«Ну, как грибочки? Не пересолены? А картошечка, как картошечка? Обязательно попробуйте мясцо. Удалось, правда? Повезло, что не жесткое досталось. Почему у нас никто не ест салатик, я так старалась, делала салатик?». Так выглядят ритуальные пляски хозяйки вокруг праздничного стола. Достаточно похвалить ее творения или рассказать анекдот – и застольный разговор направится в другое русло. Но есть семьи, в которых такие монологи приходится выслушивать ежедневно. Там страстно служат культу еды
«Ну, как грибочки? Не пересолены? А картошечка, как картошечка? Обязательно попробуйте мясцо. Удалось, правда? Повезло, что не жесткое досталось. Почему у нас никто не ест салатик, я так старалась, делала салатик?».
Так выглядят ритуальные пляски хозяйки вокруг праздничного стола. Достаточно похвалить ее творения или рассказать анекдот – и застольный разговор направится в другое русло. Но есть семьи, в которых такие монологи приходится выслушивать ежедневно. Там страстно служат культу еды.
Семейство, где процветает культ еды, вычислить несложно. Как правило, здесь под одной крышей собралось несколько поколений. И, похоже, вопросы питания, которым придается исключительная важность, – единственное, что всех объединяет, зато объединяет крепко.
Во-первых, ежедневно проводятся семинары: «Что мы будем готовить завтра» (как-то никому не приходит в голову, что будет день, и будет пища).
Во-вторых, несмотря на забитый холодильник, этим людям вечно чего-то не хватает: помимо большого похода по магазинам, они ежедневно совершают мелкие продуктовые набеги – закончился майонез, завяла петрушка, прокис уксус.
В-третьих, на кухне постоянно происходит какое-то броуновское движение: что-то жарится, парится и томится; едва закончится обед – начинает готовиться ужин.
В-четвертых, любые разговоры в доме так или иначе будут сведены к вопросам питания. Если придут гости – то чем кормить, если кто-то рассказывает об отпуске – то будет поднят вопрос, как питались в отеле. Если в доме ребенок, то львиная доля заботы о нем будет сводиться к тому, что «плохо кушает», да еще и нерегулярно.
Сто к одному, что всей этой питательно-воспитательной политикой в доме заправляет один человек: женщина, перешагнувшая 50-летний рубеж, мама или бабушка. Словом, хозяйка дома. Надо ли говорить, что в этой семье все переедают?
Одно дело, когда у отдельно взятой женщины есть расстройства пищевого поведения. Другое дело - когда она подчиняет весь дом своим представлениям о том, как надо питаться. Именно это и происходит, если в доме царит культ еды под руководством верховного жреца.
Верховный жрец имеет всю полноту власти. Хозяйка (именно так называется верховный жрец) найдет миллион обоснований тому, почему именно она принимает решения за всех. Мужики – «да что они могут», среднее поколение – очень занятое, его надо по возможности освободить от домашних работ. А что до внуков – то кому, как не ей, вырастившей своих двоих (троих, пятерых) детей, знать, что нужно маленькому ребенку.
Верность пищевым предпочтениям. Попробуйте попросить жреца отказаться от каких-нибудь продуктов. Попробуйте сказать «слишком жирное», «холестерин», «большая порция». Вам ответят: «но ведь вкусное», «все это ерунда», «зато через час не проголодаешься».
Скрытая манипуляция. Попытка саботировать культ еды, уменьшив порцию или отказавшись от пищи, – самый простой способ ощутить себя виноватым. Хозяйка будет сокрушаться, что она вам разонравилась ее готовка, что она старалась, а вы не цените, что вы ее не любите и не уважаете ее труд, что вы едите «на стороне», когда специально для вас стараются. В общем, как в анекдоте – иногда проще отдаться, чем объяснить, почему ты этого не хочешь.
Поколенческое.
Возраст жрецов культа еды говорит нам о том, что всех их объединяет не слишком сытое детство, пришедшееся на послевоенные годы. Своих детей они растили во времена тотального советского дефицита.
Клич: «Еды на всех не хватит» засел в их подсознании и стал определяющим в поведении. Они верны патриархальному принципу: «женщина должна быть хорошей хозяйкой, чтобы заслужить уважение семьи».
Неважно, что материальная ситуация давно стабилизировалась, а семья часто существует лишь номинально, по факту проживания на одной жилплощади. Но если бы страх голода был только поколенческим, тогда бы все женщины за 50 закармливали свои семейства? Очевидно, действуют и другие механизмы.
Эмоциональное.
Питание, поскольку это штука ежедневная и регулярная, становится несущей конструкцией для семейной жизни. Общение всех членов семьи держится на одной теме – питания, других связующих тем не наблюдается.
Постоянное пережевывание этой проблематики позволяет членам семьи не замечать, что их совместная жизнь пуста, их почти ничего не объединяет, кроме быта, и семейный уклад держится только на ритуалах. Еда – единственный способ всех сорганизовать и создать видимость общего дела.
Психосоматическое.
Есть несколько психосоматических причин такого поведения, они могут оказаться значимы все вместе или по отдельности.
Во-первых, в такой семье отвергаются прямые проявления любви в семье, а на их место встают оральные привычки.
Во-вторых, поскольку процесс еды – это способ мгновенно получить удовольствие и отодвинуть неприятные мысли, то у людей, склонных к перееданию, наблюдается картина внутренней задерганности, склонности к отчаянию и бегству в одиночество.
Они не получают любви от окружающих и не любят себя сами. Еда для них – замещение заботы и защита от депрессии, средство избавление от тревоги и способ получить хоть какое-то удовольствие от жизни.
Ощутить на себе гнет культа еды можно двумя способами: родившись в такой семье, где царит культ еды или попав в нее. Последствия же очевидны:
В зависимости от массы тела различают степени ожирения:
Лишний вес и недовольство собой
Ощущение манипуляции: что вы не хозяин сами себе, а окружающие вольны распоряжаться вашим режимом дня и создавать вам искусственные потребности
Чувство вины: не съесть – значит, обидеть.
Что же тут делать?
1. С тактической стороны – не пытаться тянуть одеяло на себя, то есть, не готовить себе отдельно, не отказываться от пищи, не читать мораль, не вступать в конфликт. Наоборот – обязательно хвалите еду (не дожидаясь наводящих вопросов).
2. Стратегический момент: постарайтесь обеспечить жрецу культа еды ощущение востребованности: просите совета, спрашивайте мнения, делитесь произошедшим. Да не нужны вам эти советы, ясное дело – зато ближнему вашему нужно избавиться от изоляции.
3. Есть еще одна задача, непростая: постараться найти то, что вместо еды может объединить семью. Ремонт, разгадывание кроссвордов, прослушивание аудиокниг. Если семью, конечно, еще способно что-то объединить. В некоторых семьях «склеивающим фактором» - таким же, как культ еды – становится маниакальное стремление к чистоте, к порядку. Постарайтесь найти какую-нибудь неразрушительную альтернативу культу еды.
4. Ну, а если вы стремитесь похудеть, лучше всего придумать себе несуществующее заболевание или назначенную врачом диету. И не смейте ее нарушать, иначе во второй раз в ваше «заболевание» уже никто не поверит.опубликовано econet.ru.
Алена Жуковская
Остались вопросы — задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий