в детстве. Вспомните знаменитую историю Эйнштейна. Его еле взяли в цюрихский Политехнический институт — он провалил общий тест, только из-за исключительных результатов по физике и математике для него сделали исключение. И на работу в Швейцарское Патентное бюро его не взяли, потому что он плохо разбирался в технологии машиностроения.
Представьте себе, что в 1921 году Льюис Терман протестировал 1470 юных калифорнийцев и наблюдал за успехами лучших, тех, у кого были наивысшие показатели IQ. И никто из них не добился ничего выдающегося в сфере науки. А вот два парня, которых Терман отсеял, Луис Альварес и Уилльям Шокли, стали нобелевскими лауреатами по физике.
Дело не в IQ
Как вы уже догадались, дело не в высоких показателях интеллекта. Ученые утверждают, что мозг пластичен, и IQ — это непостоянная величина. Если вы в пять лет читаете «Гарри Поттера», это не значит, что вы будете лучшим выпускником школы.
Профессор Дебора Эйр говорит, что согласно новым исследованиям в нейробиологии и физиологии, каждый человек, если только у него нет серьезных нарушений, может достичь того уровня, который школа обычно называет «одаренностью».
Единственное, что для этого нужно — обучить ребенка правильному подходу к учебе и выработать у него три ключевых навыка: любознательность, настойчивость и умение упорно работать. И поддерживать этот труд надо и в школе, и дома.
Профессор Андерс Эрикссон, исследователь психологии образования из Университета Флориды, проводил исследование, начавшееся еще в 1980-х годах, изучая успехи респондентов в различных сферах: от музыки и спорта до памяти и внимания. Так вот, он утверждает, что врожденный талант не есть основополагающим для блестящих достижений. Практика, практика и еще раз практика! Особенно интересно то, что Эрикссон предлагал студентам разных уровней развития памяти специальные мнемонические упражнения и через некоторое время они обогнали тех, у кого острая память считалась врожденным даром.
Поддержка семьи
Бенджамин Блум, знаменитый американский педагог, в результате своих исследований, проведенных в 1980-е годы, пришел к выводу о том, что поддержка семьи фундаментальна для того, чтобы ребенок достиг блестящих результатов. Группа сотрудников Блума наблюдала за людьми, достигшими высокого уровня мастерства в различных видах деятельности: балет, плавание, теннис, математика, скульптура, неврология, и опрашивала не только их самих, но и их родителей. Блум обнаружил, что все родители поддерживали детей, особенно в тех сферах, которые нравились им самим. То есть «гениев» заинтересовали в детстве сами родители тем, что нравилось им самим, родители же передали детям и крепкую рабочую этику.
Конечно, то, что есть люди, которые рождаются с даром — бесспорно, но в основе блестящих результатов лежит не столько этот дар, сколько те привычки и навыки, которым можно научить.
Дебора Эйр и ее коллеги выяснили, от того, например, поддерживают ли родители интерес к чтению у дошкольников, зависит их уровень успеваемости в школе. Те, для кого книга — лучший подарок (и друг), чаще становятся отличниками не только в первые годы школы, но и вплоть до средних классов. И если вы думаете, что умниками могут стать только дети из семей, которые в состоянии материально поддержать стремления и интересы ребенка, то вы ошибаетесь.
Ученые Оксфорда опросили 3000 человек, которые достигли успеха несмотря на трудности: половина из них получали бесплатные обеды в школе как дети из малообеспеченных семей, более половины жили в неполной семье, четверо из пяти проживали в неблагополучных районах. Что дало надежду этим детям? Присутствие в их жизни взрослых родственников (не обязательно ближайших) или людей, которые занимались ребенком (учителя, другие значимые взрослые), которые высоко ценили образование и поддерживали ребенка в учебе. Они говорили детям о том, что надо стараться, много работать в школе, внимательно слушать в классе.
Характер как дар
Эйнштейн, который для нас стал воплощением гения, был любознательным и целеустремленным. Он не отступил перед отказами и неудачами в юности. Считал ли он себя гением или одаренным человеком? Нет. Он говорил так: «Я не такой уж и умный, просто я дольше останавливаюсь на проблеме. Многие люди говорят, что это интеллект делает человека великим ученым. Они не правы: дело в характере».
А что же Мирзахани? Ее публикации показывают нам портрет ученой, у которой несомненно были любознательность, страсть к своему предмету и напористость. Один ее комментарий подводит итог наших размышлений: «Конечно, самый яркий момент — это момент открытия, момент, когда ты понял что-то новое, чувство, что ты поднялся на вершину горы и видишь все ясно и четко. Но большая часть занятий математикой для меня — это как долгое восхождение по склону, где нет тропинки, и которому не видно конца». Тропинка, все же привела ее к вершинам математики за время такой короткой жизни. А это звучит как подтверждение сильного характера. Возможно, этот характер и есть главный дар?опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
Автор: Вэнди Берлинер
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий