Экология жизни: Блаженной памяти старец отец Амфилохий был одним из делателей Иисусовой молитвы. Его молитва достигала высоты духовного созерцания, и его ум часто воспарял на молитве, видел такие небесные явления и таинства, которых «ум не видывал» и о которых «ухо не слыхивало».
Старца Амфилохия я не могла встретить – он окончил свой земной путь, когда я еще не родилась, в 1970-м году. Но то, что я верю и как я верю, – это его присутствие в моей жизни.
Я попала в основанный им Благовещенский монастырь в 1997-м году и там впервые ощутила дух подлинного христианства – дух живой веры, смирения, свободы, радости, любви. Встречая духовных чад старца на островах Додеканеса, я их узнавала по этим свойствам.
Патмосский старец говорил о себе: «Я родился, чтобы любить. И мне неважно – это турки, или негры, или люди с белой кожей. В лице каждого я вижу образ Христа и ради Него готов принести в жертву все».
Стяжанию любви отец Амфилохий посвятил свою жизнь, избрав с 17 лет путь монашества, а духовными ориентирами – Иоанна Богослова и Серафима Саровского (о котором, видимо, узнал от русских эмигрантов, приезжавших на Патмос).
Главное, чего желал старец приходившим к нему людям, – молиться: «Молитва – основа совершенства. Нет иного способа очищения и освящения, кроме умной молитвы: она наполнила рай святыми. И я прошу Бога даровать вам ее, ибо хочу передать вам то, что считаю драгоценнейшим».
Святой ученик святого учителя, Нектария Эгинского, он тот, о ком можно сказать: если есть старец Амфилохий, значит, есть Бог.
Старец Амфилохий (Макрис)
Воспоминания о старце
Монахиня Христонимфия, игумения Благовещенского монастыря: «Я увидела, как старец приподнялся на метр над полом»
В тишине и молитве он жил, каждодневно вкушая плоды Святого Духа
– Блаженной памяти старец отец Амфилохий был одним из делателей Иисусовой молитвы. Его молитва достигала высоты духовного созерцания, и его ум часто воспарял на молитве, видел такие небесные явления и таинства, которых «ум не видывал» и о которых «ухо не слыхивало».
В тишине и молитве он жил, каждодневно вкушая плоды Святого Духа. Эти состояния, переживаемые нашим старцем, отражались на сладости его лица и на внутреннем свете, который он источал вокруг себя. Однако и многие события свидетельствовали нам о его внутреннем делании и святости.
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
Остров Патмос
Вот один из таких случаев: я была девочкой лет тринадцати, когда однажды после обеда, еще не прозвучало било к молитве, старец позвал меня, чтобы я ему помогла. Я пошла с большой охотой.
И когда выполнила порученное мне дело и уже хотела уходить (тем более что пришла сестра, которая собиралась стучать к началу молитвы и должна была взять на это благословение), к моему большому удивлению, геронда не отпустил меня и сказал: «Останься, дитя мое, со мной сегодня вечером, помолимся вместе».
Его лицо сияло так, что я не могла на него смотреть
Я осталась и, чтобы не мешать старцу, отошла и преклонила колени в задней части комнаты. Я наклонила голову в сильном смущении до самого пола. Он же взял свою палку, встал перед иконами и молился. Прошло довольно много времени, когда абсолютная тишина и мир, царившие в комнате, заинтересовали меня.
Из любопытства я немного приподняла голову – посмотреть, что делает старец. И увидела нечто удивительное: отец Амфилохий был приподнят примерно на метр над полом, а его лицо сияло так, что я не могла на него смотреть.
Келья старца Амфилохия
Я очень испугалась от этого сверхъестественного зрелища и закричала. Тогда старец пришел в себя, подошел ко мне и говорит: «Что случилось, деточка? Ты испугалась? Не бойся. Это от лукавого, это пройдет».
И попытался мня успокоить. «Только об одном я тебя попрошу: обещай, что когда ты спустишься сейчас с башни (там он жил), ты ничего не скажешь сестрам». Это было еще одно свидетельство его великого смирения и подлинной святости.
Он постоянно пребывал в созерцании нетварного света
Старец особо возделывал непрестанную молитву, которую имел в себе от великой любви к Богу. Его душа тосковала по Господу и стремилась к Нему с великим рвением.
В церкви он никогда не садился. Часто наставлял нас и говорил: «Человек, который очень любит Бога, приносит себя в жертву ради Него». И еще: «Когда ты любишь человека, то желаешь постоянно думать о нем и с ним разговаривать. Так и душа, любящая Бога, должна непрестанно, и днем и ночью думать о Господе. Молитва – лучшее делание и орудие монаха».
Та сестра, которая любила молитву, занимала особое место в душе старца. Молитва никогда не сходила с его уст и не удалялась из его сердца. Он постоянно пребывал в созерцании нетварного света. Его лицо сияло от непрестанной молитвы.
Как-то я спросила его: «Геронда, когда к вам приходит возмущенный человек и поносит вас оскорбительными словами, что вы делаете в этот момент?» Ответ: «Когда я сижу на высокой скале молитвы, какие бы волны ни подступали, они мне не причинят вреда. Но если застигнут меня внизу, то смоют в море. Умная молитва уподобляет, связывает, освящает, дитя мое. Когда в душе возгорается огонь молитвы, все сухое опаляется и исчезает».
«Умная молитва, – говорил он нам, – основа совершенства. Первая ступень духовного восхождения есть умная молитва. В начале молитвы ты ощущаешь большую радость, затем приходит сладость, и в конце, как плод, приходят слезы, потому что душа ощущает в себе присутствие Бога».
Я расскажу еще об одном случае из жизни старца и о даре его прозорливости.
Когда мне было 23 года, старец решил постричь меня в монахини. Он сказал мне, чтобы я сообщила об этом маме (отец мой скончался незадолго до этого), чтобы она приехала на мой постриг. Я же, зная о сопротивлении моей матери, отказалась сообщать ей, объяснив старцу, что если она приедет, то, очень вероятно, не даст своего согласия на мой постриг.
Я предложила рассказать ей обо всем после и взять всю ответственность на себя. Старец уступил моим настойчивым просьбам, и так и произошло. Состоялся постриг, а после приехала мама. Она была очень расстроена и рассержена, по большей части на старца – за то, что он постриг меня в монахини.
Старец позвал ее к себе и с большой любовью и кротостью сказал: «Госпожа Ангелики, не печалься и не плачь о своей дочери, так как я вижу, что воля Божия быть ей монахиней». Мама немного воспряла, словно от сна, утихла буря в ее сердце, и она впервые рассказала старцу о случае, который произошел с ней в час молитвы, когда мне было три годика.
В одном из житий святых мама прочла, что монахи встают в три часа ночи и молятся. Это правило она старалась исполнять, когда отца не было дома. Как-то ночью, когда она стояла на коленях и молилась со слезами в комнате, где мы спали, открылось окно, центральное из трех окон, и в нем появилась прекрасная женщина в черном, Ее лицо сияло.
Она обратилась к моей матери: «Что случилось, госпожа Ангелики, почему ты плачешь? Тебя что-то беспокоит?» Мама ответила: «Нет, ничего, просто я молюсь и прошу Бога, чтобы Он помог, и мои дети стали хорошим людьми, полезными для общества». Тогда Богородица ей ответила: «Не волнуйся, дитя мое, все будет в порядке со всеми твоими детьми. А одно твое чадо придет в Мой дом и станет невестой Христовой».
Герондисса Христонимфия с паломниками из России
Моя мама спросила: «А кто из детей придет в Твой дом?» И Божия Матерь сказала: «А этого я не могу тебе сказать. Когда дитя подрастет, ты увидишь сама». И действительно, через несколько лет я подросла и ушла в монастырь.
Так вот, с этими словами Богородица исчезла. А моя мама стала размышлять, кого из детей имела в виду Матерь Божия. Обо мне она не могла тогда предположить, что я стану монахиней. Мне было три года, и она подумала, что слова Богородицы означают, что я могу умереть и так оказаться в Ее доме. И жила с тревогой.
Когда я приняла постриг, мама вспомнила об этом видении и рассказала о нем старцу, а старец ей ответил: «Так вот твоя дочь, и она вошла в дом Богородицы! Почему же ты расстраиваешься?! Исполнилась воля Божия!»
В самом деле, старец, не зная о видении моей матери, постриг меня с именем Христонимфия (что значит в переводе с греческого «Христова невеста»). После отец Амфилохий добавил: «А теперь я скажу тебе и нечто иное о том, что произойдет, не удивляйся! Когда я уйду на небеса, то и ты придешь в этот монастырь и станешь монахиней».
Мама пустилась возражать: «Что ты говоришь, отче! У меня семья, дети... я никак не могу уйти в монастырь». «Тише, госпожа Ангелики, – сказал он ей, – что я тебе говорю, то произойдет». И произошло.
Архимандрит Павел (Никитарас): «Пасху ты будешь праздновать на небесах»
Архимандрит Павел (Никитарас)
В течение всей своей жизни старец страдал от болезней, был чувствителен к простудам и каждый год болел гриппом... В конце марта 1970 года он страдал от пневмонии. На дворе стояла Великая Четыредесятница, и он с трудом дал согласие принимать немного молока.
Всем он успел сказать то, в чем каждый нуждался. На попытку духовных чад задержать его на несколько дней в этом мире он попросил их: «Отпустите меня, милые мои чада, уйти. Пришел мой час». «Почему, геронда, ты не останешься с нами до Пасхи?» – спросил его я.
Он сперва робел мне ответить, но когда я спросил его и во второй, и в третий раз о том, откуда он знает, что скоро уйдет, он нехотя поведал: «Благословенный Павел, я видел Пречистую и Богослова недавно и попросил их, чтобы мне остаться с моими чадами до Пасхи, но они мне сказали: ‟Не получится. Решение принято – Пасху вместе с нами ты будешь праздновать на небесах”». Я говорю тебе это, как на исповеди, потому что ты меня понуждаешь, но не передавай этого другим».
Он ушел из этого мира суеты, посвятив всецело свою жизнь другим. Добрый делатель виноградника Господня, он потрудился, сдав на отлично экзамены на ристалище духовных состязаний. Добрый христианин и грек во всех проявлениях своей души, он послужил Церкви и Родине. Он почил о Бозе 16 апреля 1970 года в полной ясности ума и чувств.
Стоит рассказать об одном случае...
Как-то раз приснопамятный старец Амфилохий находился в своей келье в монастыре на Патмосе. Вдруг он слышит, что некая Елена с острова Икария зовет его поспешить ей на помощь. Не теряя времени, он спускается в островную гавань – и, невероятно, но факт, видит парусник, отходящий на Икарию. По штормовому морю он достигает Икарии и, едва сойдя на берег, справляется, нет ли здесь вдовы по имени Елена. Ему сообщают, что есть, и как раз на днях она похоронила мужа.
Старец интересуется, как пройти к дому этой женщины (он не спрашивает, где ему упокоить свое утомленное дорогой тело, но без промедления поспешает в дом Елены – его беспокоит услышанный зов о помощи). По пути он встречает бегущую женщину, обезумевшую от отчаяния.
Старец окликает ее по имени и говорит: «Елена! Куда ты? Я приехал ради тебя!» Убитая горем женщина приходит в себя, смотрит на духовника, задумывается о том, что хотела сделать, и исповедуется, что в этот миг она шла утопиться в море. Так старец спас эту женщину – произошло чудо, о котором сама она мне рассказала.
Последние слова старца на земле
15 апреля 1970 г.
Будьте детьми любви. Тогда вам не страшен диавол.
Господь благословил, чтобы все мои духовные чада вошли в Царствие Небесное. Для меня нет иной радости, чем увидеть вас в раю. Господь сподобит вас Своей славы. Меня очень трогает, когда мои чада рядом со мной. Нет иной радости для отца!
Духовное чадо: – Ты очень, геронда, любишь Иоанна Богослова? – С самого детства я видел его, любил его, молился и просил, чтобы он сделал меня своим учеником и последователем. Так и вышло.
Живите мирно и свято, держитесь пути ваших отцов, живите по-христиански и любите свою Родину.
Кладбище Благовещенского монастыря
Будьте мужественны и отважны, да не внидите в напасть. Не придавайте значения миру. Мир и апостолов, и всех святых считал сумасшедшими: «и Меня гнали и вас будут гнать» (ср. Ин. 15, 20).
Господь вас благословит, да будет с вами рядом в ваших трудах, в ваших мыслях. Не впутывайтесь ни в какие «партийные», ни в личные аферы. Всегда просите, чтобы Бог вас просветил делать то, что есть самое наилучшее для нашей Родины.
Наше жительство на небесех. Здесь мы живем не по-настоящему, поэтому не станем волноваться, что бы с нами ни случилось.
Слава Богу за все. Эти слова нам стоит говорить и в трудные минуты, и в минуты радости.
Где эгоизм, там нет духа Божия.
Не может называться христианином тот, кто не имеет любви. Он притворяется христианином.
«Где эгоизм, там нет духа Божия»
16 апреля, 12 часов дня (патмосскому врачу)
Дух Божий да всегда пребудет с тобой и просветит тебя в диагнозах, которые ты ставишь. Будь благодарен и людям, и Богу. Я молюсь от всего сердца, чтобы ты стал врачом-апостолом. Очень важно, когда к больному приближается врач-христианин. Я люблю тебя, потому что ты любишь свою Родину и имеешь благоговение к вере. Для меня ты не врач, а родной человек.
Вскоре, в 14.15, старец почил о Господе.
Жемчужинки
Еще в 1990-е годы мне в руки попала книга на греческом языке о старце. Я прочла ее моментально, испещрив всю пометами. Слова старца по сей день для меня – надежная опора в унынии, тревогах, страхах, неизвестности, необходимости принимать сложное решение во многих жизненных ситуациях. Когда рядом не на кого опереться, я обращаюсь к старцу Амфилохию.
О повседневной жизни
Человеку, который живет без Христа, все кажется трудным и непонятным.
Эгоистичный человек не привлекает никого. А если кто-то и приблизится к нему, то скоро отдалится. Духовная связь неразрывна – в ней и детский дух, и непорочность, и освящение.
Благовещенский монастырь на Патмосе
Когда ты встретишь человека, духовно утомленного, не взваливай на него другую ношу, потому что его колени не выдержат.
Тот, кто беспокоится, не может мыслить рационально, верно. Прояви терпение, и будешь увенчан венцом. Я хочу, чтобы вы хранили душевный мир, и тогда мы встретимся [в Царствии Небесном].
Если в нашем сердце нет Христа, мы заполняем его деньгами, или вещами, или людьми. Если в человеке нет внутреннего тепла, тогда, хоть и лето будет на дворе, он мерзнет и стынет.
Когда я вижу раздраженного человека, то молюсь, чтобы Господь успокоил его, и не слушаю, что он говорит, не принимаю близко к сердцу его слова. Когда же он успокоится и представится удобный момент, я с ним побеседую, потому что тогда он уже будет способен осознать свое неразумие. Человек кричащий бессилен.
Того, кто нас ранит и причиняет нам боль, мы должны любить вдвойне.
Патмосский образ Иоанна Богослова
Искушения одолевают человека до тех пор, пока он не смирится. После исчезают.
Когда ты не ищешь себе оправданий, Господь просветит другого человека, чтобы он дал их тебе.
Самоотречение нужно возделывать с рассуждением, потому что иначе мы дойдем до самоубийства.
Покаяние должно быть не от страха перед воздаянием, но потому что мы согрешили перед Господом.
Чем проще человек, тем ближе он к Богу: такой делается незлобивым, смиренным, кротким, свободным.
«Одним добрым словом, произнесенным в защиту ближнего, ты приобретаешь рай»
Будем считать всех людей выше нас самих, сколько бы у них ни было недостатков. Не будем ожесточаться, но всегда помнить, что и другой стремится туда же, куда и мы (в Царствие Небесное). По благодати Божией я всегда видел людей святыми и ставил их выше себя.
Одним добрым словом, произнесенным в защиту ближнего, ты приобретаешь рай.
Два крыла, которые могут поднять человека над землей, – это чистота и простота сердца. Ты должен быть прост в делах, чист в чувствах и помышлениях. В чистоте сердца ты станешь искать Бога, в простоте обрящешь Его и будешь радоваться. Сердце чистое легко входит во врата неба.
Духовная жизнь имеет большие радости. Вы парите, бежите мира, не помышляете ни о чем... становитесь детьми, и Господь обитает в сердцах ваших.
Вся наша жизнь – это небо. Каждый брат – это небо. А приближает человека к небу самоотречение.
О христианах
Мирские люди выматывают тебя – словно электроволны, они распространяют на тебя накопленное внутри излучение. Мы должны быть благодатными людьми, чтобы те, кто к нам приближаются, отдыхали душой.
Христианин – это настоящий человек. Он наделен благородством и деликатностью – не хочет огорчить никого.
О молитве
Молитва без любви, как птица, милая и красивая, но без крыльев, не может парить.
Послушание, если отнять у него молитвенное делание, бессмысленно. Ведь и коммунизм послушен идеологии, но что это?!
Если вы возделываете молитву, вам не страшны ветра искушений. Их сила слабеет, и они ничего с вами не сделают.
С помощью молитвы душа утончается и парит. Вы ощущаете живое присутствие Христа в вас и вокруг вас (апрель 1968 г.)
Молитва все устрояет. Она делает ничтожными расстояния. Изменяет планы человеческие. Дает дерзновение, веру и терпение в нашей жизни. Ты можешь ходить по волнам.
Старец Амфилохий (Макрис)
Возделывай молитву – и придет время, когда твое сердце взыграет от радости, как при встрече с любимым человеком.
Когда вы возделываете молитву, ветра искушения не собьют вас с пути. Ослабеет его сила, оно не сможет вам сделать ничего дурного (февраль 1965 г.).
Когда вы возделываете молитву, то не устаете, не испытываете тревоги, вас не клонит в сон на службах, потому что ваше тело уже – это скорее ваша одежда. А платье не печалится, не мерзнет, не утомляется. Сколько бы часов подряд я ни стоял на ногах, я не ощущаю усталости (9 октября 1967 г.)
Через молитву человек делается, словно ребенок. Молитва возвращает его к простоте и непорочности, которые имел Адам в раю до падения. Человек приобретает непостижимое для мирских людей, святое и благословенное смирение.
Через молитву ты освящаешь место, где живешь, и дело, которое делаешь.
Благодать Бога, духовное единение с Ним преображают человека. Проходят страх, подозрительность, человек больше не боится смерти и смотрит на эту жизнь, сколь прекрасной она бы ни была, как на рабство.
Мощи старца Амфилохия
О любви
Чем сильнее человек любит Бога, тем сильнее он любит людей. Он любит в них образ Божий, относится с почтением, деликатностью и освящением.
Нужно любить людей. И тех, кто делает нам самое большое зло. Только любовию мы войдем в рай.
О Христе
Часто приходит Христос. Он стучится к тебе. Ты приглашаешь Его пройти в гостиную твоей души, но, поглощенная своими заботами, забываешь о великом Посетителе. Он ждет твоего появления, ждет, но, когда ты уже очень запаздываешь, поднимается и уходит. В другой раз ты снова настолько занята, что отвечаешь Ему через окно. У тебя нет времени даже для того, чтобы отворить Ему дверь.
Возлюби, мое чадо, гостеприимство, потому что оно отворяет врата рая. Будучи гостеприимным, ты можешь удостоиться принять у себя и ангелов. Гостеприимство – величайшая из добродетелей. Она привлекает благодать Святого Духа. В лице каждого гостя, чадо мое, я вижу Самого Христа.
Вопрос: Как, геронда, нужно думать о Христе?
Ответ: Всегда с любовью мы должны помнить о Христе. Мы можем держать в руках фотографию человека, но поскольку мы его не любим, не знаем достаточно хорошо, она нас не трогает. Когда же мы возьмем фотографию нашей матери, тотчас наша душа ликует и плачет от любви.
В лице каждого приходящего, дитя мое, я вижу Самого Христа.
О богословах
О монахах
Простой и смиренный монах радуется своей жизни, а эгоистичный мучается.
Как-то мне сказали, что мы, монахи, идем наперекор заповеди Бога, которая призывает: Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 9, 1). «Э, у нас другой путь, – ответил я им, – у нас так: ‟Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте небо”». А что касается земли, мы дарим это вам!»
Молитва – это спасательный круг для нашей души и для нашего тела. И даже если кто-то на лодочке окажется в океане и будет молиться, ему не страшно плавание! Непрестанное повторение слов «Господи, Иисусе Христе...» не утомляет, как не утомляет и повторение имен любимых людей. Разве существует для монаха имя более дорогое, чем имя Иисуса?!
О духовных чадах
Рай без вас, мои чада, мне не рай.
Вопрос: Как вы сумели стяжать такое терпение и стойкость во многих вещах?
Ответ: Помогает милость Божия. Я всегда верю, дитя мое, в силу Божию, которая все претворяет и устраивает на пользу моей души.
Человек, который любит духовно, через молитву ощущает, что пребывает в Боге и в своем брате. Он огорчается, когда его брат не живет добро, и молится о его преуспеянии. Никогда не переменится (в своем добром отношении. – А.Н.) тот, кто имеет христианскую любовь.
Вопрос: Почему, геронда, видя так ясно наши немощи, наши ошибки, вы нам на них не указываете?
Ответ: Я печалюсь обо всем том, что я вижу как отец, но надеюсь на улучшение. Я указываю на необходимое, но больше проку, если пролить две или три слезы перед Христом за этих людей, нежели произносить много слов. Христос – наш целитель и педагог. Христос вчера и сегодня тот же, мы же закрыли глаза и весьма смутно видим дорогу. А поскольку в таком состоянии мы идем вперед, то одни погрязают в трясине, другие расшибаются вдребезги.
Когда я вижу человека, очень жаждущего причаститься, я не придаю большого значения посту. Некоторые имеют покаяние такой силы, что нужно им сделать шаг навстречу.
«Дай, Господи, моим духовным чадам очищение и святость. Огонь Твоей любви, чтобы они согрелись, свет, чтобы просветились, дар молитвы, чтобы всегда ощущали Твое присутствие в своем сердце... а мне – ощущение моего недостоинства. Я недостоин, Господи, того, что я делаю, но, ибо это есть воля Твоя, укрепи меня. Дай мне, прошу Тебя, любовь, чтобы согревать моих духовных чад, ясность ума, чтобы вести их по воле Твоей святой, рассудительность во всем. Аминь».
О спасении
Не надо говорить: я не знаю, спасусь ли я. Почему я не спасусь?! Спасусь! Тебе Единому согрешаем и на Тебя Единого надеемся.
Завет старца
Не придавайте ни малейшего значения ничему земному и неустойчивому. Имейте попечение о единении вашей души с Богом.
Пусть ваш взор будет прикован к небу, и ничто вас не смутит.
Часто причащайтесь, тепло молитесь, терпите – и увидите сильную Руку, Которая вас поддерживает.
Биография:
Старец Амфилохий (Макрис) родился 1889-м году на острове Патмос в благочестивой семье.
В марте 1906 года он поступил в монастырь Иоанна Богослова и 20 августа того же года принял в нем иноческий постриг с именем Амфилохий.
Добротолюбие, подвижнические слова Василия Великого и преподобного Ефрема Сирина были его пищей. Он мало ел, много молился, спал на доске, посещал все богослужения первым, жил в послушании у старцев, был благороден манерами и прост нравом.
В 1911-м году он посетил Афон, где 23 марта 1913 года был пострижен в монахи (принял великую схиму) в келье Аполлоса строгим духовником, иеромонахом Макарием (Антониадисом).
В мае 1913 года он совершил паломничество по Святой земле. Решением совета старцев монастыря Иоанна Богослова в 1913-м году он был рукоположен во диакона и вскоре во иерея и служил в Богословском монастыре, был настоятелем храма Панагии Диасозусы и пещеры Апокалипсиса.
В 1935-м году патмосская братия избрала его игуменом и патриаршим экзархом.
С силой он противостоял планам итальянских захватчиков поработить Додеканес и переподчинить его острова Папе Римскому. За эту борьбу старца выслали с Патмоса.
В тот же самый период он начал организовывать женский монастырь Благовещения с помощью своей духовной дочери, учительницы с Калимноса Каллиопи (Гуннарис), впоследствии ставшей первой игуменией монастыря Благовещения, монахиней Евстохией.
Старец Амфилохий основывал новые и возрождал старые монастыри, заботился о сиротах, воспитал в Церкви плеяду своих духовных чад – клириков, монахов, мирян.
До конца своей жизни посещал любимые им острова Додеканеса и, как любящий отец, исповедовал, утешал, укреплял, воодушевлял, благословлял.
16 апреля 1970 года его всесветлая душа отошла ко Господу. Его святость была очевидна при жизни и продолжает действовать после его блаженной кончины.
опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
Жизнеописание и изречения: Архимандрит Амфилохий (Макрис)
Подготовила: Александра Никифорова
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий