Можете ли Вы с ходу дать точное (и остроумное) определение понятию роскошь?
Можете ли Вы с ходу дать точное (и остроумное) определение понятию роскошь?
Но так, чтобы не прибегать к цитированию мудрецов, поэтов, учёных?
Китайские мудрецы-конфуцианцы умели точно определить любое явление не закапываясь в книги.
Они делали это, используя обыденные предметы, лежащие на столе у каждого.
Это - высший пилотаж работы с метафорой, кстати сказать.
Перед вами - классическая китайская задача - определить что такое роскошь - с помощью такого обычного предмета как... женская шпилька для волос.
Вы спросите, Читатель, а зачем нам определять - что такое роскошь?
А мы в свою очередь, тоже зададим вам вопрос: а вам нравится роскошь? Только ответьте честно!
И если ваш ответ будет «да», тогда вы должны уметь и чётко понимать - чего же вы хотите на самом деле...
Если же вы хотите то, чему не можете дать определения, если хотите то, чего сами не понимаете - то как вы тогда будете это иметь? Что вы будете иметь?
Итак, великий конфуцианец - учёный и каллиграф - Наставник Лю, определил «Что такое роскошь» по-своему.
Вникните в красоту этой аргументации, а потом своё слово скажет, как всегда, психология.
Наставник Лю рассуждал так: всем известно (а дело было в Древнем Китае), что женщины в нашей стране укладывают волосы в причёску, используя по традиции ровно четырнадцать шпилек.
Число это одинаково и для дочери торговца редькой и для принцессы.
При этом сами шпильки у них - не одинаковы...
Шпильки наших женщин могут быть сделаны: из простого неблагородного дерева, из дерева благородного, из бронзы, и наконец, из золота или же нефрита...
Старинная нефритовая шпилька знатной дамы (которая передаётся в её семье из поколения в поколение) может стоить всего жилища какой-нибудь бедной прачки вместе с его утварью...
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
Здесь мы должны присмотреться совсем к другому обстоятельству. Правильным в нашем рассуждении о том, что есть роскошь - будет совсем другое сравнение и наблюдение!
ВРЕМЯ, ПОТРАЧЕННОЕ НА УКЛАДКУ ВОЛОС!
Нетрудно заметить, говорит Наставник Лю, что женщина из простонародья всегда управляется со своей причёской за несколько минут.
Жена хозяина какой-нибудь мелкой торговли - за полчаса.
Жена чиновника - за час.
А какая-нибудь аристократка может потратить на свою причёску - несколько часов, хотя...
Хотя в её распоряжении всё те же - четырнадцать шпилек!
Спрашивается: так ли уж важен материал, из которого изготовлены эти шпильки?!
Мы можем представить себе следующую картину: крестьянка нашла ларец с драгоценностями, в котором лежит и набор прекрасных шпилек. И что? Она будет теперь тратить на свою причёску - час? Да она скорее продаст эти шпильки!
Горожанке-богачке может прийти в голову причуда украсить свою голову самыми дешёвыми деревянными шпильками - и дешёвые деревянные шпильки вознесутся на какое-то время на пик суетной моды.
А нефрит как благородный материал может когда-нибудь... совсем выйти из моды.
Золото в эпоху смуты также может упасть в цене и вместе с ним упадут в цене и шпильки, из него изготовленные.
Не это всё определяет: что такое сама роскошь. Роскошь определяет - время. Время, потраченное на укладку волос.
И если это соотношение времени: «несколько минут - полчаса - час - несколько часов» - останется неизменным, то материал не имеет значения. Материал - преходящ...
Во все времена неизменна только мера времени. Времени, затрачиваемого на тот или иной ритуал.
В этом и состоит различие между нуждой и роскошью.
***
Итак, из задачи Наставника Лю мы поняли, что такое роскошь. Роскошь - это время, затраченное на выполнение того или иного ритуала. (любимое слово конфуцианца!)
Полное же пренебрежение ритуалом - это скотство и деклассированность, вплоть до полной гибели культуры: в отдельно взятом человеке или же обществе.
Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, давайте посмотрим на свою жизнь.
Как долго мы ...
Короче... Как долго мы продлеваем ритуал «Детство»?
Как долго мы...
Короче... Как долго мы готовы играть в ритуал «Любовь»?
***
Роскошь появляется там, где не пренебрегают ритуалом, не сокращают его по времени. Вот - мудрость китайцев-конфуцианцев.
Задумайтесь об этом...
***
Один из древнегреческих мудрецов, философ Аристипп, оставил в истории фразу, которая навсегда определила наше отношение к роскоши, а точнее, укрепил предпочтении, которое мы всегда безотчётно оказывали ей:
Если бы роскошь была дурна - её бы не было на пирах у богов.
Посмотрите на лист весеннего дерева - торопится ли он, когда растёт? Посмотрите на облако в безветренную погоду... Торопится ли оно плыть?
Нет, лист весеннего дерева педантичен и скрупулёзен в следовании своему древнему зелёному ритуалу. А облако - в следовании своему синему.
Боги, и Природа, и роскошь для греков - одно.
Только вот слово «роскошь» древние греки заменяли словом «космэ» - упорядоченность, гармония, красота.
Красота ритуала - как сказали бы древние китайцы.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
Авторы: Елена Назаренко, Наталья Яковлева
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий