Фриланс фрилансу рознь. Речь идет не о тех редких случаях, когда человек путешествует по миру...
Поднимая этот вопрос, сразу оговорюсь, что фриланс фрилансу рознь (как и домашнее обучение), и речь идет не о тех редких случаях, когда человек путешествует по миру и взаимодействует с большим количеством людей, а о более распространенных сегодня - работе на дому, через интернет, по телефону и пр..
Объединяет эти два понятия одна общая черта – люди сами выбирают с кем, когда и на каких условиях взаимодействовать (им лично или ребенку, за которого они отвечают).
Качественные же различия именно в том и состоят – с кем, о чем, когда, на каких условиях и по каким причинам выстраивается это взаимодействие.
Сама тема выбора «независимого движения или роста» близка мне в 3 направлениях – как частному предпринимателю, как маме атипичных детей и как психологу-психотерапевту, который чем дальше, тем больше сталкивается с проблемой изоляции как причиной психосоматических нарушений или их следствием.
Поэтому я вполне осознаю различного рода нюансы, выгоды и сложности этого процесса, и хочу поделиться своими наблюдениями и размышлениями.
Когда консультирование по скайпу перешло в разряд обычного явления, у меня появились клиенты с действительными паническими расстройствами, обсессиями и различными фобиями, синдромом раздраженного кишечника и кожными заболеваниями и пр. (за период с 2008 по настоящее время это было более 100 различных случаев).
Лишь недавно, подняв старые записи, я стала отмечать, что в основном эти клиенты:
Обратило на себя внимание и то, что несмотря на разницу самих заболеваний, их симптоматика по большей части усложняла взаимодействие с другими людьми (выход в социум, пребывание в публичных местах, установление контактов, общение с незнакомыми и малознакомыми людьми и пр., уже не говоря о публичных мероприятиях).
Для большинства этих клиентов прохождение медицинского обследования для установления диагноза и подтверждения психосоматической основы заболевания превращалось в настоящее испытание, некоторые настолько сопротивлялись «сидению в очередях с больными», что даже отказывались со мной работать.
Были и клиенты, которые испытывали такую тревогу, что в ожидании нашей первой встречи, сидя перед монитором, придумывали невероятное количество отговорок, чтобы написать, что у них не получилось выйти на связь. А были и такие, первая встреча с которыми отсрочивалась на 1-2 месяца.
С учетом современных тенденций к организации работы/учебы на дому, я не смогла пройти мимо этих случаев. Но однозначно сказать стало такое состояние следствием «изоляции» или причиной пока что мне сложно.
Потому что объективно, переходя на такие формы работы и обучения, изначально эти клиенты были вполне социализированы, успешны (компетентны и грамотны) и, пусть работа под чьим-то руководством не удовлетворяла их полностью, все же здоровы.
Лишь спустя время, невзирая на их личностную успешность и компетентность в профессиональной сфере, начинались проблемы взаимодействия с социумом. Что автоматически приводило к потере клиентов, потере заработка и невозможности продолжать обучение и искать новую работу.
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
Когда я только обучалась психотерапии, в одной из своих лекций о диагностических критериях психической нормы и патологии, главный психотерапевт Украины Б. В. Михайлов высказал одну важную мысль, подтверждение которой я могла обнаружить, работая как в психиатрической клинике, так и в индивидуальной практике.
Он говорил, что понятия психической нормы и патологии слишком размыты и условны, но есть 2 критерия, по которым можно увидеть, что человек переходит ту самую «черту».
Ведь на самом деле, можно быть бесконечно гениальным и самобытным, но в то время, когда жизнь превращается в борьбу за выживание еще и под руку с иллюзиями – нужно задуматься.
Получалось, что в отличие от привычных мне диабетиков, аллергиков и пр., у этих клиентов действительно присутствовали симптомы подводящие их к этой «черте».
С одной стороны психогения вызывает у нас знак вопроса в сфере адекватности восприятия - я действительно испытываю боль/ приступ/спазм, я действительно схожу с ума/умираю или это плод воображения? Но я же чувствую это реально, почему врачи говорят, что со мной все в порядке?
С другой, имеющаяся симптоматика лишает нас возможности находить новых клиентов – зарабатывать деньги, обеспечивать свои базовые потребности.
Что же касается более субъективных моментов, то начиная работу, мы всегда отматываем «ленту времени», проговаривая различного рода телесную симптоматику каждого конкретного клиента, и зачастую останавливаемся на возрасте 11-14 лет.
Бывает, что подростки, которые перешли на экстернатную форму обучения, связывают это именно с конкретным заболеванием, лечение от которого не давало возможности проходить обучение в обычные сроки (больницы, операции и ЧДБ).
Однако чаще рассказ выглядит так:
«Нет, ну до школы у меня все было хорошо… Даже нет, в школе я хорошо учился, мне нравилось… Но вот с класса 6-8-го…» и перечисления:
Истории у всех разные, объединяет их по большей части то, что ребенок рос практически «сам один» и наладить контакты со сверстниками у него не получалось.
Значимые близкие не удовлетворяли его «терапевтические» запросы, и дальше все накатывалось «снежным комом».
Именно здесь, вероятно, и кроется проблема выбора удаленной работы - работы минимизирующей контакты с другими людьми.
Когда наконец-то человек стал «взрослым» и обрел возможность самостоятельно решать свою судьбу, он максимально старается оградить себя от взаимодействия с социумом, уйти от той сферы жизни, которая вызывала тревогу, аутоагрессию и разного рода внутриличностные конфликты.
Так или иначе, анализируя истории подростков, можно отметить, что на мой взгляд переходный возраст - не самый лучший возраст для выхода на домашнее обучение.
Более того, родителям подростков имеет смысл обратить внимание на здоровье ребенка и в случае явно выраженных проблем с:
а также стоит обратиться к детскому специалисту по психосоматике (такого рода проблемы отнюдь не у всех тинейджеров, и чем «покладистее» такой ребенок, тем выше вероятность того, что психологические проблемы не находят адекватного разрешения и переходят в соматику).
Подводя итоги своих размышлений и наблюдений, в связи с тем, что они не имеют под собой доказательной экспериментальной базы, могу предложить следующее - выбирая домашнюю форму обучения для своего ребенка, или переходя на фриланс, задайте себе следующие вопросы:
Нередко клиенты объясняют свой выбор тем, что они не созданы для «системы». В этом есть свой резон.
Однако важно учитывать и тот факт, что одна из основных функций психики – адаптация. Человек, живущий в социуме и не имеющий возможности адаптироваться к условиям системы, также обращает на себя внимание специалиста.
Адаптация это не синоним принятия и подчинения, как думают многие. Адаптация - это способность удерживать свои параметры в условиях изменяющейся среды!
Когда переход на фриланс или домашнее обучение - вопрос решенный, то важно помнить одно простое правило работы с социальной тревогой: «При наличии симптомов социальной тревоги, добровольная изоляция только усиливает расстройство».
Некоторые клиенты, работающие в офисе и испытывающие различные проблемы типа кардионевроза (ПР), синдрома раздраженного кишечника (СРК), различных обсессий и пр., стараются перейти на фриланс (меньше контактов - меньше тревоги).
Но без психокоррекции со временем симптоматика лишь усиливается, поскольку фриланс это не только «независимость от начальника», а и самостоятельный поиск заказов и пр., что загоняет клиента с повышенной социальной тревогой в еще больший тупик.
То же касается и ребенка, когда все внимание родителей и педагогов начинает концентрироваться на нем одном.
Не игнорируйте симптомы социальной тревоги, если они есть, и тем более не потакайте им.
Если вы родитель, выбирающий домашнюю форму обучения для своего ребенка, обратите внимание на то, чтобы у него была возможность взаимодействовать со сверстниками вне дома (игры во дворе; кружки и секции, в которых обучение происходит в групповом взаимодействии, а не индивидуально; тематические развивающие лагеря и т.д.).
По опыту общения с мамами, у которых действительно «особенные» дети, могу сказать, что они используют каждую возможность, позволяющую дать ребенку навыки взаимодействия с социумом.
Если же вы «фрилансер», помните о том, что работая дома, в качестве профилактики, вам необходимо:
Также желательно как минимум 1 раз в неделю участвовать в какого-либо рода социальных мероприятиях (встречаться с друзьями, ходить в театр или на концерты, футбол и пр.) и следить за тем, чтобы ваши социальные контакты не ограничивались со временем.
И если вдруг вам в голову придет осознанное желание завести собаку – не сопротивляйтесь.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
Автор: Лобазова Анастасия
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий