Подпишитесь
Дом

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

Большинство моих клиентов - женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. У них у всех одна метапроблема - неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной. Ещё почти у всех красные дипломы

 

Про девочек с красным дипломом

 


Дочь опять наполучала пятёрок и заканчивает триместр отличницей, и ей это нравится, а мне совсем нет.

 

Она об этом знает.


А что ты скажешь, если я закончу школу с медалью? - подзуживает она.


Надеюсь, что не закончишь.


А как же папа? Он же медалист! А почему мне нельзя?

 

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

 


Большинство моих клиентов - женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. У них у всех одна метапроблема - неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной. Ещё почти у всех красные дипломы.

 

 

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

 

 

 

Есть девочки, которые от рождения слишком эмпатичны и слишком нейротичны. Они жалеют залетевшую муху и безногую куклу, тащат с улицы котят, рано спрашивают о смерти. В них слишком много тревоги, и единственное, что может их стабилизировать - это спокойные, довольные взрослые.

 

Когда взрослые нестабильны, мир этих девочек сползает в тартарары.


Они миротворцы, медиаторы, буферы. Раз мама радуется пятёркам - они будут получать пятёрки.

 

В силу высокого интеллекта сензитивным малышкам учиться легко и потому не особо интересно. Оценки “отлично” лишены для них персональной ценности: они не ставили себе высоких целей вроде “научиться делить столбиком” или “освоить десятичные дроби”, это не их вызов. Но похвала за прилежание приятна и помогает справиться с внутренним раздраем при помощи мамы.

 

Мама довольна? Значит, можно жить дальше.

 


Так шаг за шагом девочки подсаживаются на крючок внешних оценок.

 

Им бы найти что-то своё - то, что поддержит, увлечёт и позволит пережить вкус личной победы, но увы. После школы по расписанию фортепиано, которое тоже очень радует родителей.

 

Потом, спустя двадцать с лишним лет в кабинете психотерапевта они будут сетовать на пустоту и немоту глубоко внутри - я себя не слышу, не понимаю, что меня греет, я не чувствую интереса к жизни.

 


А как иначе, если ты четверть века живёшь чужими радостями?

 

“Папа закончил школу с медалью потому, что у него уникальная голова” - объясняю я Лизке. Если ты ухватываешь информацию раз в пять быстрее, чем в среднем по больнице, то медаль карман не оттянет. Если нет - не стоит и пытаться.

 

Годам к пятнадцати хорошо бы иметь свою систему ценностей, определяющую, куда инвестировать в первую очередь, а куда по остаточному принципу. Я надеюсь, что скоро у моей дочери найдутся более интересные планы, чем пятёрка по ОБЖ.

 

Врождённая чуткость играет против. “Что за ерундой ты сейчас занимаешься?”. Всё, никакой ерунды, мгновенный отказ от себя ради спокойствия в доме. Хотя эта самая ерунда могла бы подсказать вектор развития собственной души, а не привычки чувствовать за других.

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

 

 

 

 

Ерунда - это то, что потом, через много лет, будет возвращено себе как великий подарок.


Просто лежать и мечтать. Танцевать. Драться. Верить своему телу. Верить в свою силу.


Девочки-отличницы здесь тянут максимум на тройку.

 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

 

Итак, сами по себе пятерки и грамоты для психического здоровья не опасны - особенно изредка и для мальчиков. Но если они становятся способом коммуникации с миром по причине отсутствия других способов заявить о себе и если они идут в ущерб по-настоящему созидательным занятиям (а созидательно то, что помогает адаптироваться в мире, а не создает видимость адаптации), тут родителям хорошо бы включиться и помочь своим чудесным дочерям сэкономить на психотерапевте.

 

Что делать с такими девочками? 


Ох, много что.

 

  • Научить регулировать свои эмоции самостоятельно, без помощи близких (свои для этого тоже нужно уметь регулировать).

 

  • Ориентировать не на чужую оценку, а на свою. Справилась или нет? Получилось ли лучше, чем вчера? Смогла ли добиться того, чего хотела?

 

  • Никогда не использовать в качестве домашнего терапевта, не нагружать своими надеждами и опасениями.

 

  • Добавить в семейный уклад весёлого раздолбайства.

 

  • Позаботиться, чтобы ребенок получал достаточно физической нагрузки.

 

  • Не обсуждать без особой надобности школьную успеваемость и качество выполнения уроков.

 

  • Вместе мечтать.

 

  • Снизить контроль.

 

  • Поддерживать любые начинания - даже самые, на ваш взгляд, глупые. “Попробуй” вместо “да, но…”.

 

  • Делиться своим опытом обретения себя.

 

  • Не рычать, как собака из будки, на проявление несогласия.

 

  • Уважать не совпадающими с вашими детские вкусы.

 

  • Не запугивать будущим.

 

  • Жить своей жизнью.опубликовано econet.ru

Оксана Фадеева

Остались вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Когда ты стоишь спиной к солнцу, ты видишь только свою тень Джебран Халиль Джебран
    Что-то интересное
    Больше материалов
    Больше материалов