Большинство правшей используют левую руку только как вспомогательную – придерживают ею лист бумаги – когда пишут или рисуют, линейку – когда чертят, овощи – когда нарезают их в салат. Одна рука определяется тем, что она может делать, вторая – тем, чего она не может. Одной рукой мы пишем, разрабатываем и тренируем ее в течении всей жизни, другая – так и остается безграмотной и неопытной
Большинство правшей используют левую руку только как вспомогательную – придерживают ею лист бумаги – когда пишут или рисуют, линейку – когда чертят, овощи – когда нарезают их в салат.
Одна рука определяется тем, что она может делать, вторая – тем, чего она не может. Одной рукой мы пишем, разрабатываем и тренируем ее в течении всей жизни, другая – так и остается безграмотной и неопытной.
Одна из рук называется ведущей или доминантной, вторая – вспомогательной или субдоминантной.
Но если наши руки физиологически устроены совершенно одинаково, то могут ли они выполнять одинаковые функции? И, если да – то к чему это приведет? Этим вопросом издавна задавались физиологи и психологи. Идея «научить» левую руку делать то, что умеет правая особенно заинтересовала и современных арт-терапевтов.
Причина такого пристального интереса - в том факте, что нашей правой рукой управляет левое полушарие, отвечающее за речь, письмо и логику. А, соответственно, левой рукой управляет правое полушарие – которое является центром образного мышления, воображения и креативного восприятия.
Именно правое полушарие дарит нам интуитивные догадки и творческие озарения, подсказывает новаторские идеи и сюжеты фантазий.
Поэтому логично предположить, что художественное выражение визуальных образов будет лучше удаваться как раз левой руке, так как это природная функция правого полушария, которое отвечает за зрительно-пространственное восприятие. Но как узнать это, ни разу не попробовав?
Арт-терапевты заметили, что рисунки людей (как профессиональных художников, так и тех, кто до этого вообще не рисовал ни одной из рук), сделанные субдоминантной рукой, характеризуются более реалистичным представлением предмета, большей эмоциональной наполненностью и визуально представляются более точными, по сравнению с рисунками, выполненными доминантной рукой.
Всерьез подойдя к этому вопросу, психологи разработали специальные упражнения для активизации правого полушария и налаживания скоординированной, взаимодополняющей и гармоничной работы обеих половин мозга.
Многие люди, работающие с развитием субдоминантной руки, сообщают, что добились быстрых изменений в значимых для них областях жизни. Новые знания, открывающиеся возможности по-иному воспринимать самого себя и окружающий мир – эти неожиданные ощущения просто потрясают их!
Ответ на вопрос, почему это так – прост: в классической психологии существует теория, что каждая человеческая личность состоит из набора субличностей – различных внутренних образов, с которыми мы отождествляемся в разных ситуациях.
Одними из основных считаются субличности Внутренних Взрослого, Родителя и Ребенка. Например, на работе человек может проявлять через себя Внутреннего Взрослого или Родителя, а вечером, в семье – Родителя или Ребенка (варианты могут быть разные). И, если рациональные, рассудительные, а зачастую и сурово-критичные Родитель и Взрослый принадлежат к левому полушарию, с его логическим подходом, то Внутренний Ребенок обитает в правом полушарии – месте спонтанности, эмоций и иррациональности.
Поэтому использование вспомогательной руки для письма и рисования – прямая дорога к налаживанию контакта со своим «Золотым Ребенком» (как его еще иногда называют) – самой творческой частью нас самих.
Арт-терапевты рекомендуют использовать письменный диалог между правой и левой рукой (задавать вопросы доминантной, а отвечать – субдоминантной, используя для разных рук разные цвета), в сочетании с рисованием субдоминантной рукой для того, чтобы узнать, больше о ваших творческих способностях, а также в решении многих повседневных проблем.
Этот метод прекрасно подходит для выявления причин заболеваний, самоисцеления, повышения самооценки, определения своих истинных желаний и планов на будущее, ведения виртуального диалога с кем-то с целью налаживания отношений и т.д. – горизонты применения этих техник практически необозримы и ограничиваются только вашей фантазией.
Но как быть, если вы далеко не уверены в своих художественных способностях? Задайте субдоминантной руке вопрос: «Отчего я боюсь рисовать?» - и запишите все, что придет. Ответы вас очень удивят.
Эта методика дает очень хорошие результаты. Ведь вы, таким образом, предоставите слово своему Внутреннему Ребенку, а, как известно, на свете нет детей, которые не любят рисовать. Подавляющее большинство сегодняшних взрослых с упоением возились с фломастерами, красками и мелками, и почти все считали, что делают это виртуозно – до тех пор, пока воспитатель или учитель в школе не сообщил им свое мнение на этот счет.
Но, пожалуй, самое интересное открытие состоит в том, что вместе со способностью рисовать и писать субдоминантной рукой, вновь пробуждаются и остальные творческие способности. Скорость, с которой происходят позитивные перемены поражает! И это закономерно – ведь при включении энергии Внутреннего Ребенка в повседневную деятельность, активизируется целый блок сложных психических процессов.
Одним из самых эффективных механизмов устранения препятствий, мешающих творческому самовыражению, является повышение самооценки и как следствие – твердая уверенность в себе и вера в свои силы и возможности. А основа позитивной самооценки закладывается в детстве, в возрасте до 5 лет.
Восстановление контакта с Внутренним Ребенком помогает понять, какие комплексы, неудачи и противостояния закрепились в психике в то время и теперь мешают радостной и успешной жизни. Работа с образами, которые посылает нам Внутренний Ребенок, помогает изменить, а когда нужно, то и разбить устаревшие модели, управляющие нашим поведением, сделать его более раскрепощенным, свободным и независимым. Именно здесь спрятан ключ к творческим достижениям, успеху и жизнерадостности.
Человек стремится прийти к гармонии внутри себя. Все хотят получить чудо прямо здесь и сейчас, и вот это чудо - в ваших руках!
Попробуйте прямо сейчас отложить все дела и нарисовать себя сначала правой, а затем левой рукой. Пусть даже просто схематично – и наверняка настроение сразу поднимется от того, что вы как будто на минутку погрузитесь в детство, сосредоточенно выводя «неудобной» рукой странные линии и ощущая «я, оказывается, могу!» – совсем как тогда, когда вы только учились держать карандаши и создавать свои первые, такие важные для вас картины…
Упражнения:
Вот какие упражнения рекомендует американская арт-терапевт Люсия Каппачионе в своей книге «Сила другой руки». Многие люди успешно пользуются этими приемами – рисованием обеими руками – для снятия стрессов:
«В очередной раз, почувствовав себя измотанным, расстроенным, выведенным из душевного равновесия, попытайтесь один раз, а если сможете, то и больше выполнить следующее упражнение:
1) Попробуйте, взяв в каждую руку по карандашу или ручке (можно разных цветов), нарисовать что-нибудь симметричное, с использованием обеих рук одновременно.
2) Другой вариант: возьмите в каждую руку по карандашу и рассеянно, машинально, обеими руками одновременно (каждая на своей части листа), выполняйте один и тот же рисунок, но так, чтобы каждая рука двигалась по-своему. То есть не стараясь добиться синхронных движений, попытайтесь сделать два одинаковых рисунка.
3) Возьмите в каждую руку по карандашу и рисуйте обеими руками одновременно, однако на этот раз пусть каждая рука делает свое собственно спонтанное изображение и движется, как ей хочется.
4) «Марайте бумагу»! Рисуйте сначала доминантной рукой все, чего душа просит, выражайте на рисунке то, что почувствовали именно сейчас. А потом делайте то же самое субдоминантной, вспомогательной рукой». опубликовано econet.ru.
Евгения Долгорукая, журнал "Инейт", 2006 год
Остались вопросы — задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий