В незрелых отношениях у двух физически взрослых людей присутствует патологическая привязанность к «детским» потребностям – в безопасности, безусловной любви, безусловном принятии.
Зависимые – это дети,
которые играют во взрослых.
Если рассматривать их с точки зрения структуры личности Э. Берна, то это отношения, которые разворачиваются в плоскости Родитель-Ребенок.
Принципиальной их особенностью является то, что здесь невозможен контакт на уровне Взрослый – Взрослый в силу того, что позиция Взрослый «не активирована».
В незрелых отношениях у двух физически взрослых людей присутствует патологическая привязанность к «детским» потребностям – в безопасности, безусловной любви, безусловном принятии.
Почему детским?
Потому что они впервые появляются в раннем возрасте и направлены к значимым другим (родителям).
Невозможность (по разным причинам) удовлетворить эти потребности в детстве приводит к их фиксации и попыткам в последующих (уже взрослых отношениях) завершить гештальт.
Отмеченные потребности присутствуют и в зрелых отношениях. Однако здесь они не так «напряжены», не являются доминирующими, как в ситуации зависимых отношений.
Неудовлетворенность этих потребностей проявляется в постоянном голоде по безусловной любви, который зависимый человек настойчиво пытается удовлетворить за счет своего партнера.
Это и дает мне основания характеризовать такие отношения как незрелые.
Еще одной особенностью как зависимых, так и со-зависимых отношений является их комплементарность или иначе дополнительность.
Мы в ВКОНТАКТЕ! Подписывайтесь!
Комплементарность этих отношений является следствием того, что каждый из участников пары не является целостным и гармоничным.
Он идентифицируется с какой-то одной из полярностей своего Я, отвергая при этом другую.
Зато другая полярность в избытке представлена у его партнера: «У другого есть что-то, чего нет у меня».
И тогда внутриличностная дисгармоничная структура Я-частей разворачивается (проецируется) вовне – в плоскость отношений.
К примеру, если один из партнеров организованный, контролирующий, то он бессознательно выберет себе в партнеры человека импульсивного, не склонного к контролю, нуждающийся в постоянном оценивании притянется к «мастеру оценок»…
В зрелых отношениях также задействованы позиции Родитель и Ребенок, но эти позиции скорее представлены в виде игры.
То есть партнеры, находящиеся в зрелых отношениях, могут «играть» друг с другом в Родителя – Ребенка, в то время как партнеры в незрелых отношениях пытаются «играть» во Взрослого.
Рассмотрим позиции Родитель – Взрослый – Ребенок с точки зрения их функций.
Основная функция Родителя – давать.
Она находит свое воплощение в более конкретных функциях: забота, опека, контроль, воспитание, оценка.
Основная функция Ребенка – брать.
Брать заботу, внимание, контроль, опеку.
И здесь могут присутствовать две разные установки – послушный ребенок и непослушный ребенок (зависимость от взрослого, либо противозависимость).
Послушный – принимает, нуждается, слушается.
Непослушный – игнорирует, сопротивляется, возмущается…
Эго-состояния Родитель, Ребенок – это не просто состояния, но и ролевые позиции и ролевые стереотипы.
Человек, пребывающий в этих состояниях, оказывается несвободным, автоматизированным, запрограмированным. Роль алгоритмизирована, она не требует выбора.
Мы называем это паттерны поведения.
Но по сути это условные рефлексы.
Эго-состояние Взрослый, в этой связи, принципиально отлично.
Ведущая функция Взрослого – выбор: осознанный и ответственный.
Для этого необходимо собрать информацию, проанализировать ее, принять решение. Взрослый постоянно находится в творческом приспособлении.
Подписывайтесь! Мы в Одноклассниках!
Структура и динамика со-зависимых отношений
В со-зависимых отношениях роли жестко структурированы и определены.
Зависимый «разыгрывает» роль Ребенка (причем плохого, непослушного Ребенка),
со-зависимый – Родителя. Со-зависимый (из ролевой позиции Родителя) воспитывает, контролирует, учит, стыдит, упрекает.
Зависимый (из ролевой позиции Ребенка) – провоцирует, сбегает, проявляет безответственность…
Со-зависимый партнер оказывается привязанным к зависимому именно этой Родительской установкой «давать».
В работе с со-зависимыми становится понятным, что их страх одиночества, ненужности растет из невозможности ничего давать.
«Если ты ничего не даешь, то ты не нужен!»
«Если ты стараешься, даешь, то в тебе нуждаются».
Это дает ощущение силы, уверенности, даже любви.
В картине мира со-зависимого «Нужен» равно «Любит».
«Надо» становится ведущей установкой в жизни со-зависимого.
Самый большой страх со-зависимого встретиться с переживанием «Я не нужен».
Зависимый же, в свою очередь, сполна обеспечивает ему такую невстречу, поскольку постоянно нуждается, живя с установкой «Хочу и «Мне должны».
Со-зависимый неспособен быть в позиции Ребенка.
Он не может принимать, брать просто так: внимание, любовь, заботу, помощь.
Все это в его картине мира нужно заслужить.
У со-зависимого в его анамнезе есть история раннего взросления.
В психологии этот феномен получил название парентификации.
Это ребенок не доигравший, не проживший в полной мере период детства.
Период беспечного, беззаботного состояния, когда тебя любят и дают тебе просто потому, что ты ребенок, любят и дают без всяких условий.
В этот период у него происходит фиксация на такого рода «взрослом» поведении, буквально по типу образования условного рефлекса:
постарался, заслужил – получи свою конфетку!
Этот способ отношений с близкими людьми со временем становится автоматическим и не осознается.
Со-зависимые клиенты, когда начинают задумываться о своем поведении в терапии, часто не могут понять:
Зачем мне это нужно?
Для чего, кого я стараюсь?
Что я с этого имею?
Зависимый же член пары, как я уже писал выше, пребывает постоянно в позиции Ребенка.
Причем Ребенка непослушного, провоцирующего, убегающего.
У него своя история и своя в силу этого психодинамика.
Он в своем детстве никогда не был уверен, что значимый объект его не бросит и постоянно проверял: бросит – не бросит?
Для него «Любит – не любит?» трансформировалось в «бросит – не бросит?».
Вот и во взрослых (но незрелых) отношениях он привычно провоцирует своего со-зависимого партнера – убегает с оглядкой, а побежит ли за ним мамочка?
Он больше всего боится, что его бросят.
Со-зависимый же не позволяет ему встречаться с этим страхом, постоянно цепляясь за него.
Однако, ощущение безопасности – Любви зависимому может дать только вещество, а не человек.
Человек все же в его опыте ненадежен.
Структура и динамика зависимых отношений.
Отношения зависимой пары более сложные.
В зависимых отношениях присутствует ротация ролевых позиций.
Каждый из партнеров может выступать то в роли Ребенка, то в роли Родителя.
Чего им не удается, так это встречаться на уровне Взрослый – Взрослый.
Это «неравные» или наклонные отношения.
Партнеры постоянно перемещаются от позиции Ребенок в позицию Родитель. Эти позиции неустойчивы.
Подробно динамика отношений зависимых партнеров описана мною в статьях Разбитое корыто комплементарного брака: сказка о рыбаке и рыбке , Обреченные на связь: ловушка надежды, Двойной капкан отношений и др. по этой теме.
И у зависимых, и со-зависимых партнеров присутствует дефицит безусловной любви и безусловного принятия.
Отличаются они лишь разными способами ее получения.
Со-зависимый от отношений выбирает вариант быть хорошим Родителем, зависимый от вещества – быть плохим Ребенком,
зависимый от отношений – быть то Родителем, то Ребенком.
Как повзрослеть в отношениях? Направления работы.
Основная стратегия работы для описываемых клиентов и в жизни, и терапии – учиться выходить из ролевых позиций Родителя и Ребенка в позицию Взрослого.
Процесс отсроченного взросления может запускаться как вследствие определенных жизненных событий (кризисов жизни) при условии присутствия у человека рефлексии, так и ситуацией терапии.
Пока каждый из партнеров добровольно остается в своей позиции (в паре со-зависимый – зависимый), либо позиции синхронно меняются (в паре двух зависимых от отношений), система находится в сбалансированном состоянии – игра удается.
Но как-только кто-то из партнеров начинает «выходить» из своей роли для системы возникает угроза.
Обычно первоначально начинает «созревать» кто-то один из партнеров. У него появляются личные границы, личные интересы-желания, и это невыносимо для его партнера. И здесь «гармония» комплементарной пары нарушается.
Для пары это всегда риск. Привычная сложившаяся система рушится. В такой ситуации выхода два:
система может либо окончательно разрушиться, либо сохранится, основательно перестроившись.
И здесь многое будет зависеть от «взрослеющего» партнера: насколько ему самому будет удаваться удерживаться в позиции Взрослого и «приглашать» туда своего партнера.
Для этого он может использовать собственный новый опыт принятия своих отвергаемых частей, полученный либо в ситуации терапии, либо в силу успешного проживания кризисов идентичности.
Его супер задача в отношениях – оставаться в позиции Взрослый, не вываливаясь в позицию Родитель, которая, как правило, спасательская.
Это возможно в постоянном культивировании установки ненасильственного отношения к партнеру.
Важно, находясь в отношениях, учиться предлагать, приглашать, ждать, а не давать добро насильно!
Приглашение – Взрослая позиция.
Предлагать партнеру самому выбирать, решать.
В то время как заставлять, наставлять, учить, менять, спасать – это позиция Родителя.
Эта позиция поддерживается установкой: «Ты должен быть таким, каким я тебя вижу!», «Ты должен измениться!»
Как только появляется установка «давать» Другому, в отношениях появляется насилие либо манипуляция.
Это уже Родительская позиция, позиция по сути высокомерная, вытекающая из идеи, что с моим партнером что-то не так!
Если такая позиция и является хоть как-то оправданной в реальных отношениях взрослого и ребенка, то в отношениях двух взрослых людей она неуместна.
Насилие, манипуляция, принуждение всегда вызывают сопротивление, протест.
Если даже партнер внешне и согласится что-то принять, то в дальнейшем он найдет возможность отдать – «отомстить», отыграться.
Еще одним направлением работы здесь может быть исследование и проработка установок к взрослению и взрослости.
Взрослость у описываемых клиентов часто ассоциируется со страхами:
груз ответственности, тяжелая жизнь, финансовые проблемы, бытовые заботы....
На первом этапе важно поисследовать и проработать страхи, связанные с взрослением.
Эти страхи могут быть как следствием личного негативного опыта «встреч» со взрослостью, либо как результат «заражения» негативной установкой в отношении взрослой жизни от значимых других.
На втором этапе важно обнаружить «бонусы» взрослой жизни (независимости, свободы, выбора, опоры на себя), которые первоначально не видны из-за страхов.
Проблемные отношения в паре – непростая задача для партнеров. И не всегда хватает терпения для ее решения.
Однако, когда у партнеров есть обоюдное желание сохранить отношения, то всегда есть шанс.
Тем более, что всегда есть возможность обратиться за профессиональной помощью.
Я описал лишь общие схемы нескольких стратегий работы в зависимой паре. Если эта тема вызовет интерес, напишу продолжение. опубликовано econet
Любите себя!
Автор Малейчук Геннадий Иванович
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий